Ремонт насоса гидроусилителя руля - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ремонт насоса гидроусилителя руля

Ремонт насоса ГУРа

Расскажу вам как я произвел ремонт насоса ГУРа. Но сначала немного предыстории.

Руль на холодном автомобиле летом и зимой работает без особых нареканий. Но как только автомобиль прогреется, особенно летом, руль на ХХ становится очень тугим, как будто ГУРа и нет. Зимой это проблема проявляется не так сильно, но все равно присутствует. Если поддать газу, руль сразу же облегчённо проворачивается (правда не совсем идеально, но всё же легче). При этом насос не стучит, не звенит, ни течёт и т.п… (сопливящую рейка в счёт не брать) масло свежее и идеальное (тем более, благодаря состоянию рейки обновляется регулярно!), кардан смазан и не клинет!

Вобщем, на лицо признак отсутствия производительности насоса ГУРа при горячем масле на ХХ. Не долго мучился, в итоге решил разобраться с данной проблемой, потратил много времени, перерыл просторы интернета, понял принцип работы насоса, нашел похожее описание и решил перебрать свой «старый» насос.

Разборка насоса ГУР

И так, в первую очередь снимаем насос, с него нужно слить всю жижу (как его снять и слить жидкость, думаю, разберется каждый), еще, на задней крышке ГУРа нужно открутить четыре болта головкой на 14.

После начинаем аккуратно снимать крышку, старайтесь не повредить прокладку данная прокладка с внутренним резиновым уплотнением), в корпусе ГУРа оставляем внешнюю часть «рабочего элипсного цилиндра» (далее просто цилиндра). Не нужно пугаться, когда от корпуса отойдёт крышка, может показаться, что она отходит из-за воздействия пружины, при обратной сборке Вам покажется, что она не встает на место, просто продолжайте аккуратно и поочередно закручивать болты по диагонали, тогда всё встанет на место.

Осмотр и определение дефектов

Внимательно осмотрите содержимое и запомните (можно сделать фотографию) что где и как стояло (большее внимание нужно обратить на положение цилиндра). Можно покрутить шкив ГУРа и аккуратно пинцетом проверить, как двигаются лопасти в пазах вала.

Все части должны вытаскиваться без усилий, так как ни каких фиксаций они не имеют, но центральная ось закреплена жёстко, она не снимается.

Осматриваем вал с обратной стороны, части (корпус ГУРа и стенка крышки) прикасающихся к ним, на предмет задиров или проточин, у меня всё идеально.

Теперь всё внутренне хозяйство извлекаем на «чистую» ветошь и начинаем его изучение.

Внимательно исследуем вал, все пазы у него имеют очень острые края со всех сторон. Одна из торцевых сторон каждого паза имеет выраженную заточенность внутрь, что при передвижении лопатки внутри паза при постоянном уклоне к этой стороне сильно затруднит её ход (это может быть первой составляющей плохой работы ГУРа). Боковые части пазов вала, так же «заточены», это можно почувствовать, если провести пальцем в разные стороны по торцевой (внешней окружности), а так же по боковым частям вала в разные стороны. В остальном вал идеален, ни каких изъянов и зазубрин не имеет.

Устранение дефектов насоса ГУРа

Неисправности найдены, теперь начинаем их устранение.

Нам понадобится ветошь, уайт спирт, наждачная бумага зернистостью Р1000/Р1500/Р2000, треугольный надфиль, сверло на Ф12мм (или более) и электрическая дрель. С валом всё намного проще, понадобится шкурка Р1500 и ей начинаем зачищать все края пазов на валу (зачищаем внешние и боковые с двух сторон) всеми возможными способами. Работаем без фанатизма, главная задача убрать только острые заусенцы.

За одно, сразу можно немного отполировать обе стороны вала на ровной поверхности, желательно использовать шкурку Р2000.

Далее нужно проверить результат нашей работы, проверяем визуально и на ощупь, всё идеально гладкое и не цепляется.

Сложнее всего придется с поверхностью цилиндра, лично я ни чего проще, не придумал, как из шкурки, дрели и толстого сверла (Ф12) смастерить, сферическую шлифовальную машинку. Для начала берём шкурку Р1000 и такое сверло, какое возможно запихать в дрель.

Далее нужно плотно накрутить шкурку против вращения дрели, в два-три оборота, зазоров быть не должно.

Придерживая плотно скрученную конструкцию, ее нужно вставить в дрель (шкурку тоже зажимать).

После, наиболее удобными вам способами аккуратно начинаем шлифовать цилиндр, шлифовать нужно равномерно, цилиндр прижимать плотно и перемещать относительно оси вращения (на максимальной скорости). По мере съедания шкурки, меняем, в итоге доходим до самой мелкой шкурки Р2000.

Желаемый результат получен,

теперь всё тщательно нужно протереть тропочкой с уайт-спиртом. Сам вал с лопатками можно сполоснуть в нем же.

После начинаем сборку, все ставится в последовательности обратной снятию.

labavto.com

ГУР предназначен не только для того, чтобы облегчить автолюбителю управление транспортным средством, но и для смягчения ударов при езде по отечественным дорогам. Такой элемент, как насос гидроусилителя руля, является одним из основных, определяющих нормальную работу узла в целом. Подробнее о признаках неисправности и нюансах ремонта вы можете узнать ниже.

Назначение и особенности конструкции

Гидроусилитель представляет собой закрытую гидравлическую систему, основные элементы которой таковы:

  • насос ГУР;
  • расширительный бак, в котором находится расходный материал;
  • контроллер, регулирующий давление насоса;
  • управляющий элемент;
  • силовой цилиндр.

Насос ГУР является основным узлом в конструкции рулевой системы. Благодаря этому узлу обеспечивается перекачка гидравлического масла из расширительного бачка по магистралям, которая впоследствии расходится по кольцу. В зависимости от автомобиля, основными типами используемых узлов являются пластинчатые либо шиберные механизмы. Как показывают отзывы, такой принцип работы позволяет обеспечить минимальный износ деталей и поверхностей. Однако у узлов такого типа есть и недостаток — подшипниковые элементы изнашиваются чаще, в результате чего автовладельцу приходится ремонтировать ГУР своими руками.

Устройство и обозначение элементов насоса

Уровень давления в таких системах достаточно высокий — он составляет около 150 бар максимум. Согласно принципу работы данный узел начинает работать в результате воздействия на него ремня, крутящего генераторное устройство, а также помпу.

Следует отметить, что устройство насоса гидроусилителя руля, будь то система MSG или любая другая, предусматривает наличие зазоров в конструкции, определенных производителем. Обычно эти зазоры должны составлять около 0.005-0.01 мм. В том случае, если зазор начнет увеличиваться, это может привести к снижению уровня давления на небольших оборотах, то есть руль может стать тугим. Основными элементами, определяющими нормальный принцип работы системы, являются шкив насоса ГУР, а также редукционный клапан насоса ГУР.

Признаки и причины неисправностей

По каким причинам системы MSG или другой марки может загудеть и свистеть и как проверить узел? В целом пластинчатые системы представляют собой узел с высоким ресурсом эксплуатации. Но если в использовании агрегата были допущены ошибки, это может привести к гудению и прочим поломкам.

Основные неисправности насоса MSG или любого другого такие:

  • произошла течь масла, его уровень в магистралях снизился;
  • масло менялось достаточно давно и уже потеряло все свои особенности и характеристики;
  • в магистрали или механизмы системы попали посторонние предметы или примеси;
  • масло перестает двигаться по системе, может произойти перегрев механизма (автор видео — канал Своими Руками).
Читайте также:  На что обратить внимание при выборе автомобильного аккумулятора?

Чтобы не пришлось ремонтировать свой ГУР, всегда нужно следить за уровнем расходного материала в системе. Кроме того, ремонт насоса ГУР можно избежать путем регулярной диагностики магистралей на предмет целостности.

Итак, почему гудит система, мы разобрались, теперь рассмотрим основные признаки неисправности:

  1. При езде на небольших оборотах приходится прикладывать больше усилий для поворота руля. Когда обороты увеличиваются, эта необходимость пропадает.
  2. Во время поворота руля появляются сторонние звуки.
  3. Под днищем автомобиля и на элементах силового агрегата могут проявляться потеки от гидравлического масла.
  4. Во время движения может проявляться свист подшипникового устройства.

Перед тем, как отремонтировать, нужно проверить насос. Если внешняя диагностика показала неисправность узла, его нужно поменять либо произвести ремонт.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Инструкция по замене и ремонту насоса

Проверяться механизм может в домашних условиях. Возможно, ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками будет включать в себя только замену износившегося подшипникового элемента. Нередко причиной появления поломок является образование воздушных пробок в магистралях узла, поэтому в первую очередь необходимо прокачать гидравлику и избавиться от пробок.

Итак, как осуществляется переборка и замена насоса гидроусилителя руля в домашних условиях:

  1. Сначала нужно немного ослабить болт, фиксирующий сам насос к скобе, для этого используется отверстие, расположенное на шкиве. Необходимо полностью выкрутить стопорную гайку устройства натяжителя и произвести демонтаж ремешка.
  2. С помощью шприца и трубки нужно выкачать расходный материал из расширительного бачка. Чтобы жидкость максимально вышла из системы, в процессе можно проворачивать рулевое колесо в разные стороны.
  3. Затем необходимо немного ослабить хомут на патрубке, идущем от бачка, этот участок магистрали можно демонтировать.
  4. После этих действий выкрутите болт, фиксирующий патрубок высокого давления, который идет от устройства в систему. Затем можно демонтировать осевой винт, фиксирующий узел к скобе и вместо него установить отвертку. Выполнив это, можно выкрутить гайку, фиксирующую шкив устройства.
  5. Далее, нужно потянуть сам насос вверх, после чего извлеките его и положите на подготовленное для этого место. С корпуса механизма следует убрать всю пыль и подтеки. Используя специальный съемник, необходимо демонтировать стопорное кольцом подшипникового элемента.
  6. Затем можно открутить болты, фиксирующие заднюю крышку. Осторожно и без усилий подденьте ее с помощью отвертки и демонтируйте, при этом следите за тем, чтобы лопасти ротора не выпали. Извлеките сами лопасти и положите их на бумагу, при этом бумажки желательно заранее пронумеровать, в противном случае вы можете допустить ошибки во время сборки.
  7. Затем демонтируйте пластину и все компоненты, которые находятся под ней. Теперь вам необходимо выбить вал, для этого аккуратно постукивайте по нем молотком или отверткой.
  8. С вала узла необходимо выпрессовать подшипниковый элемент. Если он износился, произведите его замену на новый.
  9. Произведите диагностику элементов системы на наличие дефектов и повреждений, очистите все поверхности от пыли. По мнению специалистов, такая очистка позволит снизить зазоры и увеличит ресурс эксплуатации узла в целом. Процедура сборки осуществляется в порядке, обратном демонтажу. Перед сборкой проверьте сальник, уплотнительные резинки, если состояние шайб плачевное, замените их.

Видео «Самостоятельный ремонт насоса гидроусилителя на Chevrolet Aveo»

На примере автомобиля Chevrolet Aveo вы можете ознакомиться с процедурой ремонта насоса системы ГУР (автор видео — канал Chevrolet Aveo).

Ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками

Автомеханики по жизни, любители отремонтировать вышедшую из строя деталь, стараются делать ремонт своими руками. Это развивает навыки, экономит деньги, но, иногда тратится на это много времени. Сегодня рассмотрим, можно ли отремонтировать насос гидроусилителя руля своими руками и, если да, то как это сделать самому.

Из чего состоит насос гидроусилителя руля

Насос ГУРа хоть и испытывает значительные нагрузки, но он не так часто ломается, если обеспечивать правильную эксплуатацию. Благодаря не особо сложной конструкции насоса, его вполне можно починить самому.

Устройство гидроусилителя руля:

  • Бачок для жидкости.
  • Золотник управления.
  • Регулятор давления в системе усилителя.
  • Насос.
  • Силовой цилиндр.

Привод у насоса ременный. Через ремень вращение передается от коленвала к валу насоса. Во время работы насоса, в системе достигается максимальное давление 150 бар (атмосфер) или 15 Мпа. Основой правильной работы насоса — это установленные заводом зазоры, которые должны быть в пределах от 0,05 до 0,1 мм. Если насос сильно изношен, зазоры увеличиваются, а водитель чувствует, что руль начал тяжелее крутиться.

Назначение ГУР

Современные автомобили создаются с максимальным комфортом для водителя и пассажиров. Чтобы водителю без особого труда можно было поворачивать руль (даже одним пальцем), устанавливают усилитель руля. Он может быть электрическим (ЭУР) или гидравлическим (ГУР).

Помимо облегчения вращения рулевого колеса, ЭУР и ГУР смягчает, амортизирует удары на кочках. Еще, усилитель руля держит руль прямо, даже если лопнуло колесо.

Признаки неисправностей насоса ГУР

Хотя устанавливаемые шиберные и пластинчатые насосы в конструкцию гидроусилителя руля не так часто ломаются, все же рассмотрим каковы признаки и как продлить срок службы насоса.

Продлить срок эксплуатации можно следующими действиями:

  1. Менять вовремя жидкость. Мало кто меняет масло в гидроусилителе, но оно устаревает и теряет свои свойства. Поэтому делать это необходимо.
  2. Следить за уровнем жидкости в бачке ГУР.
  3. Стараться не крутить руль при неработающем ДВС. Если жидкость в системе гидроусилителя не движется, то насос перегревается. Масло не движется, если крутить много раз с заглушенным двигателем.
  4. При замене масла, следить чтобы не попал мусор.

При соблюдении правил эксплуатации, ГУР служит долго. Периодически проверять уровень масла. При доливе жидкости, доливать только такой же марки.При обнаружении признаков неполадок в работе системы гидроусилителя, следует не ездить быстро и дальние расстояния, пока причины не будут устранены.

Признаки проблем с ГУР:

  1. Если появились трудности с поворотом руля на холостых и на малых оборотах. На больших оборотах проблем с поворотом руля нет.
  2. Если обнаружили течь жидкости из системы усилителя руля.
  3. Если во время вращения рулевого колеса стали слышны посторонние звуки.
  4. Если слышен свист или гул подшипника. Если подшипник снять, то при качении шкива будет люфт.

Как отремонтировать насос ГУР своими руками

Перед тем, как начать разбирать устройство, необходимо проверить, есть ли в системе воздушная пробка, которая мешает движению жидкости. Именно из-за воздушной пробки чаще всего появляются неполадки в гидравлических системах. То есть, первым делом прокачиваем ГУР. Если после этого причины не исчезли, то приступаем к демонтажу гидрача, его разборке и ремонту деталей системы.

Читайте также:  Как выбрать рефрижератор и не ошибиться

Последовательность ремонта:

  1. Делаем полную очистку от грязи. При этом следить, чтобы грязь не попал в шланги.
  2. Снять приводной ремень.
  3. Сливаем масло настолько, насколько это возможно.
  4. Теперь надо поставить метку на валу ГУР относительно эластичной муфты (для этого придется залезть под машину). С помощью шестигранника открутить вал руля.
  5. Демонтируем рулевые тяги. Чтобы это сделать, надо левую сторону автомобиля приподнять домкратом и снимаем колесо. Обычно, чтобы снять тяги, надо использовать спецсъемник. Но, в данном случае сделать это можно без съемника.
  6. Берем торцевой ключ на 15 и ослабляем болты крепления ГУР к лонжерону. Это проделывается со стороны арки крыла. Выкручиваем 2 болта полностью, один оставляем на месте.
  7. Теперь, то, что осталось в шлангах, необходимо слить. Для этого подставляем разрезанную пустую канистру или другую емкость.
  8. Когда жидкость из шланг вытекла, надо заткнуть их тряпками.
  9. Теперь надо открутить оставшийся один болт. Одной рукой выкручиваем, второй — держим устройство гидрача.
  10. Аккуратно, не спеша вынимаем насос.

Когда насос снят, приступаем к его разборке

Сначала осматриваем, не разбит ли корпус, есть ли коррозия металла. В процессе разборки, обычно, причина поломки выясняется. Далее, разбираем на составные части насоса.

Как разобрать насос гидроусилителя руля:

  1. Стопорное кольцо держит подшипник. Это кольцо надо снять с помощью съемника.
  2. Выкрутить болты крепления задней крышки. Крышку снимают с помощью шлицевой отвертки. Снимать надо аккуратно, чтобы лопасти не вылетели и корпуса насоса.
  3. Кто не запоминает расположение с первого раза, тем рекомендуется взять чистые листы формата А4, сделать на них нумерацию и разложить их. В процессе разборки, детали выкладывают на эти листы в определенном порядке. Также надо запомнить, что лопасти закругленной частью потом надо установить наружу.
  4. Теперь надо снять пластину и детали под ней.
  5. После этого приступаем к снятию вала. Его надо аккуратно выбить, для этого можно использовать латуниевый молоток или резиновый, который используют мастера-плиточники.
  6. Со снятого вала надо выпрессовать подшипник.
  7. Если проблема была в подшипники, то есть, он может подклинивать, или рассыпался, или просто туго вращается, то запрессовываем новый подшипник.
  8. Кроме подшипника, надо проверить все детали устройства и при необходимости заменить их.
  9. На этом этапе, когда вышедшие из строя детали заменены, надо собрать устройство усилителя руля.

Вывод

В конструкции автомобиля есть очень важные узлы, устройства и детали, а есть менее важные. Вот за особо важными узлами надо следить часто. При обнаружении признаков, стараться как можно быстрее устранить причину.

В этом видео показывается устройство и принцип работы насоса гидроусилителя руля Шевроле Авео

Как ремонтировать насос ГУРа самостоятельно

labavto.com

ГУР предназначен не только для того, чтобы облегчить автолюбителю управление транспортным средством, но и для смягчения ударов при езде по отечественным дорогам. Такой элемент, как насос гидроусилителя руля, является одним из основных, определяющих нормальную работу узла в целом. Подробнее о признаках неисправности и нюансах ремонта вы можете узнать ниже.

Назначение и особенности конструкции

Гидроусилитель представляет собой закрытую гидравлическую систему, основные элементы которой таковы:

  • насос ГУР;
  • расширительный бак, в котором находится расходный материал;
  • контроллер, регулирующий давление насоса;
  • управляющий элемент;
  • силовой цилиндр.

Насос ГУР является основным узлом в конструкции рулевой системы. Благодаря этому узлу обеспечивается перекачка гидравлического масла из расширительного бачка по магистралям, которая впоследствии расходится по кольцу. В зависимости от автомобиля, основными типами используемых узлов являются пластинчатые либо шиберные механизмы. Как показывают отзывы, такой принцип работы позволяет обеспечить минимальный износ деталей и поверхностей. Однако у узлов такого типа есть и недостаток — подшипниковые элементы изнашиваются чаще, в результате чего автовладельцу приходится ремонтировать ГУР своими руками.

Устройство и обозначение элементов насоса

Уровень давления в таких системах достаточно высокий — он составляет около 150 бар максимум. Согласно принципу работы данный узел начинает работать в результате воздействия на него ремня, крутящего генераторное устройство, а также помпу.

Следует отметить, что устройство насоса гидроусилителя руля, будь то система MSG или любая другая, предусматривает наличие зазоров в конструкции, определенных производителем. Обычно эти зазоры должны составлять около 0.005-0.01 мм. В том случае, если зазор начнет увеличиваться, это может привести к снижению уровня давления на небольших оборотах, то есть руль может стать тугим. Основными элементами, определяющими нормальный принцип работы системы, являются шкив насоса ГУР, а также редукционный клапан насоса ГУР.

Признаки и причины неисправностей

По каким причинам системы MSG или другой марки может загудеть и свистеть и как проверить узел? В целом пластинчатые системы представляют собой узел с высоким ресурсом эксплуатации. Но если в использовании агрегата были допущены ошибки, это может привести к гудению и прочим поломкам.

Основные неисправности насоса MSG или любого другого такие:

  • произошла течь масла, его уровень в магистралях снизился;
  • масло менялось достаточно давно и уже потеряло все свои особенности и характеристики;
  • в магистрали или механизмы системы попали посторонние предметы или примеси;
  • масло перестает двигаться по системе, может произойти перегрев механизма (автор видео — канал Своими Руками).

Чтобы не пришлось ремонтировать свой ГУР, всегда нужно следить за уровнем расходного материала в системе. Кроме того, ремонт насоса ГУР можно избежать путем регулярной диагностики магистралей на предмет целостности.

Итак, почему гудит система, мы разобрались, теперь рассмотрим основные признаки неисправности:

  1. При езде на небольших оборотах приходится прикладывать больше усилий для поворота руля. Когда обороты увеличиваются, эта необходимость пропадает.
  2. Во время поворота руля появляются сторонние звуки.
  3. Под днищем автомобиля и на элементах силового агрегата могут проявляться потеки от гидравлического масла.
  4. Во время движения может проявляться свист подшипникового устройства.

Перед тем, как отремонтировать, нужно проверить насос. Если внешняя диагностика показала неисправность узла, его нужно поменять либо произвести ремонт.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Инструкция по замене и ремонту насоса

Проверяться механизм может в домашних условиях. Возможно, ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками будет включать в себя только замену износившегося подшипникового элемента. Нередко причиной появления поломок является образование воздушных пробок в магистралях узла, поэтому в первую очередь необходимо прокачать гидравлику и избавиться от пробок.

Итак, как осуществляется переборка и замена насоса гидроусилителя руля в домашних условиях:

  1. Сначала нужно немного ослабить болт, фиксирующий сам насос к скобе, для этого используется отверстие, расположенное на шкиве. Необходимо полностью выкрутить стопорную гайку устройства натяжителя и произвести демонтаж ремешка.
  2. С помощью шприца и трубки нужно выкачать расходный материал из расширительного бачка. Чтобы жидкость максимально вышла из системы, в процессе можно проворачивать рулевое колесо в разные стороны.
  3. Затем необходимо немного ослабить хомут на патрубке, идущем от бачка, этот участок магистрали можно демонтировать.
  4. После этих действий выкрутите болт, фиксирующий патрубок высокого давления, который идет от устройства в систему. Затем можно демонтировать осевой винт, фиксирующий узел к скобе и вместо него установить отвертку. Выполнив это, можно выкрутить гайку, фиксирующую шкив устройства.
  5. Далее, нужно потянуть сам насос вверх, после чего извлеките его и положите на подготовленное для этого место. С корпуса механизма следует убрать всю пыль и подтеки. Используя специальный съемник, необходимо демонтировать стопорное кольцом подшипникового элемента.
  6. Затем можно открутить болты, фиксирующие заднюю крышку. Осторожно и без усилий подденьте ее с помощью отвертки и демонтируйте, при этом следите за тем, чтобы лопасти ротора не выпали. Извлеките сами лопасти и положите их на бумагу, при этом бумажки желательно заранее пронумеровать, в противном случае вы можете допустить ошибки во время сборки.
  7. Затем демонтируйте пластину и все компоненты, которые находятся под ней. Теперь вам необходимо выбить вал, для этого аккуратно постукивайте по нем молотком или отверткой.
  8. С вала узла необходимо выпрессовать подшипниковый элемент. Если он износился, произведите его замену на новый.
  9. Произведите диагностику элементов системы на наличие дефектов и повреждений, очистите все поверхности от пыли. По мнению специалистов, такая очистка позволит снизить зазоры и увеличит ресурс эксплуатации узла в целом. Процедура сборки осуществляется в порядке, обратном демонтажу. Перед сборкой проверьте сальник, уплотнительные резинки, если состояние шайб плачевное, замените их.
Читайте также:  Тонировка лобового стекла по госту

Видео «Самостоятельный ремонт насоса гидроусилителя на Chevrolet Aveo»

На примере автомобиля Chevrolet Aveo вы можете ознакомиться с процедурой ремонта насоса системы ГУР (автор видео — канал Chevrolet Aveo).

Можно ли самостоятельно отремонтировать насос ГУР

Несмотря на то, что в последнее время все чаще в автомобилях устанавливают электрические усилители руля, гидроусилители не потеряют своей актуальности еще, как минимум, лет десять-пятнадцать. Во-первых, их система настолько усовершенствована, что так называемые «детские болезни» давно прошли, чего не скажешь об электроусилителях руля. Во-вторых, как показал опыт, они пока надежнее. Отсутствие дополнительной электроники тоже является плюсом.

Насосы системы гидроусилителя руля изнашиваются в процессе эксплуатации. Они создают большое давление, практически постоянно нагружены во время движения автомобиля. Неисправность насоса гидроусилителя рулевого управления иногда возникает после 100.000 километров пробега, иногда даже ранее. Некоторые автолюбители, думая, что устройство насоса сложное, даже не думают о возможности самостоятельного ремонта. На самом деле, конструкция насоса предельно проста. Однако, если приступить к самостоятельному ремонту без соответствующих рекомендаций, не соблюдая определенных правил, можно навсегда распрощаться со своим насосом.

Устройство насоса. Основные причины износа

Насосы гидроусилителя руля могут приводиться во вращение с помощью электропривода или с помощью ременной или прямой передачи от шкива коленвала (распредвала). Первый вариант лучше с точки зрения того, что гидроусилитель руля работает при неработающем двигателе. Это облегчает маневрирование во время буксирования автомобиля. Второй вариант более практичен, так как не требует дополнительных электроприводов. Стандартный насос представляет конструкцию пластинчато-роторного типа.

Основным рабочим элементом такой конструкции являются пластины 5, которые расположены в пазах 7 ротора 4. За счет того, что они подпружинены во время вращения ротора в рабочих камерах создается давление/рязряжение. Что в такой конструкции является причинами износа:

  • трение пластин, изнашиваются как пластины, так и камеры;
  • сколы и заусенцы, они возникают по причине загрязнения рабочей жидкости, попадания результатов трения (микрочастиц) в рабочую зону;
  • износ прокладки;
  • повреждение подшипника.

Кроме этого, ускорить износ насоса ГУР может так называемый «человеческий фактор», иначе говоря, отсутствие контроля за:

  • малым уровенем жидкости в бачке;
  • течью гидравлической жидкости;
  • загрязнением гидравлической системы;
  • неправильным натяжением ремня привода (малое или чрезмерно большое);
  • расцентровкой шкива насоса, ослабление крепления;
  • повреждением при аварии;
  • перегревом;
  • несвоевременной заменой фильтра;
  • неправильно заправленной жидкостью.

Давление в системе гидроусилителя рулевого управления достигает порядка 150 бар, часто даже более. Чтобы обеспечить такое высокое давление зазоры между пластинами и статором должны быть менее 10 микрометров. Увеличение зазоров в процессе износа пластин вызывает уменьшение давления, особенно, на малых оборотах вращения насоса ГУР. С этой точки зрения насосы, приводимые во вращение электроприводом, менее чувствительны, и могут эффективно работать при незначительном износе платсин, так как частота вращения ротора не зависит от оборотов двигателя.

Внешний вид насоса с приводом от ремня:

Признаки неисправности

  1. Во время движения на малых оборотах двигателя руль вращается с трудом. Этот факт говорит о том, что производительность насоса упала, пластины изношены.
  2. Механический гул при повороте руля.
  3. Течь гидравлической жидкости.
  4. Свист подшипника насоса ГУР. Чтобы окончательно убедиться, что свистит именно он, можно снять ременный привод.
  5. Люфт шкива.

Последовательность работ

  • проверка уровня гидравлической жидкости, ее качества;
  • контроль возможных утечек;
  • в случае необходимости – прокачка жидкости;
  • если автомобиль достался в наследство от предыдущего хозяина, можно заменить жидкость.
  • Можно пропустить этот этап, если есть уверенность, что без ремонтных работ не обойтись. Для ремонта необходимо запастись:
  • набором инструмента, включая съемники;
  • ремкомплектом насоса в соответствии с его артикулом (прокладки, сальник, кольца, шайбы;

  • подшипником соответствующего размера;

  • емкостью для слива жидкости;
  • ветошью;
  • oчистым картоном для разборки;
  • наждачкой Р1000/Р2000;
  • надфилями (комплект);
  • электродрелью на случай необходимой шлифовки.

Последовательность ремонтных работ:

1. Открутить гайку натяжителя ремня, ослабить и снять ремень привода.

2. С помощью шприца откачать гидравлическую жидкость. При этом следует вращать рулевое колесо вправо-влево до упора.

3. Снять шланги и бачок.

4. Демонтировать трубопровод высокого давления. Снять насос.

5. Снять шкив насоса. Для того чтобы не нарушить центровку шкива, следует использовать специальные приспособления.

6. Очистить насос от пыли и грязи, чтобы при ремонте в него не попали твердые частицы.

7. Снять стопорное кольцо.

8. Осторожно заднюю крышку, чтобы пластины-лопасти не выпали из ротора.

9. Достать лопасти, укладывая их на временное место хранения на нумерованные в соответствии с положением в роторе ячейки. При этом их надо располагать рабочей поверхностью вверх, чтобы не перепутать при дальнейшей установке после ремонта. Если перепутать номера или расположения лопасти, насос потеряет компрессию. Это очень ответственный момент. Можно продублировать номера и положения фломастером на каждой лопасти. Должна получиться такая картина:

10. Далее аккуратно демонтируем вал.

11. Выпрессовываем подшипник.

12. После этого следует изучить внутренние на предмет сколов, зазубрин. Даже обычная очистка (простой ветошью с использованием неагрессивных растворителей) позволяет значительно увеличить производительность насоса. Если там уже совсем плохо, без специальной шлифовки не обойтись. Ее можно произвести подручными способами с помощью обычной дрели с самодельными насадками с использованием мелкой наждачной бумаги. Но, если нет соответствующих навыков, лучше не экспериментировать.

13.Далее устанавливаем подшипник, и собираем конструкцию с использованием деталей из ремкомплекта.

Ссылка на основную публикацию