Тахограф – что следует учитывать при выборе? - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Тахограф – что следует учитывать при выборе?

Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?

Согласно недавним нововведениям в законодательстве, некоторые виды транспортных средств необходимо оснащать контрольными приборами — тахографами. Несоблюдение этого требования влечет за собой наложение штрафных санкций для собственников автомобилей. Реакция водителей и владельцев ТС была неоднозначной: многие из них не одобрили новшество, усмотрев в нем очередной способ отъема денег и источник ненужных хлопот. Мы решили разобраться во всем по порядку. Из статьи вы узнаете, когда и зачем нужна установка тахографа, как работает прибор, в чем его плюсы и минусы, в какую сумму обойдется его монтаж и эксплуатация.

Что такое тахограф и зачем его устанавливать?

Выражаясь простым языком, тахограф представляет собой контрольный прибор, устанавливаемый на борту автомобиля и предназначенный для регистрации основных параметров движения. Для их отслеживания используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает автоматически, в том числе при выключенном двигателе. Данные записываются в память прибора и хранятся в ней определенное время.

С помощью тахографа можно выяснить:

  • с какой скоростью движется транспортное средство;
  • какой путь пройден за определенный промежуток времени;
  • сколько часов водитель затратил на работу и на отдых и некоторые другие параметры.

Бортовое устройство подключается к электросети автомобиля. Аккумуляторная батарея позволяет ему долгое время работать в автономном режиме.

По внешнему виду тахограф представляет собой круглую или прямоугольную панель с кнопками управления и экраном, которая монтируется непосредственно в гнездо спидометра или автомагнитолы (второй вариант — цифровой — более современный). На небольшом дисплее отображается информация о транспортном средстве: состояние (движение или покой), количество часов работы и отдыха, скорость перемещения, показания одометра, место нахождения и прочее. Вывод нужных данных на экран осуществляется с помощью кнопок. На панели тахографа также находятся слоты для карт памяти и отсек для фискальной ленты (необходима для распечатки информации посредством встроенного принтера).

Обязательными компонентами устройства являются:

  • датчик перемещения;
  • приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля;
  • модуль GPRS для передачи данных;
  • блок криптографической защиты СКЗИ или НКМ, предназначенный для записи, шифровки и хранения информации (в цифровых тахографах).

На последнем моменте стоит остановиться подробнее. Ценное свойство тахографа заключается в том, что данные, записанные в память устройства, защищены от редактирования и считывания посторонними. Доступ к ним имеют только владельцы персональных электронных ключей-карт. Прежде всего это водители, а также представители предприятия-собственника ТС, сотрудники сервисных центров, контролеры, осуществляющие проверку. Права доступа у них разные. Например, водитель может вводить и редактировать данные, специалисты из мастерской — настраивать прибор, а представители контролирующих органов — считывать информацию о допущенных пользователем нарушениях.

Карта водителя имеет ограниченный срок действия. Когда он истекает, необходим ее перевыпуск. Пользоваться просроченным ключом нельзя — за это полагается штраф. Водитель также не может осуществлять доступ и редактирование без карты либо с чужим чипом.

По устройству и принципу действия различают два типа тахографов: цифровые и аналоговые (дисковые). Последние считаются устаревшими, поскольку имеют существенный недостаток: из-за отсутствия блока СКЗИ они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. В настоящее время аналоговые тахографы практически не применяются. Все транспортные средства, выпускаемые сегодня, оснащаются на заводе цифровыми приборами (если по закону требуется установка такого устройства). Исключение составляют только автомобили, которые используются в странах, не входящих в зону действия ЕСТР [1] .

Кому нужно устанавливать тахограф? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к закону. Правила установки тахографа регулируются многими документами, главным образом Приказами Минтранса РФ №36, №273 и №348. Согласно им, контролирующие устройства обязаны использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере пассажирских и грузоперевозок. Иначе говоря, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые с коммерческой целью.

В приказе об установке тахографов есть более точное определение видов транспорта, подлежащих оснащению контролирующими устройствами. К ним относятся ТС следующих категорий:

  • М2 и М3 — автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до пяти тонн и от пяти тонн соответственно;
  • N2 и N3 — грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5–12 тонн и более 12 тонн соответственно.

Для некоторых видов транспорта не требуется обязательная установка тахографа. В частности, это:

  • автобусы, производящие пассажироперевозки по регулярным маршрутам в пределах города и пригородной зоны (50 километров);
  • троллейбусы;
  • строительная, коммунальная и другая спецтехника — экскаваторы, автокраны, бетономешалки, эвакуаторы, пожарные машины, автомобили скорой помощи, инкассации, ритуальных служб, дорожная и сельскохозяйственная техника;
  • военный автотранспорт и машины спецслужб [2] .

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, также четко прописаны в приказах Минтранса РФ. Правила эти действуют с 1 января 2018 года [3] . Прежде всего устройства должны соответствовать нормам ТР ТС «О безопасности колесных средств». Прочие требования зависят от территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР. Передвигаясь по территории России, водитель такого автомобиля должен быть готов предъявить допуск к поездкам за пределы страны. В противном случае будет считаться, что тахограф ЕСТР не соответствует требованиям законодательства.

Машины, используемые для перевозок по России, согласно новым правилам, должны быть оснащены цифровыми тахографами с модулем СКЗИ. Перечень моделей устройств, разрешенных к применению, устанавливается Росавтотрансом.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный транспорт? По закону это не обязательно. Но использовать контролирующие устройства иногда целесообразно и для частных автовладельцев.

Взвешиваем за и против

Мы разобрались с ситуациями, когда закон в обязательном порядке требует установить тахограф. А поскольку монтаж и обслуживание прибора (к слову, недешевые) осуществляются за счет собственника транспорта, у многих предпринимателей новые правила вызвали недовольство. Не рады порой и водители, особенно те, которые относятся к своей работе не слишком добросовестно: когда все действия находятся под контролем, схитрить не получится. Но при более взвешенном подходе становится ясно, что в использовании устройства есть преимущества для обеих сторон. Какими же полезными функциями обладает тахограф?

  • Отслеживание местоположения автомобиля. Благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС диспетчер может следить за перемещением транспорта в режиме реального времени.
  • Контроль скорости и соблюдения ПДД. Попытка нарушить скоростной режим непременно будет обнаружена при проверке. При этом тахограф определяет скорость точнее, чем спидометр [4] . В случае аварии, например, это позволяет с высокой достоверностью подтвердить, что водитель был прав.
  • Запись данных. Информация о работе автомобиля сохраняется в центральной памяти устройства в течение года, а на карте водителя — 28 дней. Периодически данные нужно считывать и переносить в архив предприятия.

На заметку

По закону водители обязаны каждые 28 дней «выгружать» данные с индивидуальной ключ-карты и передавать их в компанию. Информацию из центральной памяти тахографа положено считывать раз в три месяца. Данные должны храниться в архиве компании в течение года, чтобы представители контролирующих органов могли в любое время получить к ним доступ.

  • Возможность обработки данных о маршруте. Специальные компьютерные программы позволяют расшифровывать и проанализировать информацию, записанную в памяти устройства.
  • Контроль режима труда и отдыха водителя. В целях безопасности дорожного движения законом предусмотрен максимально допустимый период непрерывного вождения — четыре с половиной часа. Тахограф отслеживает и записывает продолжительность движения и перерывов, сообщает водителю о том, сколько минут осталось до окончания работы или отдыха.

Исходя из описания функций прибора, можно сделать вывод, что установка тахографа на автомобиль необходима в первую очередь собственникам коммерческих компаний, специализирующихся на перевозках. Устройство позволяет удаленно контролировать работу водителей, тем самым предупреждая простои машины, несанкционированный расход топлива, посторонние рейсы и другие нарушения. Другими словами, тахограф помогает экономить средства, увеличивать производительность труда и, таким образом, повышать эффективность бизнеса.

Водителям же стоит помнить о том, что тахографический контроль обеспечивает безопасность движения. Это достигается благодаря отслеживанию скорости, времени работы и отдыха. Известно, что причины большинства аварий — несоблюдение скоростного режима и усталость водителя. Тахограф защитит от этих рисков, пусть даже ценой принудительного контроля.

Есть еще одно преимущество использования тахографа, актуальное как для водителей, так и для владельцев компаний по перевозке. Благодаря точности определения параметров и высокой степени защиты данных показания прибора имеют юридическую силу. Это значит, что в любой спорной ситуации считанная с тахографа информация может стать аргументом в пользу водителя или автовладельца (разумеется, при условии соблюдения ими правил установки и эксплуатации).

Справедливости ради заметим, что в использовании устройства есть и отрицательные моменты. Прежде всего это вопрос цены: покупка и установка тахографа обойдется владельцу предприятия в приличную сумму, что будет особенно ощутимо, если автопарк большой. Второй момент — это ограниченный срок службы СКЗИ. Модуль необходимо менять каждые три года [5] , что тоже подразумевает траты.

Сколько стоит установить тахограф

Выше уже упоминалось, что в материальном плане обязанности по оснащению ТС контролирующим устройством ложатся на плечи собственника. В связи с этим актуален вопрос цены тахографа с установкой. Конечная сумма складывается из двух величин:

  • цены самого прибора;
  • стоимости работ по его монтажу и настройке.

Цена тахографа зависит от марки и комплектации устройства (наличия модема GPRS). В среднем прибор стоит около 30 000 рублей.

Стоимость работ определяется объемом мероприятий и ценовой политикой компании. В общем случае установка новых тахографов предполагает следующие этапы:

  • активацию модуля СКЗИ;
  • подключение устройства к бортовой электросети автомобиля;
  • настройку, или калибровку;
  • тестирование.

Этот комплекс работ обходится в сумму порядка 6000–7000 рублей. Если необходимо дополнительно заменить датчик скорости и спидометр, стоимость услуг возрастает до 13 000 рублей. Таким образом, примерная цена тахографа с установкой под ключ — 35 000–45 000 рублей.

Кроме того, приказ Минтранса №36 предписывает каждые три года производить поверку (повторную калибровку) тахографа [6] . Эта услуга стоит около 2000 рублей. В расходы на обслуживание устройства необходимо включить и замену блока СКЗИ, которая также осуществляется раз в три года.

Тахограф — устройство, которое может быть актуальным как для самих водителей, так и для предпринимателей, занимающихся перевозками. Он обеспечивает оперативный удаленный контроль работы сотрудников и безопасность эксплуатации транспорта. Расходы на установку тахографа вполне оправданны, особенно если учитывать то, какие ценные функции у данного прибора.

В какую компанию можно обратиться для установки тахографа

Установка тахографа — задача сложная и ответственная. Кому ее доверить, чтобы не сомневаться в результатах? Рассказывает Денис Юрьевич Широков, генеральный директор компании «Спутник-2М»:

«От правильности установки тахографа зависит достоверность результатов измерения. Если прибор неверно настроен и показывает неточные данные, для инспектора это будет означать то же самое, что и полное отсутствие устройства. По закону за подобное полагается штраф. Поэтому установку тахографа лучше доверять только опытным специалистам.

Прежде всего убедитесь, что выбранная мастерская состоит в реестре Росавтотранса. Компании, не внесенные в этот список и не имеющие соответствующего регистрационного клейма, занимаются установкой тахографов незаконно, и последствия для клиентов в таком случае могут быть непредсказуемыми. На данный момент в Москве в Росавтотрансе зарегистрировано только 40 мастерских, в том числе «Спутник-2М» [7] .

Факт наличия компании в реестре Росавтотранса сам по себе уже свидетельствует о надежности мастерской, но не лишним будет обратить внимание на наличие профессиональных навыков и достойного опыта у сотрудников, занимающихся установкой. Изучите сайт фирмы или напрямую у специалистов запросите документы, подтверждающие их квалификацию. Наши мастера готовы предоставить сертификаты, удостоверяющие, что сотрудники прошли обучение и имеют право осуществлять монтаж, диагностику и калибровку тахографов, могут проводить активацию блоков СКЗИ.

Не менее актуален для клиентов вопрос ценовой политики компании. Если перевозчик располагает крупным автопарком, то разница в стоимости услуг у различных мастерских, скорее всего, будет ощутимой. В «Спутник-2М» цены на работы по установке тахографов ниже, чем в среднем по рынку».

P. S. Ознакомиться с полным спектром услуг и ассортиментом оборудования «Спутник-2М» можно на сайте компании.

Как сделать правильный выбор тахографа для оснащения транспорта?

Тахограф – это устройство, которое повышает безопасность дорожного движения. По статистике, одними из главных факторов ДТП являются нарушение водителями ПДД, превышение скоростного режима, а также переутомление водителя. Тахограф позволяет обеспечивать соблюдение режимов труда и отдыха и фиксирует все превышения скорости.

Российская власть обязала автоперевозчиков оснастить свои транспортные средства тахографами (Федеральные законы: №78 от 14.06.12, № 196 от 10.12.95, №195 от 30.12.01 в ред. от 05.04.13). Почему это было сделано? Статистика европейских стран, имеющих продолжительный опыт контроля режимов труда и отдыха водителей, подтверждает факт снижения показателей ДТП на десятки процентов. Такая цель оправдывает затраты, которые вынужден нести перевозчик.

Несмотря на то, что требования об оснащении тахографами уже приняты, перевозчики отмечают некоторые недочеты в законодательстве, а отсутствие необходимой инфраструктуры затрудняет исполнение описанных предписаний. Из нерешенных вопросов инфраструктуры, в качестве примера, можно привести дефицит автомобильных стоянок для отдыха водителей грузового транспорта. Что же касается несовершенства законодательной базы, то примером могут служить требования части 2 статьи 11.23 КоАПа, предусматривающей одинаковое наказание для водителей, которые по объективным причинам допустили нарушение нормы по максимальному времени движения на 5 минут, и для водителей, которые умышленно нарушали предписанное законом время вождения на несколько часов. А в части 1 статьи 11.23 КОАП предусмотрено одинаковое наказание для водителей, которые умышленно блокировали тахограф, и для водителей, которые не нарушали режимов труда и отдыха, но нарушили правила эксплуатации тахографа.

Читайте также:  Ремонт подвески тойота королла

Вводимая система тахографического контроля сегодня, с точки зрения нормативных требований, еще не совершенна, но её внедрение необходимо по социальным и вполне понятным причинам. Россия делает первый шаг, обеспечивающий движение вперед к воспитанию норм поведения перевозчика и водителя на дороге. Отсутствие опыта в эксплуатации тахографов на территории РФ вызывает у перевозчика объективные трудности при выборе модели прибора для оснащения своих транспортных средств. Короткие рекомендации, приведенные ниже, помогут перевозчику принять осознанное решение.

Что нужно учесть при выборе тахографа?

Как перевозчик выбирает прибор?

Нужно выбрать те факторы, которые обеспечивают минимизацию затрат при максимальной функциональности. Перевозчику нужно учитывать: не только стоимость самого оборудования и работ по его установке, но и стоимость технического обслуживания в гарантийный и послегарантийный период, а также надежность и ремонтопригодность изделия. Необходимо учитывать безусловное выполнение требований законодательства и покупать тахографы только разрешенные Министерством транспорта к применению в РФ. Это приведет к уменьшению затрат, связанных со штрафами за несоответствие тахографа

Как мы обычно выбираем необходимое оборудование? Если продукт имеет простые свойства – то он выбирается по соотношению цена/качество. Если же продукт несет большую функциональную нагрузку, то учитывается соотношение показателей – цена/функционал/качество/стоимость эксплуатации. Другими словами, необходимо учитывать безусловное выполнение требований законодательства при минимизации затрат на эксплуатацию, разложенных на длительный период времени.

Из каких факторов складывается итоговая стоимость владения тахографом?

При приобретении большинства продуктов зачастую оценивается только первоначальная цена, но это неправильный подход в случае с тахографом. Оценивать нужно стоимость владения, так как основные затраты распределяются на период эксплуатации, а не на момент закупки.

Заметим, что затраты на обслуживание в гарантийный и послегарантийный период, а также потери, связанные с простоем автомобиля по причине поломки тахографа – это главные составляющие, определяющие окончательный выбор модели. И состоят они из нескольких основных статей затрат.

Например, некоторые модели тахографов через 2-3 года эксплуатации требуют замену аккумуляторной батареи. В таком случае Вам придется ехать в мастерскую по установке тахографов и платить дополнительные денежные средства и за саму батарею и за работу по ее замене. У других же производителей тахографов батарея рассчитана на весь срок эксплуатации тахографов и ее замена не требуется совсем.

На сегодняшний день, каждый производитель организует техническое обслуживание и ремонт тахографов согласно своим внутренним правилам. Из-за отсутствия законодательно закрепленных условий гарантийной и послегарантийной политики зачастую автоперевозчик терпит убытки из-за простоя транспорта. Некоторые производители используют так называемые «подменные» тахографы, такой подход, по нашему мнению, противоречит законодательству, ведь в «подменном» тахографе не сохраняются все данные до момента обращения в мастерскую. В гарантийный период производитель может предоставить подменный тахограф, а в послегарантийный перевозчику вместо того, чтобы заплатить за вышедшую из строя запчасть, придется платить за весь подменный тахограф. Другие производители не осуществляют гарантийный ремонт своих тахографов в регионах, отправляя вышедший из строя тахограф назад на завод изготовителя. В послегарантийный период поломка такого тахографа, означает покупку нового устройства (кроме случаев замены кнопок или мелкого ремонта передней панели). При этом, зачастую, у таких производителей есть гарантийные мастерские в регионах, которые осуществляют только техническое обслуживание.

Однако, наиболее правильным решением гарантийного обслуживания тахографа является блочный ремонт. Такой вид технического обслуживания и ремонта можно провести в любой региональной гарантийной мастерской и при этом не требуется отправка прибора производителю, что существенно сокращает время простоя транспорта, а значит обходится перевозчику значительно дешевле.

Опыт эксплуатации различных моделей тахографов позволяет сделать вывод о том, что зачастую проблемы появляются в устройствах, которые недавно появились на рынке и еще не успели подготовить прибор к особым тяжелым условиям работы тахографа при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Кроме того, зачастую проблемы связаны с криптографическим блоком, включающим приемник ГЛОНАСС, и здесь важен опыт работы компании производителя не только на рынке тахографии, но и опыт работы с абонентскими навигационно-связными терминалами, а также со средствами криптографической защиты информации.

Лучший вариант выбора тахографа – по критерию его надежности, с самым большим сроком бесплатного гарантийного ремонта. Множество перевозчиков уже столкнулись с проблемами некачественных приборов, или не соответствующих законодательству, и были вынуждены покупать тахографы повторно, чтобы обеспечить бесперебойную работу своих автомобилей, а не заниматься постоянными ремонтами тахографов и оплатой штрафов.

Выбирать необходимо надежного производителя с большим опытом работы на российском рынке тахографии. Проверенная годами, отработанная технология производства – залог качества надежности прибора в целом. Внутрироссийским перевозчикам разумнее покупать приборы отечественного производства, от производителей уже зарекомендовавших себя на рынке и что немаловажно, обладающих широкой сервисной сетью на всей территории России.

Косвенным признаком надежности и качества тахографа является его установка на конвейере автопроизводителя. Такой опыт компании означает успешное прохождение всех тестовых испытаний на транспортных средствах автопроизводителя, его доверие торговой марке и качеству поставляемого устройства.

Сегодня в России существует несколько производителей тахографов, чьи модели внесены в перечень ФБУ Росавтотранс и полностью отвечающих нормам отечественной законодательной базы. Предлагаем Вам сравнительные таблицы технических характеристик тахографов и отличительных особенностей компаний – производителей:

*ТДО – требует дополнительного оборудования и затрат

С результатами сравнения тахографов основных производителей Вы можете ознакомиться в таблице. Для Вашего удобства «лучшие» параметры выделены цветом. Первое место в нашем рейтинге занял тахограф отечественного бренда благодаря количеству дополнительных опций и широкому функционалу. Справедливости ради стоит заметить, что разрыв между лидерами не такой уж большой, и каждый тахограф из данного обзора соответствует нормам российского законодательства, утвержденным на сегодняшний день.

Подведем итоги нашего обзора. Внутрироссийским перевозчикам разумнее покупать приборы отечественного производства, от производителей уже зарекомендовавших себя на рынке и что немаловажно, обладающих широкой сервисной сетью на всей территории России.

Совет здесь один – выбирайте надежный и функциональный прибор, не требующий на его обслуживание дополнительных денежных средств, не действуйте по принципу: «лишь бы что-то установить». Помните – необдуманное оснащение сегодня может обернуться завтра дополнительными расходами и существенными штрафами, простоем автотранспорта и заменой тахографа в ближайшем будущем.

Что говорят о выборе тахографа автоперевозчики, руководители мастерских и дальнобойщики?

Публикуем три экспертных мнения от профессионалов в своей области:

Дмитрий Румянцев, представитель транспортной компании ООО «Деловые Линии»

В связи с выходом закона Минтранса нам пришлось оснастить автопарк тахографами. Конечно это были дополнительные затраты, и наша задача состояла в том, чтобы минимизировать их, и при возможности отбить эти затраты за короткое время. Конечно, режим работы пришлось поменять, и это напрямую связано с установкой тахографа. Но есть и положительные моменты, мы одновременно подключили к тахографу сервис мониторинга, что позволило значительно оптимизировать наши затраты. Важно было получать и обрабатывать все данные в одной системе, ранее уже используемой на нашем предприятии. А так как мы осуществляем перевозки по всей России, очень важно, чтобы нам могли выполнить сервисное обслуживание тахографа в любом регионе. Поэтому мы выбрали тахограф, производитель которого имеет самою большую сеть сервисных мастерских по всей России и самую большую гарантию, а сам тахограф способен интегрироваться с используемой в нашей компании системой контроля.

Дальнобойщик со стажем 5 лет – Александр Трошин

Когда нам установили тахографы, самое главное что изменилось – режим нашей работы – я и мои коллеги теперь работаем в строгом соблюдении режимов труда и отдыха. Есть, конечно, вечные проблемы со стоянками, которые, мы надеемся, в ближайшее время будут активно решаться нашим государством, ведь без этого соблюдать режим труда и отдыха крайне тяжело. Я работаю в компании, которая обдуманно подошла к вопросу организации перевозок, руководство поменяло структуру работы и в принципе меня устраивает такое положение дел, так как на заработной плате эти изменения не отразились.

По поводу выбора тахографа мне сложно ответить. Как осуществлялся процесс выбора я не знаю, но нам поставили тахографы, с функцией удаленной передачи данных с карточки – это действительно удобно. Нам не нужно приезжать в автопарк, чтоб сбросить данные у диспетчера, мы вообще про это не думаем, так как тахограф отправляет все данные в автоматическом режиме. И что удобно, есть у меня появляются вопросы, я звоню на круглосуточную горячую линию поддержки водителей установленного нам тахографа.

Мастерская по установке тахографов. Игорь Грачев, Генеральный директор ООО «НАВИТРЕЙД», г. Кемерово

Наша компания уже несколько лет занимается установкой приборов труда и отдыха (тахографов) на транспортные средства. Располагая квалифицированным инженерно – техническим персоналом, способным устанавливать и настраивать тахографы любого производителя, мы можем оценивать, сравнивать и сделать выбор в пользу качества и надежности.

У каждого контрольного устройства есть свои особенности. Мы остановили свой выбор на тахографах российского производства.

Нами были отмечены интересные решения данного прибора, а именно:

– Удобное интуитивное меню
– Качественный материал корпуса
– Возможность калибровки как через Data-кабель, так и через Bluetooth канал с любого устройства на платформе Android и бесплатного программного обеспечения
– Простота установки и настройки на различные типы транспортных средств

Вот почему мы предлагаем нашим клиентам тахограф данной марки

Автомобилистам на заметку: выбираем тахограф

Приказ Минтранса РФ No273 от 13.08.2013 допускал использование аналоговых и цифровых тахографов без модуля криптографической записи информации (СКЗИ). Допустимый срок замены таких приборов заканчивался 31.12.2017. Однако 02.12.2015 приказом No348 Минтранс внес поправки и сократил этот период до 01.06.2016. Неизбежность перехода на цифровые тахографы с СКЗИ давно обсуждалась среди автоперевозчиков, водителей и владельцев автотранспорта. Если вы еще не установили самописец, отвечающий всем требованиям 36-го и 348-го приказов, то сравнить модели и определиться, какой тахограф выбрать – самое время.

Если вы еще не установили самописец, отвечающий всем требованиям 36-го и 348-го приказов, то сравнить модели и определиться, какой тахограф выбрать – самое время

Почему правила игры были «откорректированы» Минтрансом? Всему виной не только технический прогресс или желание производителей приобщиться к массовой замене тахографов. Одна из причин этого шага кроется в участившихся случаях манипуляций с аналоговыми и цифровыми тахографами без СКЗИ. Форсирование сроков по вводу самописцев с СКЗИ – это стремление как можно быстрее выйти на уровень соответствия требованиям международных соглашений.

Программа введения тахографического учета прошла законодательный этап (приказы и письма Минтранса, Регламент Таможенного союза, …), этап лицензирования автомастерских и сертификации приборов. За это время была сформирована служба контролеров на линии. Теперь цепочка последовательных действий Минтранса завершается окончательным переходом на цифровые самописцы с криптографическим модулем.

Практика установки бортовых самописцев на автомобилях, выполняющих пассажирские и грузовые перевозки, пришла к нам из Европы. За несколько лет их использования значительно сократилось количество ДТП с участием автобусов и грузовиков. Превышение скорости и управление транспортом на фоне усталости – это основные причины потери водителем контроля над своим транспортом. Пусть даже кратковременного. Как ни крути, но сам факт наличия тахографа дисциплинирует водителей.

На какие тахографы надо обращать внимание

При всем богатстве разнообразия моделей тахографов на рынке, на май 2016 г только десять из них имеют сертификат на эксплуатацию в России:

  • Штрих-Тахо RUS SM в металлическом и пластиковом корпусах от ООО НТЦ Измеритель (номер 1 и 7 в списке);
  • Калужский КАСБИ DT 20M от АО КЗТА (номер 2);
  • Меркурий ТА 001 от ООО Астор Трейд (номер 3);
  • VDO DTCO 3283 от ООО Continental Automotive Rus (номер 4);
  • ТЦА 02НК и ТЦА 02НК-У от Смоленского ЗАО «Измеритель» (номер 5 и 10);
  • Атол Drive 5 и Атол Drive Smart от ООО Атол Драйв (номер 6 и 9);
  • EFAS V2 Rus от ООО Интеллик Рус из Калининградской области (номер 8).

Еще три модели признаны ФБУ для установки на авто, перевозящих грузы на международных линиях:

  • калининградец EFAS 4;
  • Continental VDO DTCO 1381 из Москвы;
  • цифровой тахограф с пропиской в 70-ти странах – SE 5000 от Stoneridge Electronics.

Все эти модели были занесены в перечень не случайно. Все они соответствуют требованиям ЕСТР, приказов Минтранса и уровню современных технологий. Но как выбрать тахограф среди достойных конкурентов?

Выбираем тахограф: шаг 1

Стоя перед выбором, первое на что обращаешь внимание – это внешний вид. Небольшой прибор стандартных размеров, похожий на автомагнитолу. На передней панели расположен экран, щиток принтера, клавиши доступа в меню, слоты для пластиковых карт (водителя, предприятия, контролера или мастерской), интерфейсы (K-line для калибровки и USB для выгрузки данных), тревожная кнопка. В общем, полный набор функционала для типичного современного средства тахографического контроля. Давайте рассмотрим каждый из них по очереди.

Штрих Тахо-RUS SM

Меркурий ТА 001

А теперь выведем интересные моменты в таблицу.

Наименование тахографаРазмеры, ммВес, кгМонитор ЖКДиапазон, °СДанный на экранеДополн-е особенности
Штрих ТахоRUS SM188х175х601Моно-хромный, графи-ческий (160х32 точек)рабочая -40/+70, печати -20/+60, хранения -40/+852 строки по 16 знаковКнопка тревоги, выходы на микрофон и громкоговори-тель
КАСБИ DT 20M191х187х581.1Моно-хромныйрабочая -40/+703 строки по 15 знаков
Меркурий ТА 001210х190х650,7 – корпус пластик, 1,2 – металграфи-ческий (128х64 точек)рабочая -40/+70, печати -20/+70, хранения -20/+704 строки по 16 знаковАвтоматическая настройка яркости подсветки
VDO DTCO 3283178х150х501.2рабочая -25/+70 хранения -40/+85
ТЦА 02НК188х210х601.2Моно-хромный,рабочая -40/+704 строки по 10 знаковРабота с меню через энкодер, вместо кнопок
Атол Drive 5180x188x581.1Моно-хромный, графи-ческий (128х32 точек)рабочая -40/+70, печати -30/+70, хранения -40/+852 строки по 16 знаковВозможность выбора цвета экрана из 10 вариантов
EFAS V2 Rus186х581.07Матричный,рабочая -25/+80, печати -10/+60, хранения -40/+852 строки по 16 знаковбегущая строка
Читайте также:  Замена салонного фильтра дэу нексия

Обзор технических характеристик: шаг 2

Не стоит спешить с выбором прибора, основываясь только на внешних предпочтениях. Удобство клавиш, цвет экрана, количество строк на дисплее – с этими прелестями водитель будет сталкиваться каждый день. И конечно же, от их надежности зависит, будет ли ежедневное пользование тахографом удобным. Но сравнение технических параметров приблизит вас к решению, какой тахограф выбрать.

Наименование тахографаИнтерфейсыКрипто-графический модуль СКЗИИсточники информацииНапряжение питанияУдален-ная выгрузка данных
Штрих ТахоRUS SMUSB, RS 485, RS 232, GPRS, K-line (2), CAN (2), Serial D8Встроенный, совмещенный с ГЛОНАССАкселерометр, ГЛОНАСС/GPS, ABS, GPRS GSMот 8 до 36Вчерез GPRS модем
КАСБИ DT 20MUSB, RS 232, GPRS, K-lineвстроенныйДатчик движенияот 10 до 30 В
Меркурий ТА 001USB, RS 485, ,RS 232, CAN , Bluetooth, GPRSвстроенный3D сенсор движения, импульсный датчик, ГЛОНАСС/GPSот 8 до 30 Вчерез GPRS
VDO DTCO 3283K-line, USB, CANсменныйДатчик движенияот 8 до 30 Вчерез ПО DLD Range
ТЦА 02НКK-line, RS 232, ISO 9141, CANвстроенныйДатчик движенияот 9 до 36 В
Атол Drive 5K-line, USB, CANсменныйАналоговый или цифровой датчик движения, ABSот 8 до 36 В
EFAS V2 RusK-line, RS 232, CAN (2), 6-ти полюсной и цифровые разъемывстроенныйДатчик скорости, ГЛОНАССот 8 до 32 Вчерез РДД-устрой-ство

Выбор тахографа с СКЗИ для внутренних перевозок нужно делать только из перечня моделей, утвержденного Росавтотранс. Проверяйте соответствие всех маркировок, пломб, наклеек, заводских номеров на приборе с указанными в техническом паспорте. Тахограф должен указывать в конце распечатки номер криптографического модуля (СКЗИ).

Особенности ТЦА 02НК

На выбор тахографа может повлиять самый непредсказуемый фактор. Например, производитель ТЦА 02НК предлагает покупать свое изделие без жгутов RS 232 и K-line. RS 232 необходим для подключения к компьютеру, а K-line для настройки во время калибровки тахографа. Если вам понадобятся они когда-нибудь, вы сможете их купить отдельно. Это дает возможность сэкономить деньги при покупке прибора.

Индивидуальность Меркурия

ООО Астор Трейд предлагает широкий выбор запасных частей на свой Меркурий ТА-001. Это не только кабели и платы, но и щитки, разъемы, соединители, устройства для прочтения смарт-карт. Дополнительно, Меркурий может быть оснащен входами/выходами GSM для тревожной кнопки и голосовой связи. Этим объясняется такой разбег цен на ТА-001. А большой выбор запчастей – это маркетинговый ход производителя, который делает ставку на моментальный сервис и уменьшение простоя из-за возможной неисправности прибора криптографического контроля.

Неординарность ДТ 20М

Калужский КАСБИ способен выдавать отчеты о скорости, технических параметрах и режимах водителя в виде графиков. Простота подачи информации в графическом виде позволяет наглядно проанализировать работу автомобиля за отчетный период. ДТ 20М может выдать отчет о неисправностях и ошибках в виде списка. Протокол навигационного модуля открыт для настройки любого программного обеспечения. Сам тахограф позиционируется для установки на грузовые автомобили, перевозящие взрывоопасные и легковоспламеняемые грузы.

Кроме того, калибровать КАСБИ можно без применения дорогого оборудования. Это уменьшает стоимость установки и калибровки прибора и сокращает общие затраты на тахограф. Возможность перепрошивать один и тот же СКЗИ продлевает срок его службы на данном автомобиле. И, опять-таки, сокращает общие расходы по содержанию ДТ 20М. КЗТА заложил в конструкцию такие схемы и программные платформы, которые можно модернизировать без замены самописца.

Стабильность DTCO

Разработчики VDO DTCO 3283 утверждают, что свой прибор они согласовывали с требованиями и пожеланиями многих европейских автопроизводителей. По ходу движения электроника блоков управления «жизненно» важными узлами и системами грузового автомобиля берет информацию о скорости у тахографа. И если выход из строя самописца может привести к потере тяги и падению оборотов, то DTCO 3283 распознает зашифрованные коды связи между агрегатами и не препятствует их обмену. Устанавливать его предпочтительней на импортные грузовики.

Отличия Штрих-Тахо Rus

Их много. Прежде всего, они состоят, например, в том, что тревожная кнопка устанавливается сразу, а не по желанию клиента. Дистанционная выгрузка данных – это тоже не прихоть, а очень удобная функция. Водителю не нужно делать крюк, чтобы освободить свой тахограф от лишней информации. Голосовая связь, формирование и получение отчетов на расстоянии – эти возможности тоже предоставляются производителям для всех покупателей, а не опционально.

Индивидуальность АТОЛ Drive 5

Кроме технических новинок и качества тахографа, производитель предлагает автовладельцам финансовую помощь в приобретении своего прибора. Она заключается в том, что ООО Атол Драйв заключил соглашение с некоторыми банками о предоставлении кредита покупателям Drive 5. Причем, на льготных условиях и по сниженным ставкам кредитования. Все подробности этого предложения можно выяснить непосредственно у производителя, а не бегать по банкам с расспросами.

Немаловажный плюс Drive 5 – возможность одновременного использования двух СИМ карт разных мобильных операторов. Грузовики могут находиться в местах, где связь одного оператора хуже или дороже, чем другого. С тахографом АТОЛ водитель не останется без связи с диспетчерским пунктом.

Европейская походка EFAS V2 Rus

Интересная находка калининградцев – тахограф меняет цвет экрана в зависимости от режима работы водителя. Зеленый цвет – отдых, красный – работа, желтый – дистанционная выгрузка данных на удаленный компьютер предприятия. Европейское качество сборки, автоматическое распознавание CAN шины, защищенная задняя стенка прибора при помощи IP40 и ввод данных по сокращенной схеме – лицо EFAS V2 Rus. Для смены термобумаги не нужно вставать с водительского кресла. Достаточно поддеть крышку, и кассета полностью извлекается из тахографа.

За управление автомобилем без тахографа с СКЗИ или с неисправным тахографом предусмотрены штрафы. К нарушениям относится и отсутствие инструкции к установленному тахографу.

Выбор тахографа: что это? Цена: шаг 3

Выбор тахографа – это не вопрос цены, а скорее вопрос набора функций. Каждая опция, система подачи термобумаги, лоток принтера, яркость экрана, дополнительный модуль или разъем – все влияет не только на цену, но и на функционал. Рейтинг тахографов вывел в лидеры именно эти модели. И если вас устраивает его внешний вид, легкость и доступность ввода и вывода данных, набор стандартных функций и дополнительных опций, программное обеспечение, сервис, запчасти, ремонтопригодность, надежность и гарантийное обслуживание, то цена будет самым последним критерием в списке.

Наименование ТахографаЦена, тыс. рублей
Штрих ТахоRUS SM37 – 38
КАСБИ DT 20M35 (без GPRS модема), 38 (с модемом)
Меркурий ТА 00137 – 41
VDO DTCO 328337 – 38
ТЦА 02НК30 – 31
Атол Drive 533
EFAS V2 Rus34 – 35

Как подобрать тахограф, исходя из цены, если разные торгующие и сервисные центры проводят акции, во время которых тахограф с установкой и калибровкой может иметь скидку от 5 до 50%? Вывод один – искать информацию, определяться с моделью и ловить момент.

Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?

Согласно недавним нововведениям в законодательстве, некоторые виды транспортных средств необходимо оснащать контрольными приборами — тахографами. Несоблюдение этого требования влечет за собой наложение штрафных санкций для собственников автомобилей. Реакция водителей и владельцев ТС была неоднозначной: многие из них не одобрили новшество, усмотрев в нем очередной способ отъема денег и источник ненужных хлопот. Мы решили разобраться во всем по порядку. Из статьи вы узнаете, когда и зачем нужна установка тахографа, как работает прибор, в чем его плюсы и минусы, в какую сумму обойдется его монтаж и эксплуатация.

Что такое тахограф и зачем его устанавливать?

Выражаясь простым языком, тахограф представляет собой контрольный прибор, устанавливаемый на борту автомобиля и предназначенный для регистрации основных параметров движения. Для их отслеживания используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает автоматически, в том числе при выключенном двигателе. Данные записываются в память прибора и хранятся в ней определенное время.

С помощью тахографа можно выяснить:

  • с какой скоростью движется транспортное средство;
  • какой путь пройден за определенный промежуток времени;
  • сколько часов водитель затратил на работу и на отдых и некоторые другие параметры.

Бортовое устройство подключается к электросети автомобиля. Аккумуляторная батарея позволяет ему долгое время работать в автономном режиме.

По внешнему виду тахограф представляет собой круглую или прямоугольную панель с кнопками управления и экраном, которая монтируется непосредственно в гнездо спидометра или автомагнитолы (второй вариант — цифровой — более современный). На небольшом дисплее отображается информация о транспортном средстве: состояние (движение или покой), количество часов работы и отдыха, скорость перемещения, показания одометра, место нахождения и прочее. Вывод нужных данных на экран осуществляется с помощью кнопок. На панели тахографа также находятся слоты для карт памяти и отсек для фискальной ленты (необходима для распечатки информации посредством встроенного принтера).

Обязательными компонентами устройства являются:

  • датчик перемещения;
  • приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля;
  • модуль GPRS для передачи данных;
  • блок криптографической защиты СКЗИ или НКМ, предназначенный для записи, шифровки и хранения информации (в цифровых тахографах).

На последнем моменте стоит остановиться подробнее. Ценное свойство тахографа заключается в том, что данные, записанные в память устройства, защищены от редактирования и считывания посторонними. Доступ к ним имеют только владельцы персональных электронных ключей-карт. Прежде всего это водители, а также представители предприятия-собственника ТС, сотрудники сервисных центров, контролеры, осуществляющие проверку. Права доступа у них разные. Например, водитель может вводить и редактировать данные, специалисты из мастерской — настраивать прибор, а представители контролирующих органов — считывать информацию о допущенных пользователем нарушениях.

Карта водителя имеет ограниченный срок действия. Когда он истекает, необходим ее перевыпуск. Пользоваться просроченным ключом нельзя — за это полагается штраф. Водитель также не может осуществлять доступ и редактирование без карты либо с чужим чипом.

По устройству и принципу действия различают два типа тахографов: цифровые и аналоговые (дисковые). Последние считаются устаревшими, поскольку имеют существенный недостаток: из-за отсутствия блока СКЗИ они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. В настоящее время аналоговые тахографы практически не применяются. Все транспортные средства, выпускаемые сегодня, оснащаются на заводе цифровыми приборами (если по закону требуется установка такого устройства). Исключение составляют только автомобили, которые используются в странах, не входящих в зону действия ЕСТР [1] .

Кому нужно устанавливать тахограф? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к закону. Правила установки тахографа регулируются многими документами, главным образом Приказами Минтранса РФ №36, №273 и №348. Согласно им, контролирующие устройства обязаны использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере пассажирских и грузоперевозок. Иначе говоря, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые с коммерческой целью.

В приказе об установке тахографов есть более точное определение видов транспорта, подлежащих оснащению контролирующими устройствами. К ним относятся ТС следующих категорий:

  • М2 и М3 — автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до пяти тонн и от пяти тонн соответственно;
  • N2 и N3 — грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5–12 тонн и более 12 тонн соответственно.

Для некоторых видов транспорта не требуется обязательная установка тахографа. В частности, это:

  • автобусы, производящие пассажироперевозки по регулярным маршрутам в пределах города и пригородной зоны (50 километров);
  • троллейбусы;
  • строительная, коммунальная и другая спецтехника — экскаваторы, автокраны, бетономешалки, эвакуаторы, пожарные машины, автомобили скорой помощи, инкассации, ритуальных служб, дорожная и сельскохозяйственная техника;
  • военный автотранспорт и машины спецслужб [2] .

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, также четко прописаны в приказах Минтранса РФ. Правила эти действуют с 1 января 2018 года [3] . Прежде всего устройства должны соответствовать нормам ТР ТС «О безопасности колесных средств». Прочие требования зависят от территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР. Передвигаясь по территории России, водитель такого автомобиля должен быть готов предъявить допуск к поездкам за пределы страны. В противном случае будет считаться, что тахограф ЕСТР не соответствует требованиям законодательства.

Машины, используемые для перевозок по России, согласно новым правилам, должны быть оснащены цифровыми тахографами с модулем СКЗИ. Перечень моделей устройств, разрешенных к применению, устанавливается Росавтотрансом.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный транспорт? По закону это не обязательно. Но использовать контролирующие устройства иногда целесообразно и для частных автовладельцев.

Взвешиваем за и против

Мы разобрались с ситуациями, когда закон в обязательном порядке требует установить тахограф. А поскольку монтаж и обслуживание прибора (к слову, недешевые) осуществляются за счет собственника транспорта, у многих предпринимателей новые правила вызвали недовольство. Не рады порой и водители, особенно те, которые относятся к своей работе не слишком добросовестно: когда все действия находятся под контролем, схитрить не получится. Но при более взвешенном подходе становится ясно, что в использовании устройства есть преимущества для обеих сторон. Какими же полезными функциями обладает тахограф?

  • Отслеживание местоположения автомобиля. Благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС диспетчер может следить за перемещением транспорта в режиме реального времени.
  • Контроль скорости и соблюдения ПДД. Попытка нарушить скоростной режим непременно будет обнаружена при проверке. При этом тахограф определяет скорость точнее, чем спидометр [4] . В случае аварии, например, это позволяет с высокой достоверностью подтвердить, что водитель был прав.
  • Запись данных. Информация о работе автомобиля сохраняется в центральной памяти устройства в течение года, а на карте водителя — 28 дней. Периодически данные нужно считывать и переносить в архив предприятия.
Читайте также:  Замена распредвала на ваз 2107

На заметку

По закону водители обязаны каждые 28 дней «выгружать» данные с индивидуальной ключ-карты и передавать их в компанию. Информацию из центральной памяти тахографа положено считывать раз в три месяца. Данные должны храниться в архиве компании в течение года, чтобы представители контролирующих органов могли в любое время получить к ним доступ.

  • Возможность обработки данных о маршруте. Специальные компьютерные программы позволяют расшифровывать и проанализировать информацию, записанную в памяти устройства.
  • Контроль режима труда и отдыха водителя. В целях безопасности дорожного движения законом предусмотрен максимально допустимый период непрерывного вождения — четыре с половиной часа. Тахограф отслеживает и записывает продолжительность движения и перерывов, сообщает водителю о том, сколько минут осталось до окончания работы или отдыха.

Исходя из описания функций прибора, можно сделать вывод, что установка тахографа на автомобиль необходима в первую очередь собственникам коммерческих компаний, специализирующихся на перевозках. Устройство позволяет удаленно контролировать работу водителей, тем самым предупреждая простои машины, несанкционированный расход топлива, посторонние рейсы и другие нарушения. Другими словами, тахограф помогает экономить средства, увеличивать производительность труда и, таким образом, повышать эффективность бизнеса.

Водителям же стоит помнить о том, что тахографический контроль обеспечивает безопасность движения. Это достигается благодаря отслеживанию скорости, времени работы и отдыха. Известно, что причины большинства аварий — несоблюдение скоростного режима и усталость водителя. Тахограф защитит от этих рисков, пусть даже ценой принудительного контроля.

Есть еще одно преимущество использования тахографа, актуальное как для водителей, так и для владельцев компаний по перевозке. Благодаря точности определения параметров и высокой степени защиты данных показания прибора имеют юридическую силу. Это значит, что в любой спорной ситуации считанная с тахографа информация может стать аргументом в пользу водителя или автовладельца (разумеется, при условии соблюдения ими правил установки и эксплуатации).

Справедливости ради заметим, что в использовании устройства есть и отрицательные моменты. Прежде всего это вопрос цены: покупка и установка тахографа обойдется владельцу предприятия в приличную сумму, что будет особенно ощутимо, если автопарк большой. Второй момент — это ограниченный срок службы СКЗИ. Модуль необходимо менять каждые три года [5] , что тоже подразумевает траты.

Сколько стоит установить тахограф

Выше уже упоминалось, что в материальном плане обязанности по оснащению ТС контролирующим устройством ложатся на плечи собственника. В связи с этим актуален вопрос цены тахографа с установкой. Конечная сумма складывается из двух величин:

  • цены самого прибора;
  • стоимости работ по его монтажу и настройке.

Цена тахографа зависит от марки и комплектации устройства (наличия модема GPRS). В среднем прибор стоит около 30 000 рублей.

Стоимость работ определяется объемом мероприятий и ценовой политикой компании. В общем случае установка новых тахографов предполагает следующие этапы:

  • активацию модуля СКЗИ;
  • подключение устройства к бортовой электросети автомобиля;
  • настройку, или калибровку;
  • тестирование.

Этот комплекс работ обходится в сумму порядка 6000–7000 рублей. Если необходимо дополнительно заменить датчик скорости и спидометр, стоимость услуг возрастает до 13 000 рублей. Таким образом, примерная цена тахографа с установкой под ключ — 35 000–45 000 рублей.

Кроме того, приказ Минтранса №36 предписывает каждые три года производить поверку (повторную калибровку) тахографа [6] . Эта услуга стоит около 2000 рублей. В расходы на обслуживание устройства необходимо включить и замену блока СКЗИ, которая также осуществляется раз в три года.

Тахограф — устройство, которое может быть актуальным как для самих водителей, так и для предпринимателей, занимающихся перевозками. Он обеспечивает оперативный удаленный контроль работы сотрудников и безопасность эксплуатации транспорта. Расходы на установку тахографа вполне оправданны, особенно если учитывать то, какие ценные функции у данного прибора.

В какую компанию можно обратиться для установки тахографа

Установка тахографа — задача сложная и ответственная. Кому ее доверить, чтобы не сомневаться в результатах? Рассказывает Денис Юрьевич Широков, генеральный директор компании «Спутник-2М»:

«От правильности установки тахографа зависит достоверность результатов измерения. Если прибор неверно настроен и показывает неточные данные, для инспектора это будет означать то же самое, что и полное отсутствие устройства. По закону за подобное полагается штраф. Поэтому установку тахографа лучше доверять только опытным специалистам.

Прежде всего убедитесь, что выбранная мастерская состоит в реестре Росавтотранса. Компании, не внесенные в этот список и не имеющие соответствующего регистрационного клейма, занимаются установкой тахографов незаконно, и последствия для клиентов в таком случае могут быть непредсказуемыми. На данный момент в Москве в Росавтотрансе зарегистрировано только 40 мастерских, в том числе «Спутник-2М» [7] .

Факт наличия компании в реестре Росавтотранса сам по себе уже свидетельствует о надежности мастерской, но не лишним будет обратить внимание на наличие профессиональных навыков и достойного опыта у сотрудников, занимающихся установкой. Изучите сайт фирмы или напрямую у специалистов запросите документы, подтверждающие их квалификацию. Наши мастера готовы предоставить сертификаты, удостоверяющие, что сотрудники прошли обучение и имеют право осуществлять монтаж, диагностику и калибровку тахографов, могут проводить активацию блоков СКЗИ.

Не менее актуален для клиентов вопрос ценовой политики компании. Если перевозчик располагает крупным автопарком, то разница в стоимости услуг у различных мастерских, скорее всего, будет ощутимой. В «Спутник-2М» цены на работы по установке тахографов ниже, чем в среднем по рынку».

P. S. Ознакомиться с полным спектром услуг и ассортиментом оборудования «Спутник-2М» можно на сайте компании.

Правила установки тахографа на автомобиль и цена оборудования

Тахограф — это прибор, фиксирующий такие параметры эксплуатации транспортного средства, как скорость, координаты движения, пройденный путь, история перемещений, периоды работы и простоя двигателя. Этот «черный ящик» сохраняет и накапливает информацию в памяти устройства в защищенном виде, доступ к которой могут получить контролирующие органы. Поговорим о том, зачем нужен тахограф, как он устроен, каким образом установить прибор на автомобиль в соответствии с требованиями законодательства.

Для кого обязательна установка тахографа

Основная цель применения тахографов заключается в предотвращении ДТП из-за усталости водителя. Ведь любому работнику, согласно части 1 статьи 108 ТК РФ, необходим перерыв для отдыха и питания продолжительностью от 30 минут до двух часов. А для водителей этот момент регулируется еще и абзацем 1 пункта 24 Положения об особенностях режима работы и отдыха, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года №15. Согласно абзацу 2 пункта 24 этого документа, если водитель работает по графику сменности и длительность ежедневной работы превышает восемь часов, то перерыв должен предоставляться два раза в день в пределах общей продолжительности, установленной ТК РФ.

Тахограф же позволяет контролировать режим труда и отдыха водителя. Поэтому установка данных приборов обязательна для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих коммерческий автотранспорт.

Конструктивно тахограф представляет собой моноблок со следующими основными компонентами:

  • датчиками движения;
  • антенной для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS;
  • антенной для приема сигналов GSM/GPRS;
  • управляющим микроконтроллером;
  • блоком СКЗИ;
  • блоком энергонезависимой памяти;
  • автоматическими устройствами (слотами) для считывания чип-карт (карты водителя);
  • термопринтером (при распечатке выводится дата и время, номер автомобиля, информация о владельце карты и о рабочем дне водителя);
  • дисплеем и органами управления;
  • соединительными разъемами;
  • аккумуляторной батареей.

Моноблок устанавливают в кабине машины таким образом, чтобы водитель легко мог дотянуться до панели с кнопками управления, а экран находился перед его глазами. На дисплее отображается информация о работе системы. Чтобы обеспечить питание, систему контроля подключают к бортовой сети машины. Емкость батареи должна позволять прибору работать автономно при выключенном двигателе.

Использование тахографа — это не просто «обязаловка» от Минтранса. Использование прибора дает массу преимуществ и для индивидуальных предпринимателей, и для организаций. Неоспоримый плюс применения тахографа состоит в том, что вся регистрируемая информация сохраняется в кодированном виде при помощи средств криптографической защиты (СКЗИ) и не может быть изменена, а значит, имеет юридическую силу доказательств. Это особенно важно при ДТП или после иных событий, связанных с нарушением законодательства, — данные могут пригодиться в суде в качестве доказательной базы [1] .

Кроме того, устройство предоставляет его собственнику такие возможности, как:

  • Отслеживание местоположения авто. В случае угона прибор работает как маячок — транспортное средство можно найти с помощью спутниковых систем связи.
  • Контроль скорости и поведения водителя на дороге в целях обеспечения безопасности и соблюдения ПДД.
  • Оценка квалификации сотрудников логистических отделов, отвечающих за планирование маршрутов и организацию доставки.
  • Контроль расхода топлива в целях оптимизации маршрутов и предотвращения воровства.
  • Возможность хранить личные карты водителей. Именно индивидуальные карты сохраняют информацию об организации рабочего дня водителей.
  • Контроль над режимом труда и отдыха водителя. Контролирующие органы и владелец тахографа всегда могут узнать, когда и где водитель воспользовался временем, отведенным на отдых.

Тахограф изобрели в Европе, когда автомобильные грузоперевозки были на пике своего развития, а у предпринимателей возникла необходимость контролировать машины и наемных работников. Появление тахографа позволило оптимизировать логистические маршруты и повысило эффективность работы водителей.

Правила установки тахографов на транспортные средства

С 1 апреля 2014 года все автомобили, находящиеся в собственности российских юрлиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть оснащены тахографами, если их установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 года №1213, Минтранс России приказом от 21 августа 2013 года №273 утвердил «Порядок оснащения транспортных средств тахографами». Правила установки тахографов должен знать каждый владелец коммерческого и пассажирского автотранспорта.

В соответствии с разделом II Порядка оснащения транспортных средств тахографами:

  • ответственность за оснащение автотранспорта контрольными устройствами лежит на владельце ТС;
  • монтаж тахографа на транспортное средство должен проводиться специализированной сервисной компанией, которую ФБУ «Росавтотранс» включил в Перечень сведений о мастерских;
  • работа по оснащению автомобилей контрольными устройствами должна выполняться согласно Правилам обслуживания тахографов, то есть Приложению №4 к приказу Минтранса России №36;
  • монтаж тахографа включает саму установку разрешенной модели устройства, его активизацию и блока СКЗИ, настройку и опломбирование, при этом полный список работ должен соответствовать требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа;
  • после завершения произведенных работ по установке необходимо распечатать с помощью термопринтера следующую информацию: название сервиса, производившего настройку тахографа, и его номер в Перечне сведений о мастерских Росавтотранса, регистрационный номер тахографа и блока СКЗИ в реестре Росавтотранса, параметры транспортного средства — идентификационный (VIN) и государственный регистрационный (VRN) номера.

Установка тахографа необходима для машин класса М2, М3, N2, N3 (смотрите Приложение №2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36 в редакции от 30 января 2018 года). Это пассажирский, в том числе общественный, автотранспорт, в котором более чем восемь мест для сидения (не включая водителя), а также грузовики, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.

Следует также обратить внимание на то, что с 1 ноября 2019 года [2] вступили в силу следующие нормативные акты:

  • Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 года №1276 «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств»;
  • Федеральный закон от 26 июля 2019 года №216-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • статья 1 Федерального закона от 30 октября 2018 года №386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

В связи с правовыми нововведениями расширился перечень обязанностей физических лиц — эксплуатантов грузового и пассажирского автотранспорта, определенного в законодательстве, о чем было указано выше. В частности, согласно абзацу 10 пункта 1 и пункту 3 статьи 20 Закона №196-ФЗ, водители обязаны:

  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок, осуществляемых посредством автотранспорта и общественного наземного электрического транспорта (троллейбусов);
  • соблюдать нормы отдыха водителя и времени, отведенного на вождение автомобиля, в соответствии с правилами дорожного движения;
  • обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 5.27.1 и статьей 11.23 КоАП РФ, административная ответственность перевозчиков, должностных лиц и водителей за неиспользование на транспортных средствах тахографов была дифференцирована (см. табл. 1).

Таблица 1. Объем ответственности различных категорий лиц за нарушения, связанные с использованием/неиспользованием тахографа

Вид нарушения

Категория лиц

Размер штрафа, в рублях

Управление транспортным средством без тахографа

Ссылка на основную публикацию