Показать на схеме где проходит масляный канал шатунной шейки 3 и 7 цилиндра газ-53 - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Показать на схеме где проходит масляный канал шатунной шейки 3 и 7 цилиндра газ-53

Кривошипно-шатунный механизм

В блок цилиндров вставляются гильзы из износостойкого чугуна, гильзы прижимаются к блоку головками.

Уплотнение в верхней части осуществляется с помощью сталеасбестовых прокладок, а в нижней – медными кольцевыми прокладками, установленными между блоком и гильзой.

На двигателе устанавливаются прокладки головок цилиндров с круглыми водяными протоками.

Порядок нумерации цилиндров указан на рис. ниже.

Порядок нумерации цилиндров

Головки блока цилиндров имеют высокотурбулентные камеры сгорания и винтовые впускные каналы, а также вставные седла и направляющие втулки клапанов. Маркировка головки 53-11-1003010 нанесена на головке цилиндров под клапанной крышкой. Каждая из головок крепится к блоку с помощью восемнадцати шпилек. Подтяжку делать на холодном двигателе в порядке, указанном на рисунке ниже.

Порядок затяжки гаек головки цилиндров

Перед подтяжкой отвернуть гайки стоек оси коромысел и, приподняв стойки вместе с осью, обеспечить доступ к гайкам крепления головки. После подтяжки гаек головок цилиндров вновь затянуть отвернутые гайки. После этого необходимо отрегулировать зазор между клапанами и коромыслами. Гайки шпилек крепления головок подтягивать в течение первых трех ТО-1, а в дальнейшем эту операцию выполнять через ТО-2.

Подтяжка гаек впускной трубы так же, как и установка ее на место после разборки, должна производиться со всей внимательностью во избежание течи воды в масло.

Перед установкой следует проверить состояние сопрягаемых плоскостей впускной трубы, головок и блока, а также прокладок. Гайки нужно подтянуть так, чтобы слегка прижать прокладки. Далее необходимо затянуть грузовые гайки.

После затяжки грузовых гаек необходимо затянуть гайки крепления впускной трубы попеременно с левой и правой сторон, начиная от грузовых гаек.

Поршни на боковой поверхности имеют надпись ПЕРЕД. Этого указания надо строго придерживаться при установке их в блок.

Поршневые пальцы. Для запрессовки пальца в поршень последний надо нагреть в горячей воде или масле до температуры 70-80 °C. Запрессовка без нагрева может привести к задирам.

Поршневые кольца устанавливаются по три на каждом поршне, два компрессионных и одно маслосъемное.

Компрессионные кольца высотой 2 мм. устанавливают так, чтобы выточка на внутренней поверхности колец (при их наличии) была обращена вверх, как указано на рисунке ниже. При установке компрессионных колец на поршень стыки колец должны быть смещены на 180°.

Установка колец на поршне

  1. компрессионные кольца
  2. кольцевой диск маслосъемного кольца
  3. осевой расширитель
  4. радиальный расширитель

Маслосъемное кольцо – составное из двух плоских стальных хромированных колец и двух расширителей – осевого и радиального.

При установке поршня в блок двигателя плоские кольцевые диски 2 нужно устанавливать так, чтобы их замки были расположены под углом 180° один к другому и под углом 90° к замкам компрессионных колец. При этом замки осевого расширителя 3 и радиального расширителя 4 должны быть расположены под углом 90° к ним (каждый).

Шатуны с поршнями в сборе устанавливаются попарно на каждую из четырех шатунных шеек коленчатого вала.

Отверстие в нижней головке шатуна под вкладыш обрабатывается совместно с крышкой. Поэтому крышки при сборке должны всегда устанавливаться на прежнее место.

На бобышках под болт шатуна и крышке выбит порядковый номер цилиндра. Номер выштампованный на стержне шатуна, и метка 2 (рис. ниже) на крышке шатуна должны быть направлены в одну сторону.

Соединение шатуна с поршнем

  • I – для установки в 1, 2, 3, 4 цилиндры
  • II – для установки в 5, 6, 7, 8 цилиндры
  • 1 – номер на шатуне
  • 2 – метка на крышке шатуна

Шатунные болты взаимозаменяемы.

Самоотвертыванию гайки шатунного болта препятствует установка основной гайки шатуна на герметик “Унигерм-9” или специальная штампованная гайка.

В случае переборки шатуна, гайка которого была застопорена герметикой, необходимо с болта и гайки удалить остатки ранее примененного герметика, тщательно протерев их ветошью, обезжирить их бензином и просушить.

После наживления гайки на болт нанести на ее резьбовую часть 2-3 капли (0,06 г) герметика.

В случае отсутствия герметика стопорение гаек необходимо производить штампованной стопорной гайкой 292759-П. Затяжку стопорной гайки необходимо производить путем ее поворота на 1,5-2 грани от положения соприкосновения торца стопорной гайки с торцом основной гайки. Шатунные вкладыши взаимозаменяемы. Подгонка вкладышей не допускается.

При сборке шатунов с поршнями необходимо соблюдать следующий порядок: шатуны левого ряда цилиндров устанавливать таким образом, чтобы номер на шатуне и метка на его крышке были обращены к передней части двигателя, а правого ряда – наоборот.

Поршни соединяются с шатунами так, чтобы во всех случаях надпись на поршне ПЕРЕД была обращена к передней части двигателя.

Коленчатый вал балансируется в сборе с маховиком и сцеплением. Крышки коренных подшипников чугунные.
Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам первого коренного подшипника.

Самоотворачиванию гаек крепления крышки коренного подшипника препятствует установка гаек на герметик «Унигерм-9» или стопорная пластина.

В случае вскрытия крышки коренного подшипника, гайки которого были застопорены герметиком, повторную установку гаек производить согласно рекомендации для гаек шатунных болтов.

В каждой шатунной шейке вала имеется полость (грязеуловитель). При разборке двигателя грязеуловители надо очищать, для чего необходимо отвернуть резьбовые пробки, очистить полости (металлическим ершом, проволокой), промыть их и все каналы керосином, продуть воздухом, завернуть до упора пробки и закернить.

Для предотвращения утечки масла концы коленчатого валя уплотнены сальниками.

Маховик крепится к фланцу коленчатого вала с помощью четырех болтов.

Для увеличения ресурса двигателя до первого капитального ремонта рекомендуется в процессе эксплуатации (но не в гарантийный период) произвести замену поршневых колец и вкладышей коленчатого вала.

Вкладыши коренных подшипников подлежат замене при падении давления масла на прогретом двигателе ниже 100 кПа (1,0 кгс/см 2 ) при 1200 об/мин, что соответствует скорости движения на прямой передаче 35-40 км/ч. Масляный радиатор при контроле давления масла должен быть выключен. Движение с давлением масла меньше 100 кПа (1,0 кгс/см 2 ) на указанной и более высокой скорости не допускается.

При замене коренных вкладышей шатунные нужно осмотреть и заменить лишь в случае необходимости.

Одновременно с заменой вкладышей необходимо очистить полости шатунных шеек коленчатого вала. Эта операция должна выполняться тщательно, т. к. остатки невычищенной грязи будут занесены маслом к шатунным вкладышам, что приведет к их задиру и износу. После очистки пробки необходимо завернуть и закернить.

Поршневые кольца требуют замены, если расход масла на угар превысит 400 грамм/100 км. При замене в двигатель устанавливать комплект колец, состоящий из верхнего компрессионного нехромированного (луженого, фосфатированного или с др. покрытием) чугунного кольца, второго компрессионного из набора стальных дисков и комплекта маслосъемного кольца с нехромированными стальными дисками.

При замене колец следует удалить на гильзе (шабером или иным способом) неизношенный выступающий поясок в ее верхней части.

Одновременно следует очистить головки цилиндров и днища поршней от нагара, полость водяной рубашки – от накипи, а клапаны притереть.

VaD89RUS › Блог › 3. Система смазки двигателя ВАЗ 2106

1. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала;
2. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному;
3. Масляный картер;
4. Коленчатый вал;
5. Указатель уровня масла;
6. Масляный фильтр:
7. Перепускной клапан;
8. Фильтрующий элемент;
9. Противодренажный клапан;
10. Масляный насос;
11. Канал подачи масла от насоса к фильтру;
12. Горизонтальный канал подачи масла в масляную магистраль;
13. Канал в блоке цилиндров для подачи масла;
14. Передний сальник коленчатого вала;
15. Канал в шейке коленчатого вала;
16. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипник;
17. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания;
18. Отверстие в звездочке для смазки цепи;
19. Звездочка распределительного вала;
20. . Магистральный канал в распределительном валу;
21. Кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала;
22. Канал в кулачке распределительного вала;
23. Крышка маслоналивной горловины;
24. Канал в опорной шейке распределительного вала;
25. Корпус подшипников распределительного вала;
26. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла к газораспр. механизму;
27. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспр. механизму;
28. Магистральный канал в блоке цилиндров;
29. Датчик контрольной лампы и указателя давления масла:
30. Вытяжной коллектор вентиляции картера;
31. Пламегаситель;
32. Вытяжной шланг;
33. Крышка маслоотделителя;
34. Маслоотделитель;
35. Сливная трубка маслоотделителя;
36. Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора;
37. Калиброванное отверстие;
38. Впускная труба;
39. Дроссельная заслонка;
40. Карбюратор;
41. Шланг отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора;
42. Воздушный фильтр;
43. 1. Схема вентиляции картера;
44. 11. Работа золотникового устройства карбюратора;
45. III. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя;
46. IV. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулки шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках. Вместимость системы смазки 3,75 л. Уровень масла контролируется по меткам на указателе 5. Нормальное давление масла 0,35-0,45 Мпа (3.5-4,5 кгс/см*) при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Минимальное давление должно быть не менее 0,08 Мпа (0.8 кгс/см’) В систему смазки входят: масляный насос 10, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр 6, установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, датчики 29 указателя и контрольной лампы давления масла. Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 10, приводимый в движение парой шестерен с винтовыми зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 11 в полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по каналу 12 попадает в продольный магистральный канал 28, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам, просверленным в блоке цилиндров 27, в головке цилиндров 26 и в корпусе подшипников распределительного вала. В прокладке головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки. В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренних поверхностях вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 2. просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. С 1990 г. шатуны изготавливаются без отверстия в нижней головке, и масло от нее на стенки цилиндра не подается. Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 21 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 20 распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала. Масло от первого подшипника валика 17 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 13 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком. Масляный насос (см. рис. 4) — шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпус масло- приемного патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника.

Читайте также:  Антифриз или вода?

Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется. Масляный Фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Фильтр имеет противодренажный клапан 9, предотвращающий отекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 7, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 28. Фильтрация масла производится бумажным элементом 8. Вентиляция картера двигателя. Вентиляция картера закрытая, принудительного типа, не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные газы отсасываются в коллектор 30 воздушного фильтра 42 через маслоотделитель 34, вытяжной шланг 32 с пламегасителем 31. Из коллектора 30 газы могут идти двумя путями: непосредственно в воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, золотник 36 на оси дроссельной заслонки в задроссельное пространство карбюратора. С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 36 поворачивается и открывает дополнительный путь картерным газам через канавку в золотнике.

Смазочная система двигателя ЗМЗ-53

Принцип работы смазочной системы двигателя ЗМЗ-53 представлен на [рис. 1]. Забираемое из картера (14) масло через маслоприёмник (13) поступает по трубке (12 ) в верхнюю (основную) (10) и нижнюю (дополнительную) (11) секции масляного насоса. Из основной секции (через расположенные в блоке каналы) масло подаётся в главную масляную магистраль (7), а из неё по каналам (8) поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а также к втулкам распределительного вала. От коренных шеек через канал (16) в коленчатом валу смазка направляется в полость (15) шатунных шеек, а оттуда непосредственно к шатунным подшипникам.

А) – Принципиальная схема:

1) – Масляный радиатор;

2) – Кран включения радиатора;

3) – Предохранительный клапан;

4) – Канал в оси коромысел;

6) – Канал для подачи масла к головкам;

7) – Главная масляная магистраль;

8) – Канал подвода масла к коренным подшипникам;

9) – Масляная магистраль центрифуги;

10) – Верхняя секция масляного насоса;

11) – Нижняя секция масляного насоса;

12) – Трубка маслоприёмника;

14) – Масляный картер;

15) – Полость в шатунной шейке;

16) – Канал в коленчатом валу для подвода масла к шатунной шейке;

17) – Наружная трубка подвода масла к центрифуге;

18) – Трубка отвода масла из масляного радиатора;

Б) – Схема подачи масла к правой головке;

В) – Схема подачи масла к левой головке через четвёртую опору распределительного вала:

1) – Канал в блоке;

2) – Главная масляная магистраль;

3) – Сверление для подвода масла к шейке распредвала;

4) – Канал в блоке;

5) – Канавки в шейках распредвала;

7) – Шейка распредвала;

8) – Канал в распредвале;

Г) – Схема подвода масла к упорному фланцу распределительного вала:

1) – Первая опора распределительного вала;

2) – Отверстие в опоре;

3) – Отверстие во втулке;

4) – Отверстие в опоре;

5) – Блок цилиндров;

Д) – Расположение масляных каналов в передней перегородке блока:

1) – Кран радиатора;

2) – Предохранительный клапан;

3) – Канал подвода масла к крану радиатора;

4) – Пробка редукционного клапана;

5) – Канал подвода масла к коренному подшипнику;

6) – Главная магистраль;

7) – Канал подвода масла к шейке распредвала;

8) – Резервная магистраль;

9) – Канал подвода масла к резервной магистрали;

10) – Канал подвода масла к датчику;

12) – Датчик манометра;

13) – Датчик контрольной лампы давления масла.

От второй и четвёртой втулок распределительного вала смазочный материал направляется к головкам блока для смазывания осей коромысел, а также наконечников штанг.

Из канала (4) [рис. 1, б)] соединяющего главную масляную магистраль (2) с коренным подшипником, через отверстие (3) смазка подводится к втулке (6) распределительного вала. На шейках вала имеется пара канавок (5): на второй шейке – на дуге в 120 градусов, а на четвёртой – в 60 градусов. На второй шейке в момент, когда канавка соединяет отверстие (3) с каналом (1) (канал (6) на [рис. 1, а)]), масло поступает к каналам в головке, а по ним – в полость оси (4) [рис. 1, а)] коромысел и затем – к коромыслам и верхним наконечникам штанг.

На четвёртой шейке распределительного вала имеется канал (8) [рис. 1, в)]. В момент совпадения канавки (5) с отверстием (3) масло поступает к каналу (1) в блоке. Подача смазки к головкам и упорному фланцу распределительного вала – пульсирующая. Масло поступает из отверстия (3) [рис. 1, г)] во втулке первой опоры (1) распределительного вала в момент, когда радиальное отверстие (2) в шейке соединяется с отверстием, расположенным во втулке. Из радиального отверстия масло поступает по продольному отверстию (4) к упорному фланцу.

Толкатели смазываются не только разбрызгиваемым маслом, но и маслом, которое стекает по штангам с коромысел. На привод распределителя зажигания, а также на его шестерни смазка подаётся из зазора между задней втулкой распределительного вала и его пятой шейкой в полость между валом и заглушкой. На данной шейке выполнена кольцевая канавка, обеспечивающая непрерывную подачу масла. Смазка шестерён распределения осуществляется маслом, которое сливается из фильтра центробежной очистки в полость крышки распределительных шестерён. Смазка распределителя зажигания и водяного насоса реализуется из маслёнок.

Из нижней (дополнительной) секции масляного насоса смазка подаётся по магистрали (9) и трубке (17) в фильтр (5) центробежной очистки масла. В масляный радиатор (1) масло направляется через клапан (3) и кран (2) главной масляной магистрали (7), а сливается по трубке (18) в масляный картер (14).

Расположение масляных каналов, а также контрольных приборов в передней части двигателя ЗМЗ-53 представлено на [рис. 1, д)]. При включении радиатора требуется открыть кран (1). Рукоятку крана при этом нужно установить вдоль шланга. Масло поступает в радиатор из главной масляной магистрали (6) по каналу (5) подвода масла к коренному подшипнику и каналу (3) через предохранительный клапан (2), открытие которого происходит при давлении 0,1 МПа. Канал (5) также соединяется с каналом подвода масла к редукционному клапану (4) и каналом (10) подвода масла через штуцер (11) к датчику (12) манометра и датчику (13) контрольной лампы давления масла. Подвод смазки к подшипнику распределительного вала осуществляется по каналу (7). Также имеется канал (9) подвода масла к резервной масляной магистрали (8) (при использовании гидравлических толкателей).

Показать на схеме где проходит масляный канал шатунной шейки 3 и 7 цилиндра газ-53

Запчасти для грузовых автомобилей

Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104

Система смазки двигателя ГАЗ-53

Система смазки двигателя ГАЗ-53 (рис.1) —комбинированная: под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Масло, находящееся в масляном картере двигателя, через маслоприемник 12 засасывается в масляный насос 9.

Из него масло под давлением подается по каналам в блоке в масляный фильтр 4 полнопоточной очистки, а оттуда в главную масляную магистраль 6 двигателя. Из главной магистрали системы смазки ГАЗ-53 масло по каналам в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала.

По сверлениям в коленчатом валу масло от коренных подшипников поступает в полости шатунных шеек и через сверления в шатунных шейках—к шатунным подшипникам. В полостях шатунных шеек масло проходит дополнительную очистку за счет центробежных сил.

Рис.1. Система смазки ГАЗ-53

1 — масляный радиатор; 2 — полость оси коромысел; 3 — канал в головке цилиндров; 4 — масляный фильтр; 5 — канал в блоке цилиндров; 6 — главная масляная магистраль; 7 — отверстие в корпусе привода распределителя; 8 — полость; 9 — масляный насос; 10 — редукционный клапан; 11 — четвертая шейка распределительного вала; 12— маслоприемник; 13 — предохранительный клапан; 14—краник масляного радиатора, 15 — вторая шейка распределительного вала

От второй и четвертой опор распределительного вала масло по каналам в блоке и головках ГАЗ-53 поступает в оси коромысел. Из внутренней полости оси коромысел масло по сверлениям поступает к подшипникам коромысел.

Далее по канавкам во втулках коромысел, сверлениям в коромыслах и регулировочных винтах — к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло поступает к нижним наконечникам и через отверстия в толкателях сливается в масляный картер, смазывая направляющие толкателей и их торцы.

Читайте также:  Как снять личинку замка зажигания

Упорный фланец распределительного вала ГАЗ-53 смазывается через лыску и отверстие в передней опоре распределительного вала. Шестерни привода—через трубку из главной масляной магистрали.

Привод распределителя зажигания, масляного насоса и его шестерни смазываются маслом, поступающим из полости 8, расположенной между пятой опорной шейкой распределительного вала и заглушкой в блоке цилиндров. К остальным деталям, нуждающимся в смазывании, масло подается разбрызгиванием или самотеком.

Давление масла в система смазки ГАЗ-53 при движении автомобиля на прямой передаче со скоростью 55 км/ч должно быть не менее 250 кПа при выключенном масляном радиаторе на хорошо прогретом двигателе. При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигнуть 500 — 550 кПа.

При падении давления масла в масляной магистрали двигателя ГАЗ-53 до 40 — 80 кПа на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла.

Допустимо загорание сигнализатора на малой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода. Если система смазки двигателя ГАЗ-53 исправна, при повышении частоты вращения сигнализатор гаснет.

Загорание сигнализатора на средней частоте и больших частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности. До ее устранения дальнейшая эксплуатация автомобиля не допускается.

При температуре окружающего воздуха выше 20 °С и при движении в особо тяжелых условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся с левой стороны двигателя. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль оси шланга.

Масло поступает в радиатор только при открытом кране через предохранительный клапан. Этот клапан открывается при давлении в системе смазки ГАЗ-53 около 100 кПа. Пройдя через радиатор, масло сливается в масляный картер.

Масляный картер двигателя ГАЗ-53 изготовлен из листовой стали, штампованный, крепится к нижней плоскости блока цилиндров шпильками.

Фланец картера уплотнен пробковой прокладкой. В нижней части картера расположена сливная пробка, уплотненная металлоасбестовой прокладкой. Маслоприемник сетчатый, не плавающего типа.

Рис.2. Масляный насос ГАЗ-53

Масляный насос ГАЗ-53 (рис.2) – шестеренного типа односекционный, приводится во вращение от привода распределителя зажигания через промежуточный валик.

Корпус масляного насоса ГАЗ-53 изготовлен из алюминиевого сплава, крышка—из чугуна. В крышке расположен редукционный клапан, предохраняющий систему смазывания от чрезмерного давления. Клапан отрегулирован на заводе-изготовителе, и его регулировка в эксплуатации запрещается.

Рис.3. Масляный фильтр ГАЗ-53

1 — корпус фильтра (верхняя часть); 2 — пружина; 3— опорная шайба; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — фильтрующий элемент; 6 — трубка корпуса фильтра; 7—пробка перепускного клапана; 8— прокладка корпуса фильтра; 9 — прокладка перепускного клапана; 10 — пружина перепускного клапана, 11— шарик перепускного клапана; 12 — стержень масляного фильтра; 13 — прокладка фильтрующего элемента; 14 — корпус фильтра (нижняя часть); 15 — прокладка нижней части корпуса фильтра; 16 — проставка фильтра; 17—шайба; 18 — соединительная гайка; 19 — уплотнительная прокладка; 20 — соединительный штуцер; 21 — уплотнительная прокладка; 22 — уплотнительное кольцо

Масляный фильтр ГАЗ-53 (рис.3) – полнопоточный со сменным бумажным фильтрующим элементом Реготмас, состоит из собственно масляного фильтра и его проставки. В проставке расположен перепускной клапан, срабатывающий при полностью засоренном фильтрующем элементе масляного фильтра.

При этом масло поступает в магистраль двигателя, минуя фильтрующий элемент. Проставка крепится к впускной трубе специальным штуцером, уплотнена паронитовой прокладкой и резиновым кольцом.

При засорении фильтрующего элемента ГАЗ-53 масло поступает из штуцера проставки через отверстия Б в зону предохранительного клапана, открывает шариковый клапан и без очистки попадает в полость проставки, откуда и идет в масляную магистраль. Таким образом, перепускной клапан в про-ставке предохраняет двигатель от работы без смазки.

Рис.4. Привод распределителя зажигания и масляного насоса ГАЗ-53

Привод распределителя зажигания и масляного насоса ГАЗ-53 (рис.4) состоит из корпуса 1, в который запрессованы две втулки из листовой бронзы. Во втулках вращается валик 2, на одном конце которого имеется прорезь для хвостовика валика распределителя зажигания.

Прорезь смещена относительно оси валика, благодаря чему распределитель может быть установлен только в одном положении. От осевых перемещений вал привода фиксируется стопорным кольцом 7. Тут же установлено пружинное кольцо 6.

На нижнем конце валика закреплена штифтом ведомая шестерня 5. Ведущая шестерня находится на распределительном валу. Между торцом корпуса и ведомой шестерней устанавливают две шайбы: стальную 3 и алюминиевую 4.

В нижнем торце валика привода распределителя ГАЗ-53 имеется шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик 8 привода масляного насоса. Этот валик закреплен тем же штифтом, что и ведомая шестерня.

Нижний конец шестигранного валика свободно входит в шестигранное отверстие в торце валика масляного насоса ГАЗ-53. В случае заклинивания по какой-либо причине масляного насоса штифт 9 срезается, останавливаются валик привода и двигатель.

Масляный радиатор двигателя ГАЗ-53 изготовлен из алюминиевой толстостенной трубки, сформирован в змеевик с пятью прямолинейными участками. На прямолинейных участках масляный радиатор имеет специальные ребра охлаждения, выполненные методом накатки. С двигателем радиатор соединен резиновыми шлангами.

Падение давления в системе смазывания может быть вызвано изнашиванием деталей масляного насоса или подшипников коленчатого и распределительного валов. При значительных взносах насос начинает работать шумно.

Чтобы выявить неисправности насоса, его снимают с двигателя и разбирают. Но к разборке масляного насоса ГАЗ-53 приступают только после проверки состояния редукционного клапана, так как он может являться причиной неправильного давления в масляной системе (ослабла пружина, заедает плунжер и т. д.).

Редукционный клапан расположен в крышке масляного насоса ГАЗ-53. Усилие пружины редукционного клапана при сжатии ее до длины 40 мм должно быть в пределах 43,5 — 48,5 Н. Подкладывание шайб под пружину для запрещается. Негодную пружину заменяют новой.

Для разборки масляного насоса отвертывают две гайки крепления и снимают насос с блока цилиндров вместе с прокладкой; отвертывают четыре болта крепления крышки масляного насоса и снимают крышку с прокладкой; вынимают ведомую шестерню масляного насоса из корпуса; вынимают вал насоса с ведущей шестерней в сборе. После разборки насоса все его детали тщательно промывают, просушивают и осматривают.

Если на поверхности крышки масляного насоса ГАЗ-53 обнаруживают выработку от шестерни, то шлифуют плоскость крышки до уничтожения следов выработки.

При крупных неисправностях насос заменяют новым. При ремонте должны обеспечиваться необходимые зазоры и натяги в сопрягаемых деталях.

В случае замены валика новым, а также при других видах ремонта имеют в виду следующее:

– расстояние от торца валика с шестигранным отверстием до верхнего торца ведущей шестерни масляного насоса должно быть (42,5+0,15) мм;

– отверстие диаметром 4+0,5 мм штифт крепления шестерни на валике насоса сверлят на глубину (23±0,5) мм на расстоянии 20 мм от торца шестерни. Выступание штифта над плоскостью впадины зуба не допускается;

– при выпрессовке оси ведомой шестерни из корпуса насоса корпус нагревают до температуры 100— 120 °С;

– для запрессовки оси в корпус насоса корпус нагревают до температуры 160 — 175 °С, а ось охлаждают в сухом льду до температуры — 70 °С;

– при запрессовке оси ведомой шестерни в корпус ось запрессовывать до упора (рис.6).

Для сборки масляного насоса ГАЗ-53 устанавливают валик в сборе с ведущей шестерней в корпус масляного насоса; устанавливают ведомую шестерню на ось в корпусе насоса; на корпус укладывают крышку масляного насоса с прокладкой; закрепляют крышку на корпусе насоса четырьмя болтами.

При сборке масляного насоса всегда меняют паронитовую или картонную прокладку крышки (толщина их 0,3 мм). Применять шеллак или другие герметизирующие средства, а также увеличивать толщину прокладки недопустимо, так как это снижает производительность насоса.

Перед установкой масляного насоса ГАЗ-53 на двигатель его необходимо залить маслом, так как сухой насос в самом начале работы двигателя не будет подавать масло к трущимся поверхностям, что приведет к их задирам и выходу из строя.

При разборке привода распределителя зажигания ГАЗ-53 снимают пружинное кольцо и вынимают предохранительный штифт, вынимают шестигранный валик привода масляного насоса, снимают стопорное кольцо и шестерню с валика, снимают упорные шайбы и вынимают валик из корпуса привода распределителя.

Для сборки привода распределителя зажигания перед сборкой все детали привода продувают сжатым воздухом и протирают чистыми салфетками.

Валик в сборе смазывают чистым моторным маслом, вставляют в корпус привода распределителя и опробуют легкость вращения от руки. На валик устанавливают упорные шайбы, сначала стальную 3, потом из алюминиевого сплава 4.

Устанавливают шестерню на валик привода. В шестигранное отверстие на торце валика привода распределителя ГАЗ-53 вставляют шестигранный валик при-вода масляного насоса, устанавливают штифт в отверстие диаметром 3,5 мм, устанавливают в канавку на ступице шестерни пружинное кольцо, в канавку валика привода — стопорное.

Проверяют легкость вращения валика от руки, зазор между упорной шайбой и торцом шестерни привода, который должен быть 0,15 — 0,40 мм; смещение середины впадины зубьев шестерни привода распределителя относительно оси паза валика— допустимое отклонение ± 2°.

Показать на схеме где проходит масляный канал шатунной шейки 3 и 7 цилиндра газ-53

Основные размеры и условия для сборки двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-53

Все детали, поступающие на сборку, должны быть очищены от грязи, нагара и накипи, обезжирены, промыты и высушены.

Масляные каналы и отверстия в деталях должны быть прочищены, промыты под давлением и продуты сжатым воздухом.

Не допускается промывка деталей из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах, применяемых для мойки стальных и чугунных деталей, так как алюминий и цинк растворяются в щелочах.

Все агрегаты, а также детали разобранных агрегатов при ремонте могут быть обезличены, за исключением следующих деталей:

– блока цилиндров и крышек коренных подшипников;

– шатуна и крышки шатуна;

– шестерен главной передачи;

– крышек подшипников дифференциала и картера главной передачи;

– правой и левой коробок сателлитов дифференциала. Допускается комплектование главной передачи из годных работавших или новых шестерен при условии обязательной проверки их зацепления на специальном приспособлении.

Отколы на зубьях шестерен и выкрашивание рабочей поверхности зубьев не допускаются.

Блок цилиндров и крышки коренных подшипников при разборке, контроле и сортировке не должны раскомплектовываться, так как они обработаны совместно и поэтому не взаимозаменяемы. Блоки цилиндров, поступающие на сборку, должны быть тщательно очищены от грязи и накипи, а масляные каналы — от шлама и стружки.

Читайте также:  Как снять аккумулятор с дэу нексия

Гнезда вкладышей коренных подшипников должны быть расточены до номинального размера, если их размер и несоосность превышают допустимую величину. Чистота расточенных гнезд должна соответствовать классу 6-б по ГОСТ 2789—51, а максимальная их несоосность не должна превышать 0,02 мм.

При контроле, а также при растачивании гнезд момент затяжки болтов крепления, крышек коренных подшипников должен быть 11—12 кГм.

На поверхности расточенных гнезд вкладышей следы черноты не допускаются.

Втулки распределительного вала, запрессованные в блок цилиндров, должны быть расточены до номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 1.

Чистота расточенных поверхностей должна соответствовать классу 7 по ГОСТ 2789—5 1, а несоосность втулок не должна превышать 0,025 мм.

Непараллельность осей коленчатого и распределительного валов не должна превышать 0,04 мм на всей длине,

а расстояние между осями должно находиться в пределах 125,5 ± 0,025 мм.

Отклонение от перпендикулярности оси отверстий под гильзу цилиндра к оси коленчатого вала допускается в пределах 0,015 мм на длине 100 мм, а оси отверстий под толкатели к оси распределительного вала—не более 0,050 мм на длине 100 мм.

Чтобы обеспечить селективную сборку в новых блоках цилиндров, отверстия под толкатели рассортированы на две размерные группы.

Маркируют размерные группы маслостойкой краской на приливах под толкатели.

После обработки отверстий под толкатели ремонтных размеров их необходимо также сортировать на размерные группы. Маркировка размерных групп и ремонтные размеры отверстий под толкатели приведены в табл. 2.

Гильзы цилиндров

Гильзы цилиндров, устанавливаемые на один двигатель, должны быть номинального размера или расточены и хонингованы до одного общего для всех гильз ремонтного размера, указанных в табл. 3.

Овальность и конусность окончательно обработанных гильз не должна превышать 0,02 мм. Причем большее основание конуса должно быть в нижней части гильзы. Бочкообразность и корсетность не более 0,01 мм. Поверхность гильзы должна быть зеркально-блестящей без рисок и черноты, ее чистота должна соответствовать классу 9-а.

Чтобы обеспечить селективную сборку сопряжения гильза — поршень, на автомобильных заводах гильзы номинального размера сортируют на пять размерных групп. Размерные группы обозначают буквами русского алфавита, которые нанесены резиновой печаткой на шлифованной наружной поверхности гильз. С этой же целью гильзы, обработанные до ремонтного размера, также должны быть рассортированы на размерные группы.

Если овальность посадочной поверхности гильзы превышает допустимую величину 0,025 мм, то поверхность должна быть восстановлена осталиванием с последующей обработкой до номинального размера. При этом биение посадочной поверхности относительно внутренней поверхности гильзы не должно превышать 0,08 мм, а непараллельность осей, указанных поверхностей не должна превышать 0,02 мм на длине 100 мм.

Поршни и поршневые пальцы

Для авторемонтного производства выпускают поршни номинального и трех ремонтных размеров.

Для обеспечения подбора по гильзам поршни рассортированы на пять размерных групп, которые обозначены буквами русского алфавита. Обозначение размерной группы выбито на днище поршня. Размерные группы поршней номинального и ремонтного размеров, а также их обозначения приведены в табл. 4.

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни рассортированы на четыре размерные группы. Группы маркируют маслостойкой краской на наружной поверхности бобышек поршней. Размерные группы отверстия под поршневой палец и их маркировка приведены в табл, 5.

Юбка поршня выполнена овальной и имеет конусность. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, а конусность юбки в этой же плоскости должна составлять 0,013—0,038 мм. Наибольший диаметр конуса должен быть в нижней части юбки.

При капитальном ремонте двигателей применяют поршневые пальцы только номинального размера, которые рассортированы на четыре размерные группы. Размерные группы поршневых пальцев номинального размера и их маркировка приведены в табл. 6.

Поршневые кольца

Поршневые кольца выпускают номинального и трех ремонтных размеров, приведенных в табл. 7.

Из трех колец, устанавливаемых на один поршень, два (второе компрессионное и маслосъемное) должны быть покрыты полудой, а верхнее компрессионное — хромом.

При проверке в кольцевом калибре соответствующего размера просвет между поршневым кольцом и калибром не допускается. Упругость компрессионных колец, сжатых стальной лентой до зазора в стыке 0,3 ∕0,5 мм, должна быть 1,75 — 2,50 кГ, а маслосъемных — 1,5 — 2,2 кГ.

Шатуны

Шатун и крышка шатуна при разборке, контроле и сортировке не должны раскомплектовываться, так как они не взаимозаменяемы.

Допускается восстановление отверстия нижней головки шатуна осталиванием с последующей обработкой до номинального размера. Перед обработкой нижней головки гайки шатунных болтов должны быть затянуты динамометрическим ключом. Момент затяжки — 6,8 — 7,5 кГм.

Втулки, запрессованные в верхнюю головку шатунов, должны быть расточены до номинального размера. Перед растачиванием втулки должны быть проглажены брошью.

Чистота обработанных поверхностей во втулке и нижней головке шатуна должна соответствовать классу 8-б.

После растачивания овальность и конусность верхней головки шатуна не должны превышать 0,005 мм, нижней — 0,008 мм.

Непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна — не более 0,03 мм на длине 100 мм, оси отверстий верхней и нижней головок шатуна должны лежать в одной плоскости, отклонение не более 0,04 мм на длине 100 мм.

Перпендикулярность торцовых поверхностей нижней головки относительно оси отверстия — не более 0,05 мм.

У шатунов, поступающих на сборку двигателя, расстояние между осями нижней и верхней головок должно быть 155,95 — 156,05 мм.

Для обеспечения возможности селективной сборки шатуна с поршневым пальцем шатуны должны быть рассортированы на группы по размеру отверстия в верхней головке. Каждую группу шатунов маркируют маслостойкой краской определенного цвета. Маркировка шатунов приведена в табл. 8.

Коленчатый вал

У коленчатых валов, поступающих на сборку, масляные каналы и грязеуловители должны быть тщательно очищены от шлама.

Шатунные и коренные шейки должны быть номинального или одного из ремонтных размеров, указанных в табл. 9.

При шлифовании шатунных шеек радиус кривошипа должен быть сохранен номинальным.

Для одноименных шеек разные ремонтные размеры не допускаются.

Овальность и конусность шеек коленчатого вала не должны превышать 0,01 мм.

Чистота поверхности шеек должна соответствовать 9-му классу.

Длина передней коренной шейки должна быть в пределах 30,45—30,90 мм. Длина шатунной шейки — 52,0—52,2 мм.

Радиусы галтелей шатунных шеек должны быть в пределах 1,2—2,0 мм, коренных — 1,2—2,5 мм.

При вращении вала, установленного в призмы на крайние коренные шейки, биение не должно превышать:

– для средних коренных шеек — 0,02 мм;

– для шейки под распределительную шестерню — 0,03 мм;

– > ступицу шкива вентилятора — 0,04 мм;

– > > задний сальник — 0,04мм;

– фланца по торцу — 0,04 мм.

Не параллельность осей шатунных и коренных шеек — не более 0,012 мм на длине каждой шейки.

Коренные и шатунные вкладыши

Тонкостенные вкладыши подшипников коленчатого вала должны быть полностью взаимозаменяемы, и обеспечивать без подбора необходимые для нормальной работы двигателя посадки в сопряжениях подшипников.

Не допускается наличие трещин и откалывание антифрикционного слоя от стальной ленты у шатунных и коренных вкладышей.

Забоины и царапины на рабочей поверхности не допускаются.

На обратной стороне вкладыша допускаются царапины глубиной не более 0,1 мм в количестве не более трех.

Острые кромки и заусеницы на стыках вкладыша должны быть зачищены. Забоины, царапины и коррозия на плоскостях стыков вкладышей не допускаются. Зачистка стыков для выведения этих дефектов не допускается.Фиксирующий выступ вкладыша не должен иметь повреждений. Ремонт вкладышей перезаливкой антифрикционного слоя не допускается.Номинальный и ремонтные размеры вкладышей приведены в табл. 10.

Маховик

Рабочая поверхность маховика должна быть гладкой, ее чистота после обработки должна соответствовать 9-му классу. Маховик должен подвергаться статической балансировке. Величина допустимого дисбаланса не должна превышать 35 гсм. При балансировке сверлить отверстие диаметром 11 мм на радиусе 156 мм на глубину 18 мм.Максимальное биение рабочей поверхности не должно превышать 0,1 мм.Размеры отверстий под болты крепления маховика не должны превышать 12,30 мм.

Распределительный вал

Опорные шейки распределительного вала должны быть номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 11.

Овальность и конусность опорных шеек — не более 0,010 мм, Взаимное биение опорных шеек и шейки под шестерню — не более 0,020 мм.

Биение цилиндрической части кулачков относительно шеек — не более 0,05 мм.

Чистота обработки поверхности опорных шеек должна соответствовать классу 9-б.

При установке вала на крайних опорных шейках биение промежуточных шеек не должно превышать 0,05 мм.

Толкатели

Толкатели по наружному диаметру должны быть номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 12.Овальность, конусность и огранка наружной поверхности толкателя — не более 0,007 мм.Твердость наружной сферической поверхности RC— 60.На поверхности толкателя не допускаются трещины, риски, черновины и прижоги.

Головка цилиндров

Головка цилиндров, поступающая на сборку, должна быть тщательно промыта, рубашка охлаждения должна быть очищена от накипи и грязи, масляные каналы — от шлама, а выпускные каналы — от нагара.

Запрессованные в головку блока направляющие втулки клапанов должны быть номинального или одного из ремонтных размеров и маркированы краской. Размеры втулок и их маркировка указаны в табл. 13.Расстояние от верхнего торца направляющей втулки до плоскости головки должно быть равно 24 мм.Седла впускных и выпускных клапанов должны быть шлифованы под 45° к оси направляющих втулок. Ширина рабочей фаски седла должна быть 1,5 ± 2,0 мм. Биение конических поверхностей всех седел клапана относительно осей отверстий направляющих втулок клапанов — не более 0,025 мм. Запрессованные в головку цилиндров направляющие втулки клапанов по наружному диаметру могут быть номинального размера или ремонтного (увеличенного на 0,25 мм).

Впускной и выпускной клапаны

Диаметры стержней клапанов должны быть номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 14. Рабочая фаска головки клапана должна быть шлифована под углом 45° к оси стержня. Чистота рабочей поверхности фаски после шлифования должна соответствовать 8-му классу. Биение рабочей поверхности фаски относительно стержня клапана не более 0,03 мм.

Впускная труба

У впускной трубы, поступающей на сборку, рубашка охлаждения должна быть очищена от грязи и накипи, а впускные каналы от нагара. Поверхности разъема с головками цилиндров должны быть плоскими — отклонение в пределах 0,1 мм не более.

Трубу нужно подвергнуть испытанию водой под давлением 3 – 4 кГ/см 2 .

Ссылка на основную публикацию