Нет давления в системе смазки, в чем неисправность? - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Нет давления в системе смазки, в чем неисправность?

Давление масла. Какое давление масла в двигателе должно быть.

Большинство автовладельцев знает, что без масла двигатель долго не проработает. Но, при этом далеко не все знают о том, что масло должно не только просто присутствовать в поддоне мотора, но и циркулировать по системе под давлением, лежащим в определенных рамках. Если в старых моторах масло служило, в первую очередь, одной, но очень важной задаче – защите деталей двигателя от износа, то сегодня список функций моторного масла очень сильно расширился: отвод тепла от горячих деталей, работа в качестве гидравлики в различных исполнительных механизмах, таких как гидрокомпенсаторы клапанов, натяжители цепей и ремней, муфты регулировки фаз газораспределения и т.д.

Фото «муфты изменения фаз газораспределения современного двигателя»

Соответственно, чем больше таких механизмов в моторе, тем жестче требования к давлению масла. Недостаточное давление в системе смазки будет приводить как к масляному голоданию и ускоренному износу двигателя, так и к сбоям в работе перечисленных гидросистем, что зачастую бывает чревато серьезными неисправностями двигателя и дорогостоящим ремонтом. Например, отказ гидронатяжителя цепи газораспределительного механизма может привести к тому, что поршень столкнется с клапанами. Последствия такой «встречи» могут быть настолько серьезными, что ремонтировать в таком моторе будет просто нечего – нужно покупать новый.

Но если о том, что низкое давление масла вредно знают почти все, то о вреде повышенного давления масла задумываются в том случае, когда сталкиваются с его последствиями. А они могут быть тоже достаточно опасны для здоровья мотора. Как минимум излишне высокое давление масла может повредить уплотнения и последующую быструю утечку масла из двигателя.

Обычно на приборной панели автомобиля присутствует либо лампа сигнализации о низком давлении масла, либо указатель давления. В обычных условиях эксплуатации этого достаточно, а вот в случае необходимости более серьезной диагностики мастера СТО будут использовать специальные манометры.

Но, говоря о недостаточном или избыточном давлении масла, нужно не забывать, что для каждой модели двигателя показатели нормального давления в системе свои.

Что нагнетает давление масла в системе

За создание давления масла в двигателе отвечает масляный насос, оснащенный редукционным клапаном.

Рисунок: Схема работы масляного насоса

Конструктивно масляные насосы могут отличаться, но принцип действия у них общий – блок из двух шестерен всасывает масло через маслозаборник из поддона и направляет под давлением в систему. На выходе из насоса обязательно установлен клапан, не допускающий повышения давления в системе выше максимального заданного значения. Этот клапан называется редукционным.

Какие проблемы с системой смазки могут иметь место , в чем их причины и как с этим бороться.

Загорелась лампочка низкого давления масла

Как уже говорилось выше, наиболее частой и опасной для двигателя является ситуация с недостаточным давлением масла. Именно поэтому большинство современных автомобилей оснащено лампой недостаточного давления масла на панели приборов. И вот в один момент, который прекрасным никак не назовешь, она загорелась… Что делать?

Для начала не паниковать и остановившись на обочине заглушить двигатель. Через 3-5 минут после этого нужно проверить уровень масла – если он ниже минимального, то нужно просто добавить до нормы. Высока вероятность того, что проблема исчезнет. Длительная эксплуатация с недостаточным уровнем масла крайне нежелательна, так как, в первую очередь, пострадает масляный насос, а затем и остальные детали двигателя.

Фото «шестерни масляного насоса, поврежденные эксплуатацией с низким уровнем масла».

Если же уровень масла в норме или после доливки и повторного запуска лампа не гаснет – то разбираться с проблемой будет сложнее и возможно потребуется обращение в сервис.

Как измерить давление масла в двигателе

В случае если средств наборной диагностики недостаточно, или есть необходимость получения точных цифр (например, при подозрении на повышенное давление масла в автомобиле, оснащенном только контрольной лампой), то вместо датчика давления масла подключается специальный манометр.

Рисунок: Схема подключения манометра

Каким же должно быть нормальное давление в системе смазки? Возьмем для примера 2 бензиновые версии Land Cruiser Prado 150. Давление в системе смазки двигателя этих автомобилей измеряется при 3000 об/мин. А вот нормы для различных двигателей различаются. Так для бензинового 2,7 оно должно быть в диапазоне от 1,6 до 5 атмосфер, а для 4-литрового уже от 3 до 6 атмосфер. Как видим даже у одного производителя цифры разнятся достаточно сильно, что же говорить, если речь пойдет о Volkswagen, Skoda, BMW, Mercedes?

Вывод – универсального рецепта не существует и нормы давления масла и методы его проверки для каждой модели двигателя, как уже говорилось выше, индивидуальны и берутся из сервисной документации.

Причины высокого и низкого давления масла в двигателе и способы устранения проблем с низким давлением масла в двигателе

Попробуем разобраться, почему же давление масла может оказаться за пределами нормы, и посмотрим, что можно предпринять в той или иной ситуации.

  1. Начнем с повышенного давления, ибо встречается оно сильно реже и причин у него сильно меньше.

Итак, поводом для подозрений на такую напасть будет появление утечек из-под различных прокладок на двигателе. При подключении манометра опасения подтверждаются. Вопрос, в чем причина и что делать? Основной причиной такой проблемы практически всегда является неисправность редукционного клапана вызванная его банальным загрязнением. Для начала (особенно, если добираться до этого клапана не просто) имеет смысл промыть систему смазки. Так как налицо уже достаточно серьезные сбои в работе системы, при выборе промывочного состава лучше не «стесняться» и предпочитать усиленные версии. Например:

Да и вообще, если поддерживать систему смазки в чистоте, регулярно используя промывки, вероятность столкнуться с проблемой повышенного давления становится почти нулевой.

2. А теперь посмотрим возможные причины сниженного давления масла.

  1. Первую мы уже назвали – недостаточный уровень, но могут быть и другие.
  2. Вторая в точности совпадает с причиной повышенного давления масла, только клапан умудрился «зависнуть» на грязи в приоткрытом положении либо у него повреждена пружинка. Во втором случае лечится заменой клапана. Деталь стоит не запредельных денег, а на здоровье мотора влияет очень сильно. В первом – промывкой (со снятием или без – решать Вам). Кстати, промывка зачастую помогает устранить еще одну причину масляного голодания – отложения на сетке маслоприемника. Например, вот такие:

На третье место имеет смысл поставить недостаточную вязкость моторного масла при полностью прогретом двигателе.

Чаще всего эту причину можно, с высокой вероятностью, вычленить из круга по характерному поведению лампы давления масла – она помигивает в ответ на малейшее снижение оборотов относительно нормального на холостом ходу полностью прогретого двигателя.

В такой ситуации желательно проверить, не перепутали ли чего при последней замене масла, и подходит ли двигателю залитый в него сорт масла. Если сорт не подходящий – имеет смысл заменить масло. Второе что могло произойти – подходящее масло потеряло вязкость из-за перегрева или попадания топлива (обычно в этом случае можно ощутить характерный топливный запах из маслозаливной горловины). Разбор решения проблем топливной аппаратуры оставим за рамками этой статьи и допустим, что мы ее решили. Как же быть с маслом? Менять? Лучший вариант – да поменять, но не всегда есть такая возможность (временная, финансовая, физическая). Можно ли отсрочить данную процедуру? Можно! И поможет нам в этом такой продукт как Стабилизатор вязкости Visco-Stabil.

  1. Также причиной недостаточного давления масла может быть повышенный износ деталей масляного насоса, коренных и шатунных вкладышей коленвала, подшипников распредвалов и турбины, но все эти причины, к сожалению, требуют для своего устранения достаточно сложного ремонта.

Итог

Как видим, давление масла в автомобильном двигателе – параметр, сильно влияющий на долговечность и правильную работу автомобильного «сердца» и требующий к себе очень внимательного отношения. Но далеко не все проблемы с ним являются критичными, а некоторые вообще можно решить без разборки двигателя – с помощью очистки масляной системы, замены масла или стабилизатора вязкости.

В двигателе нет давления масла или давление падает: причины и способы устранения

Хорошо известно, что двигатель внутреннего сгорания представляет собой силовой агрегат, в котором имеется большое количество нагруженных деталей и узлов. Для нормальной работы ДВС такие детали нуждаются в постоянной смазке, которую обеспечивает масляная система двигателя. Рабочей жидкостью в системе является моторное масло.

В системе смазки масло подается по отдельным каналам под определенным давлением, что позволяет эффективно смазывать детали, испытывающие динамические и другие нагрузки. При этом в процессе эксплуатации мотора можно столкнуться с тем, что пропало давление масла в двигателе. Водитель может заметить, что моргает лампа давления масла на прогретом двигателе, давление масла на холостых оборотах двигателя падает и т.п.

В этой статье мы намерены поговорить о том, какое давление масла должно быть в двигателе, почему нет давления масла в двигателе, а также как проверить давление масла в двигателе на бензиновом или дизельном ДВС доступными способами. Параллельно будет рассмотрен вопрос, что дает присадка в двигатель для повышения давления масла и насколько эффективным можно считать подобное решение.

Читайте в этой статье

Низкое давление масла в двигателе: причины неисправности

Как уже было сказано, на снижение давления масла указывает загорание сигнальной аварийной лампочки на панели приборов. Отметим, что указанная лампочка масла не обязательно должна гореть постоянно. Встречаются случаи, когда при нагреве двигателя загорается лампочка давления масла, при этом на холодном агрегате такой проблемы нет.

Похожая ситуация возникает и с холостым ходом. На холостых оборотах лампочка масла горит или моргает, однако после повышения оборотов до какого-либо значения быстро гаснет. В таких случаях необходимо прекратить эксплуатацию автомобиля и выяснить, почему нет давления масла в двигателе, причины неисправности, а также определиться со способами их устранения.

  • Прежде всего, необходимо осмотреть ДВС сверху и снизу на предмет явных подтеков масла, проверить уровень масла в двигателе. Недостаточное количество смазочного материала приведет к тому, что давление упадет и возникнет масляное голодание.
  • Следующим шагом становится проверка состояния самого масла. Не допускается использование слишком «жидкого» или вязкого материала, который не предназначен для данного типа двигателя заводом-изготовителем ДВС. Именно первый случай часто приводит к тому, что маловязкое масло не способно создать нужного давления.

Добавим, что по этой причине часто падает давление масла на прогретом двигателе (зазоры между деталями увеличиваются с нагревом, от растущей температуры смазка сильно разжижается). При этом пока двигатель и масло холодные, вязкости смазки достаточно, то есть лампочка не загорается.

  • Еще одной аварийной причиной снижения вязкости масла является то, что в систему смазки попадает рабочая жидкость из системы охлаждения (тосол, антифриз). В результате охлаждающая жидкость попадает в картер мотора и масло разбавляется ОЖ. Во время работы маслонасоса происходит вспенивание смазки, насос захватывает пену, снижается производительность.

Другими словами, система смазки не в состоянии создать необходимого давления, а само масло теряет свои свойства. Причиной попадания ОЖ может быть трещина в БЦ или ГБЦ, разрушение прокладки блока цилиндров и т.д.

Определить проблему можно по густому белому выхлопу, а также по наличию эмульсии на крышке маслозаливной горловины или на щупе. Также косвенным признаком является снижение уровня ОЖ в расширительном бачке системы охлаждения, при этом уровень масла в смазочной системе будет увеличен.

  • Также следует отметить, что на свойства масла может сильно влиять и попадающее в картер топливо. Если двигатель неисправен, (например, имеются проблемы с качеством и воспламенением топливной смеси, в цилиндрах низкая компрессия, льют форсунки и т.д.), тогда топливо в камеру сгорания подается, но сжигания заряда не происходит.

Если в цилиндрах не происходит сгорания, тогда мотор сильно троит, работает с перебоями, дымит, перерасходует топливо. Повышенный уровень масла и отчетливый запах горючего в нем, а также светлые пятна и сильное разжижение укажут на наличие топлива в смазочном материале.

  • Отдельного внимания заслуживает масляный фильтр, который может оказаться подделкой или браком. Если в фильтре нет запорного клапана или запорной шайбы, тогда после остановки мотора смазка из каналов и фильтра стечет в картер.

Дальнейший запуск приводит к тому, что давление в системе недостаточное в течение нескольких секунд, так как за это время происходит заполнение фильтра маслом. Естественно, пока давление не поднимется, будет гореть лампочка масла, затем потухнет. Однако проблема будет повторяться после каждой остановки и последующего запуска.

К подобному эффекту может привести и сильное загрязнение масляного фильтра, а также несвоевременная его замена. Запорный или редукционный клапан в системе может подклинивать от попавшего мусора, отложений и т.п.

  • Еще давление масла в дизельном двигателе или бензиновом агрегате может оказаться низким по причине того, что из-под датчика давления масла течет смазка. В этом случае давления в области датчика будет недостаточно. Аварийная лампочка может загораться периодически или постоянно, на холостом ходу, в движении на низких или повышенных оборотах.

В процессе длительной эксплуатации или по другим причинам происходит сильное загрязнение маслоприемника. Часто забивается его сеточка, в результате чего смазка не подается в двигатель.

  • Неисправности узлов и деталей самого двигателя также являются причиной низкого давления. В этом случае можно говорить о серьезном износе или повреждениях, которые приводят к тому, что нужного сопротивления при подаче масло не встречает. Получается, давление закономерно падает.

К такому снижению давления может привести изношенный коленвал и его вкладыши, износ и выработка в области распредвала, ЦПГ, поршневых колец и т.д. Достаточно часто низкое давление смазки в подобных случаях указывает на необходимость серьезного или даже капитального ремонта двигателя.

Загорелась лампочка давления масла: аварийная ситуация

Итак, если горит или моргает лампочка давления масла, это значит, что давление в системе смазки упало, двигатель нужно заглушить как можно скорее.

  • Даже если визуально не видно явных подтеков (например, клапанная крышка сухая, нет следов масла на блоке цилиндров), при этом уровень масла низкий, тогда следует внимательно осмотреть место установки масляного фильтра и датчика давления масла.

Также повышенное внимание следует уделить переднему и заднему сальнику коленвала, месту соединения поддона двигателя. На многих авто потребуется детальный осмотр снизу, что сделать без ямы или подъемника сложно.

  • В том случае, если обнаружена утечка, нужно долить подходящее масло (при интенсивной течи допускается перелив немного выше уровня). Затем двигатель можно запускать. Если лампочка погасла, тогда можно доехать до СТО своим ходом, не нагружая мотор.
  • Если уровень смазки низкий и нет давления, при этом также не обнаружено никаких подтеканий, тогда смазку нужно долить. После этого мотор запускают для оценки цвета выхлопа. Синий или сизый маслянистый дым из выхлопной трубы укажет на то, что могло произойти залегание поршневых колец, кольца изношены, возникли проблемы с зеркалом цилиндра (задиры).

Другими словами, сильно увеличен расход смазки (двигатель ест масло). Еще к увеличенному расходу приводит повышение давления в картере, проблемы с маслосъемными колпачками. Если после долива лампочка не горит и не моргает, тогда до станции техобслуживания можно доехать своим ходом, после чего проводится углубленная диагностика.

Обратите внимание, в случае, когда долив масла по уровню не решил проблему (лампа на панели все равно горит), тогда своим ходом двигаться на автомобиле нельзя. Также не рекомендуется буксировать ТС при помощи троса. Лучше всего вызвать эвакуатор для доставки автомобиля на ремонт.

Что можно сделать самому

Проблему низкого давления масла сильно осложняет взаимосвязь расхода смазки и понижения уровня с общим показателем давления в системе. При этом целый ряд неисправностей можно устранить самостоятельно.

  • В случае обнаружения утечек проблему достаточно легко локализовать и решить. Например, протечка масла из-под масляного фильтра устраняется его подтяжкой или заменой. Похожим образом решается и проблема с датчиком давления масла, через который течет смазка. Датчик затягивается или просто меняется на новый.

Что касается течей сальников, в этом случае понадобится наличие времени, инструментов и навыков. При этом заменить передний или задний сальник коленвала своими руками можно у себя в гараже со смотровой ямой.

Течь масла из-под клапанной крышки или в области поддона можно устранить путем затяжки крепежей, замены резиновых уплотнительных прокладок, при помощи специальных герметиков для двигателя. Нарушение геометрии соединяемых плоскостей или повреждения крышки клапанов/поддона укажут на необходимость замены таких деталей.

  • Если ОЖ попадает в моторное масло, тогда можно самому снять ГБЦ и заменить прокладку головки блока, соблюдая при этом все рекомендации касательно снятия и последующей обтяжки головки блока цилиндров. Дополнительная проверка привалочных плоскостей укажет на то, нужно ли делать шлифовку головки блока. При обнаружении трещин блока цилиндров или головки также возможен ремонт.
  • В том случае, когда проблема в системе смазки не так очевидна, при этом ремонтировать автомобиль приходится самостоятельно, тогда в самом начале следует осуществить замер давления масла в двигателе.

Для решения задачи, а также с учетом точного представления о том, в чем измеряется давление масла в двигателе и как это делается, нужно заранее подготовить дополнительное оборудование. Отметим, в свободной продаже существует готовый прибор для измерения давления масла в двигателе.

Как вариант, измеритель давления масла универсальный «Измерит». Такое устройство вполне доступно по цене, имеет в комплекте все необходимое. Также можно изготовить похожий прибор своими руками. Для этого потребуется подходящий маслостойкий шланг, манометр и переходники.

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что давление в системе смазки может падать по многим причинам:

  • качество масла или потеря его свойств;
  • течи сальников, прокладок, уплотнителей;
  • масло «давит» из двигателя (растет давление по причине нарушений работы системы вентиляции картера);
  • неисправности маслонасоса, другие поломки;
  • силовой агрегат может быть сильно изношен и т.д.

Отметим, что в некоторых случаях водители прибегают к использованию присадки для увеличения давления масла в двигателе. Например, XADO ревитализант. По заявлениям производителей такая антидымная присадка с ревитализантом уменьшает расход масла, позволяет смазке сохранять необходимую вязкость при нагреве до высоких температур, восстанавливает поврежденные шейки и вкладыши коленвала и т.д.

Редко, но бывает так, что возникают проблемы по электрике. По этой причине не следует исключать вероятность повреждения электрических элементов, контактов, датчика давления или самой проводки.

Напоследок добавим, что избежать многих проблем с масляной системой и двигателем помогает использование только рекомендуемого масла. Также необходимо подбирать смазку с учетом индивидуальных особенностей эксплуатации. Не меньшего внимания заслуживает и правильный подбор индекса вязкости по сезону (летнее или зимнее масло)

Моторное масло и фильтры нужно менять правильно и делать это строго по регламенту, так как увеличение межсервисного интервала приводит к сильному загрязнению системы смазки. Продукты распада и другие отложения в этом случае активно оседают на поверхностях деталей и стенках каналов, забивают фильтры, сетку маслоприемника. Маслонасос в таких условиях может не обеспечить нужного давления, возникает масляное голодание и значительно увеличивается износ мотора.

Нет давления масла в двигателе причины и решения проблемы

Загорание лампочки давления масла, означает что нет давления масла в двигателе. Необходимо остановиться и разобраться в причинах. Это можно сделать самостоятельно или на ближайшей станции технического обслуживания. Без давления масла в двигателе дальнейшая эксплуатация транспортного средства чревата выходом из строя силового агрегата.

Давление масла в двигателе пропало или падает-причины и способы устранения

Сигнализатор давления масла может загораться периодически, моргать или светиться постоянно. Он может гореть при прогреве мотора, но погаснуть после окончания холостой эксплуатации и начале движения. Возможет вариант загорания сигнала при повышении частоты вращения коленчатого вала. В любом из вариантов необходимо искать причины неисправности и способы их устранения. Некоторые из них состоят в следующем:

  • Течь масла. Необходимо проверить уровень масла и провести внешний осмотр мотора. Рекомендуется осмотреть соединительные места трубопроводов с узлами масляной системы, уплотнительные элементы. При наличии мест протекания, необходимо подтянуть крепежные болты или заменить уплотнительные детали.

Важно: Проверка уровня масла должна проводиться на остывшем двигателе. Если силовой агрегат горячий или находится в рабочем состоянии, необходимо его выключить и дать постоять 15-20 минут.

  • Масло очень жидкое. Причина может быть в использовании смазки, которая не отвечает требованиям завода-изготовителя. Смазка при нагревании может потерять вязкость и просачиваться в местах уплотнения. Хотя, пока мотор и смазка не разогреты, сигнализатор гореть не будет. В данной ситуации, рекомендуется провести замену масляной жидкости в соответствии с требованиями завода-изготовителя.
  • Наличие в масле жидкости из системы охлаждения. Низкое давление масла в работающем двигателе может быть в результате микротрещин в блоке цилиндров или головке блока цилиндров, дырки в прокладке блока цилиндров. В результате этих дефектов жидкость стекает в картер и смешивается со смазкой. Во время эксплуатации коленвал и масляный насос вспенивают масляный раствор, пена попадает в трубопровод вместо масла. Последствие неисправности выражается в наличии белого густого дыма из выхлопной трубы, одновременном снижении уровня охлаждающей жидкости и повышении уровня смазки. Для устранения неисправности необходимо провести ремонт силовой установки.
  • Топливо в картере. Есть ряд неисправностей силовой установки, в результате которых топливо попадает в картер и смешивается с масляным раствором. Это может быть падение компрессии, некачественное и плохо воспламеняемое топливо, неисправные форсунки и другое. Топливо попадает в цилиндры, но не происходит его полного сгорания. Маслосъемные кольца удаляют остатки топлива в картер, где оно смешивается со смазкой. Качество масла ухудшается, оно становится более жидким и его напор пропадает. В результате неисправности повышается расход топлива и уровень смазки, из выхлопной трубы идет густой черный дым. Для устранения проблемы необходимо снизить оборот коленвала и привести работу двигателя в нормальное состояние.
  • Нарушение работы масляного фильтра. При установке фильтра необходимо убедиться в наличии на нем запорного клапана или шайбы. Их отсутствие приведет к тому, что после остановки силового агрегата смазка будет стекать в картер. При очередном пуске понадобится некоторое время для закачки масла в фильтр, в результате чего сигнальная лампа будет гореть. После остановки мотора цикл будет повторяться. Для устранения неисправности необходимо установить новый работоспособный фильтр.
  • Загрязнение масляного фильтра. Нарушение условий эксплуатации или несоблюдение сроков технического обслуживания ведет к засорению масляного фильтра и выходу из строя редукционного или запорного клапанов. Для восстановления нормальной работы системы смазки рекомендуется сменить смазку и масляные фильтры.
  • Неисправность датчика давления. Если датчик электронный, необходимо проверить надежность соединения проводов с датчиком и исправность самого датчика. Если прибор механический, необходимо открутить его от системы и проверить на наличие мусора. При повторном соединении датчика и дальнейшем отсутствии давления, рекомендуется обратиться на станцию технического обслуживания.
  • Износ узлов и агрегатов силовой установки. В результате выработки и износа коленвала, распределительного и шатунно-поршневого механизмов происходит увеличение мест протекания смазки, в результате чего давление в системе смазки начинает падать. Для устранения этой неисправности возможно при капитальном ремонте силового агрегата.

Световой индикатор горит-аварийная ситуация

Если лампочка давления смазки горит или мигает, то это является сигналом о возможной аварийной ситуации. Необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и разобраться, от чего моргает лампа датчика давления масла на прогретом двигателе. Это может быть один из вариантов:

  • Пониженный уровень масляного раствора. Необходимо осмотреть сальники коленвала, поддон мотора, блок цилиндров. Индикатор может загореться, так как возможна течь смазки и ее уровень может снизиться. Вторым вариантом, из-за которого может резко упасть уровень, это течь смазки через масляный фильтр или датчик давления. Для предотвращения поломок, надо долить смазку, несколько превысить ее уровень. Когда индикатор погаснет, необходимо доехать до ближайшей станции технического обслуживания.
  • Давления нет и уровень масляного раствора низкий. Не обнаружено протеканий, но уровень продолжает снижаться. Рекомендуется долить смазку, запустить силовую установку и прогреть ее, чтобы оценить цвет дыма из выхлопной трубы. Темно-синий дым означает, что неисправна топливная система и кольца смывают остатки топлива в картер. Белый цвет дыма означает, что в масляную ванну картера попадает жидкость из системы охлаждения.
  • Сигнальная лампочка не горит после поворота ключа в замке зажигания. Возможно несколько вариантов неисправностей:
  1. Индикатор давления смазки вышел из строя. Для проверки необходимо включить зажигание, отсоединить провода от индикатора и замкнуть их на корпус. Если лампочка светиться, то индикатор необходимо заменить.
  2. На индикатор не подается напряжение. Возможно, окислились контакты, и их необходимо очистить.
  3. Лампочка перегорела и требует замены.

  • Индикатор светиться после запуска силового агрегата. Вероятно, что смазка имеет высокую температуру. Необходимо увеличить частоту вращения коленвала. Если сигнализатор погас, можно вернуть вращение в эксплуатационный режим и продолжить движение.
  • Сигнализатор давления смазки загорелся во время движения или при увеличении подачи топлива. Низко упал уровень смазки. Надо поднять уровень смазки немного выше нормы и медленно доехать до ближайшей автомастерской.

Профилактика слабого давления масла

При серьезных поломках в системе смазки транспортного средства лучше обратиться в авторемонтные мастерские. Почему выбор касается их, можно ответить убедительными доводами. Это специализированное оборудование, позволяющее на месте определить проблему. Возможность ремонта при обнаружении возможных серьезных неисправностей. Наличие необходимых агрегатов для замены и расходных материалов.

Но и владельцу автомобиля не стоит ждать, когда сможет пропасть нажим смазки или упадет ее уровень в системе. Для этого необходимо проводить профилактику. Делать это можно в собственном гараже или на стоянке, при помощи автомобильного инструмента.

Закончив прогревать мотор, необходимо заглянуть под капот и под движок. Это необходимо для обнаружения протеканий смазки. Если обнаружена утечка из масляного фильтра или датчика, слабо затянутые места необходимо подтянуть или заменить уплотнительный элемент.

На смотровой яме необходимо осмотреть сальники коленвала, которые расположены с обоих концов. В случае их износа их можно заменить самостоятельно.

Протекание масляной жидкости из клапанов или поддона устраняется заменой уплотнителя, нанесением герметического состава, с последующей затяжкой крепежных болтов.

Слабый зажим головки блока цилиндров может привести к тому, что прокладка будет пробита, жидкость из системы охлаждения будет попадать в масляный раствор. Замена прокладки и затяжка головки блока может проводиться самостоятельно с соблюдением рекомендаций по замене.

При профилактике можно провести мероприятия, позволяющие восстановить или повысить нажим смазки. Это особенно актуально, если предстоит переезд на большое расстояние. Как эффективно поднять давление масла в двигателе? Для этого необходимо:

  1. Полностью слить старую смазку.
  2. Удалить отработанный масляный фильтр и установить новый.
  3. Снять датчик давления и установить на его место манометр.
  4. Запустить силовую установку и определить показатель манометра.

При обнаружении течи смазки, необходимо принять вышеперечисленные меры к устранению протеканий. Если подтягивание болтов, замена прокладок и герметика не принесли нужного результата и нажим смазки не смог подняться, то можно готовиться к капитальному ремонту движка.

Подводим итоги

Учитывая изложенное, можно сделать краткий вывод, почему нет нормального давления масла в двигателе. Основными причинами являются:

  1. Потеря вязкостно-температурных характеристик масла из-за его качества.
  2. Протекание смазки через соединительные места и уплотнения.
  3. Неисправность элементов системы смазки мотора.
  4. Износ или неисправность узлов и агрегатов силовой установки.
  5. Использование дополнительных добавок и присадок к основному маслу для искусственного повышения давления.
  6. Вероятность выхода из строя электрических деталей системы смазки.

Заключение

Чтобы избежать проблем с системой смазки, необходимо брать для эксплуатации масляные жидкости, рекомендуемые заводом-изготовителем. Постоянный контроль за двигателем и системой смазки, профилактика неисправностей позволят продлить период эксплуатации автомобиля в целом.

Падение давления масла в двигателе

автор: mexanic Июль 16, 2015

Если некоторые поломки автомобиля не так критичны, и с ними можно проехать некоторое расстояние, то заметив, что горит соответствующий указатель, сигнализирующий о падении давления масла в двигателе нужно срочно прекратить движение. Ехать с такой проблемой себе дороже, ведь через пару тройку километров в моторе может заклинить коленвал или поломаться иной узел. После чего мытарства по автосервисам и недешевый капремонт гарантированы. Так что если пропало давление масла в двигателе в бензиновом или дизельном, вызывайте эвакуатор или цепляйте авто на буксир и вперед – измерять давление, разбираться и устранять причины. А для того чтобы правильно определить, в результате чего загорается индикатор и возможную поломку, нужно разобраться в устройстве системы смазки и функциях, выполняемых смазывающей жидкостью.

Моторное масло и его функции ↑

Задачи смазывающей жидкости не ограничиваются только уменьшением трения работающих поверхностей кривошипно-шатунного механизма и поршней, в ее функции еще входит:

  • Отвод тепла от цилиндров, поршней и из зоны картера;
  • При помощи определенных присадок очистка мотора от загрязнений, возникающих в процессе его работы;
  • Нейтрализация образовавшихся после сгорания топлива окислов.;
  • Защита деталей мотора от коррозии.

Устройство системы смазки двигателя ↑

Современные авто комплектуются в основном моторами с комбинированной системой смазки, в которой к деталям более подверженным износу смазка поступает под давлением, а эксплуатирующиеся в легких условиях смазываются разбрызгиванием.

Из картера через маслоприемник и масляный фильтр насос под давлением загоняет масло в основную магистраль. Откуда по каналам блока оно поступает к шатунным и коренным подшипникам коленвала, кулачкам и опорам распредвала и поршневым пальцам. Если предусмотрен турбокомпрессор, то в него смазывающая жидкость подается тоже под давлением. Разбрызгиванием подача масла происходит на поверхность цилиндров. Система смазки оснащена регулирующими клапанами:

Нагнетательная часть насоса имеет редукционный клапан, срабатывающий при избыточном давлении, превышающем определенный уровень и при срабатывании сбрасывающий излишек масла обратно на вход насоса.

Если фильтр засоряется, то открывается перепускной клапан, через который в систему попадает неочищенное масло.

Также система оснащена датчиком, сигнализирующим о падении давления ниже положенного, обычное его месторасположение – корпус головки мотора или блок цилиндров недалеко от фильтра. Низкое давление и срабатывание этого датчика оказались объектом нашего пристального интереса.

Что может быть виновником падения давления ↑

Как в бензиновом агрегате, так и в дизельном двигателе есть несколько причин, по которым загорается лампа датчика, отвечающего за давление в системе. Они подразделяются на простые неисправности, которые можно устранить без особого труда и более сложные, где без услуг моториста не обойтись.

К простым случаям, когда при прогретом двигателе горит лампочка датчика давления, можно отнести:

  • Самым обыденным является недостаточный уровень смазывающей жидкости;
  • Выход из строя датчика давления;
  • В систему залито масло не соответствующее по плотности, качеству;
  • Засорение масляного фильтра.

Из более сложных случаев в этой ситуации можно выделить:

  • Порядочный износ шатунных и коренных подшипников распредвала и коленвала (увеличенная выработка между их шейками и вкладышами);
  • Неисправность масляного насоса (дефекты или износ крышки, корпуса или шестеренок);
  • Проблемы в редукционном клапане насоса (попадание под клапан инородных частиц или потеря упругости, поломка пружины);
  • Засорение каналов системы или сетки маслоприемника в картере мотора;
  • Разжижение масла охлаждающей жидкостью или топливом.

В любом случае изначально желательно проверить давление более точным прибором – манометром.

Проверка давления ↑

Практически во всех современных машинах при возникновении вышеописанной ситуации загорается контрольная лампочка или горит соответствующий указатель на приборной панели. Точность такой системы сомнительна, она сигнализирует лишь о том, что нет соответствующего давления в системе. Оптимальным измерительным прибором в этом случае является простой механический манометр, оснащенный штуцером с подходящей резьбой и переходником. Такой прибор, например, ИДМ-1 можно купить в магазине, сейчас их множество или изготовить самому из обычного манометра для проверки давления в шинах. Для изготовления нужен манометр со шкалой до 8–9 кг/см², маслостойкий шланг (можно тормозной), переходник и штуцер. Переходник чтобы можно накрутить манометр, а штуцер с резьбой соответствующей вашему датчику.

Подсоединив прибор к двигателю вместо датчика, заведя машину на манометре можно посмотреть точное давление системы смазки.

На прогретом моторе у большинства автомобилей, на холостых оборотах показатель на шкале манометра должен быть 0,65–0,8 кг/см², и не меньше. При увеличении оборотов до средних величин на прогретом двигателе манометр должен показывать значения в пределах от 3,5 до 4,5 кг/см².

При подаче максимальных нагрузок эти цифры достигают значения около 7 кг/см². Все значения даны, усреднено, точные показатели манометра для вашего авто должны быть прописаны в мануале.

Если показатели манометра совпадают с цифрами указанными в инструкции по эксплуатации, то скорей всего виновником того, что горит сигнальная лампа, является неисправный датчик, замена которого процесс несложный.

Методы устранения неисправностей ↑

Если в пути загорается контрольная лампочка, сообщающая о падении давления смазывающей жидкости, не стоит сильно паниковать. Причины могут быть разные, остановившись, первым делом щупом следует проверить уровень масла. Если он ниже минимального уровня следует долить смазывающую жидкость и завести автомобиль, лампочка не горит, спокойно следуем дальше, горит – продолжаем разбираться далее.

Повышенный же уровень может свидетельствовать о попадании в поддон охлаждающей жидкости или топлива, это может быть вызвано трещинами, которые в прогретом блоке расширяются и пропускают тосол в систему смазки. Топливо попадает в поддон, если изношены кольца поршня и увеличен зазор между ними и стенками цилиндра. В этом случае разборки двигателя – частичной не избежать. Это, конечно, не капремонт, но готовьтесь к снятию головки блока цилиндров и замене поршневых колец.

Из вышеописанного видно – вторым фактором, когда горит лампочка индикатора, может стать выход из строя соответствующего датчика. В дороге, когда под рукой нет соответствующего прибора, проверить действительно ли давление низкое, можно простым способом:

  1. Снять клемму с датчика и выкрутить его из блока;
  2. Вытянуть из катушки зажигания провод;
  3. Попросить попутчика стартером погонять коленвал.

Если в процессе прокручивания из отверстия, предназначенного под датчик, бьет сильная струя смазывающей жидкости, значит, давление в порядке и лампа индикатора не горит из-за поломки датчика, если нет – буксируем авто в гараж или автосервис.

Если лампочка индикатора горит из-за засорения масляного фильтра, что влечет открытие перепускного клапана, требуется его замена и смена масла.

В случае с некачественным или не подходящим по вязкости маслом, соответственно его замена, на смазывающую жидкость, предписанную для вашего авто, исправит ситуацию, если и после этого загорается лампочка индикатора, то переходим к рассмотрению более сложных неисправностей.

Далее, когда нет давления, идет по сложности устранения, неисправность масляного насоса и загрязнение каналов системы или сетки маслоприемника.

В этом случае не нужно разбирать мотор:

  • При неисправности шестеренок насоса, снять его с блока и заменить новым;
  • Неисправность редукционного клапана устраняется его прочисткой и регулировкой;
  • Загрязнения сетки маслоприемника и каналов устраняются их промывкой при снятом поддоне картера.

Ну и самый неприятный вариант, когда горит индикатор, и нет давления в системе смазки – вызван износом коренных подшипников. Капитальный ремонт мотора со шлифовкой коленвала и установкой ремонтных вкладышей в этом случае обеспечен.

При движении не нужно забывать периодически, поглядывать на приборную панель и обращать внимание на загорающиеся индикаторы и лампочки. Это может спасти от дорогостоящих ремонтов и сэкономить массу времени и… нервов.

Нет давления масла в двигателе- загорелась лампочка

Загорелась лампочка давления масла? Упало давление или датчик вышел из строя? Чем грозит масляное голодание? Как определить неисправность, пока двигатель ещё не вышел из строя? Какие ещё признаки пониженного давления, кроме лампочки и что делать, чтобы масло было в норме?

Причины

Причин, почему пропало давление, несколько:

  1. нет масла- уровень ниже, чем маслоприёмник и оно не поступает в систему
  2. трещина в маслоприёмнике- через трещину в систему поступает воздух, тогда как более вязкое масло не доходит
  3. плохая работа насоса из-за изношенности или других поломок
  4. потери в системе смазки
  5. разжижение масла
  6. нерабочий масляный фильтр

Также лампочка может гореть, если накрылся датчик давления масла или с него соскочил провод, но лучше перестраховаться и всё проверить.

А теперь по порядку со всеми этими неисправностями

Нет масла- уровень ниже, чем маслоприёмник и масло не поступает в систему

Когда уровень масла ниже, чем маслоприёмник, то масло не сможет засосаться в систему масляным насосом, потому как на входе будет один воздух. Как правило, маслоприёмник располагается в самой нижней точке двигателя, в небольшом углублении, чтобы всегда быть погруженным в масло. Но в процессе эксплуатации масло может выгорать и уровень понизится, и тогда масло неоткуда будет брать.

Большие интервалы замены масла приводят к тому, что масло теряет свои моющие свойства, а также расслаивается- выделяется жидкая фракция и такой себе густой гуталин, который оседает на поверхностях деталей. Особенно густая как кизяк фракция любит присасываться к маслоприёмнику, тем самым забивая его сетку, не давая пройти маслу.

Выход из данной ситуации- следить за уровнем масла и своевременно проводить его замену, сливая всю гадость из системы. Тем более сейчас много подделок масла, которое загустевает уже к пяти тысячам пробега. Не ездите на масле 15 000- это слишком много, особенно если эксплуатировать авто в городском режиме. 7 — 10 000 — вполне приемлемый пробег для замены.

Трещина в трубке маслоприёмника

Принцип действия таков: масляный насос находится вверху, масло- внизу. Между ними- маслоприёмник. Насос создаёт в приёмнике разряжение и снизу в него засасывается масло. Если где-то в трубке маслоприёмника образуется трещина, то в систему пойдёт воздух вместо масла (попробуйте попить коктейль через соломинку с дыркой и станет всё понятно).

Причиной такого может стать вибрация двигателя, вследствие чего образуется трещина, которая впоследствии увеличивается, забирая всё меньше и меньше масла из поддона. Также может быть заводской брак либо неправильный монтаж детали.

Неисправный масляный насос

При износе масляного насоса он качает масло с недостаточной производительностью и пониженным давлением, особенно это заметно при пуске двигателя, когда масло ещё толком не поступило в корпус насоса и другой пример- когда масло слишком жидкое вследствие потери эксплуатационных свойств либо попадания в него топлива- слишком большие зазоры в масляном насосе не дают возможности нормально продавить масло под нормальным давлением, потому как масло вытекает через эти самые изношенные щели (это уже не зазоры- просто щели).

Привод масляного насоса- тоже может быть такая поломка, но это редкость, в основном на жигулях классических случается, так как на большинстве легковых машин масляный насос расположен на коленчатом валу и прижат шкивом, там скорее шкив вместе с ГРМ слетит, чем насос перестанет крутить. На классике насос приводится в действие шестерней, которая часто изнашивается.

Потери в системе смазки

Чтобы распределить масло по системе, не достаточно одного лишь рабочего насоса, который нагнетает масло, надо ещё чтобы масло распределялось по всей системе без потерь. Где могут возникнуть потери? Есть такие места!

  • через вкладыши коленвала
  • через масляные форсунки, которые не закрываются (не на всех моторах применяются)
  • прокладки и плохо закрученный масляный фильтр тоже неплохо пропускают
  • балансировочные валы на некоторых двигателях с разбитой втулкой

Через любую щель масло будет утекать, снижая давление в системе. Через вкладыши, скорее всего, много не убежит, потому что если там будут щели, то будет стоять такой шум, что страшно будет ехать.

Разжижение масла

Жидкое масло отлично проходит через щели, поэтому маслонасос не может создать нормальное давление на таком масле, потому как масло проходит через зазоры, как через решето. Масло достигает такой непригодной кондиции вследствие потери эксплуатационных свойств, когда присадки перестают работать, образуются кизяки и жидкая фракция, ещё может разбавляться бензином. Бензин очень быстро испаряется, так что это не самое страшное для масла.

Нерабочий масляный фильтр

Фильтр состоит из фильтрующего элемента и системы клапанов. Когда в процессе эксплуатации фильтрующий элемент забивается грязью и абразивом, то он не может через себя пропускать масло. Тогда на помощь приходит перепускной клапан, который в нормальном состоянии закрыт, а когда забивается фильтрующий элемент, он открывается и масло идёт через него.

Фильтрующий элемент- это обычная фильтровальная бумага, которая задерживает мелкие абразивные частички, которые образуются в процессе эксплуатации. Когда бумага забивается этими частичками, то она не пропускает через себя масло. Чтобы не было масляного голодания в масляном фильтре есть перепускной клапан- он открывается, при этом смывается весь мусор, который не застрял в бумаге.

Если клапан завис в закрытом положении- то всё, масло брать неоткуда, фильтр забит, а иного пути нет. Тут и начинается масляное голодание. Но если менять масло вовремя такой беды не случится.

Как определить?

Обычно первым делом загорается лампочка давления масла. Пока она не загорелась, скорее всего, всё в порядке.

Если стучат вкладыши- а как правило, стучат шатунные вкладыши, так как они находятся дальше от масляной магистрали,- то появляется характерный очень громкий ст стук двигателя, который особенно отчётливо проявляется свыше 3000 оборотов. Это главный признак изношенности и голодания шатунных подшипников.

Какие последствия?

Если застучали вкладыши- только под замеру со шлифовкой коленвала в ремонтный размер, хотя иногда можно обойтись и без шлифовки.

Более всего подвержены масляному голоданию детали ГБЦ, особенно если стоят гидрокомпенсаторы- им станет неоткуда брать масло и двигатель будет троить. Потом пострадает распредвал, он ведь самый дальний в системе смазки и до него вряд ли дойдёт необходимое количество масла.

При кратковременном масляном голодании, когда пропадает подача масла, первым делом страдают шатунные вкладыши- им надо меньше минуты, чтобы стать фольгой. Коренные вкладыши при этом могут не пострадать.

Если на двигатели есть масляные форсунки, которые охлаждают поршни, то при их неправильной работе может быть перегрев и задир юбок поршней.

Так что следите за уровнем масла и соблюдайте интервал замены, последствия могут быть очень дорогими.

Читайте также:  Ремонт карбюратора газ 53
Ссылка на основную публикацию