Зажигание ваз-2106. установка, схема и принцип работы - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Зажигание ваз-2106. установка, схема и принцип работы

Зажигание ваз-2106. установка, схема и принцип работы

Электронное зажигание на ваз 2106

Каждый владелец легендарной классической модели ВАЗ 2106 хорошо знает все проблемы, связанные с эксплуатацией этого автомобиля, так как в большинстве случаев устраняет их своими силами. К таким проблемам относятся и неисправности контактной (кулачковой) системы зажигания ВАЗ 2106. Постоянно подгорающим контактам требовалась очистка и регулировка, из-за люфтов подшипника и втулки трамблера работа двигателя напоминала «трясучку», особенно на холостых оборотах. Решить все эти возникающие проблемы призвана система электронного зажигания.Электронное зажигание на шестёрку

Схема

Схема бесконтактной системы зажигания ваз 2106:
1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — свечи зажигания; 3 — экран; 4 — бесконтактный датчик; 5 — катушка зажигания; 6 — генератор; 7 — выключатель зажигания; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — коммутатор

Неисправности системы зажигания по ссылке.

Установка

прежде всего необходимо выставить ВМТ — 4 цилиндра (смотрим по положению бегунка), делать это необходимо, проворачивая храповик коленвала до отметки на шкиву, совмещаем метки 4 и 3 на рисунке);

демонтируем трамблер, свечи и катушку (запоминая цвет проводов подходящих к катушке зажигания);

укладываем новую проводку;

устанавливаем новую высоковольтную катушку зажигания;

трамблер ставим точно так, как стоял старый (установка электронного зажигания ваз 2106,2103, 2107 с двигателями объемом 1.5 и 1.6 литра, немного отличается от других моделей. Эти двигателя имеют разную высоту блока цилиндров и, соответственно, разную длину приводного вала трамблера);

крепим коммутатор (желательно найти место на щите моторного отсека);

вкручиваем свечи и одеваем провода высокого напряжения (порядок работы 1-3-4-2);

подключаем проводку как на схеме:

Как выставить

Для работ вам понадобится 12-вольтовая контрольная лампочка, ключ на 13 и ключ для коленвала:

Выставлять зажигание нужно на неработающем двигателе, с отключенной «минусовой» клеммой АКБ.

Установите поршень первого цилиндра ДВС в положение зажигания. Для этого потребуется выкрутить из него свечу зажигания. Затыкаем свечное отверстие пальцем и при этом крутим коленчатый вал ключом по часовой стрелке.

Когда будет такт сжатия, воздух под давлением начнет сильно выталкивать палец — это то, что нужно.

Теперь важно четко совместить метку на шкиве со второй, которую ищите на крышке привода ГРМ. Метка посредине означает, что выставляется опережение зажигания на 5 градусов.

Бывает, что некоторые не могут найти у себя метки. Но на самом деле метки есть всегда. Просто хорошо протрите поверхности щеткой по металлу, прибавьте света.

После выставления меток можно снимать ключ. Заверните извлеченную свечу назад и подсоедините бронепровод.

Следующим этапом работ станет определение момента зажигания:

Перед началом подключите «минусовую» клемму аккумулятора.

При помощи ключа на 13 нужно немного ослабить крепежную гайку распределителя зажигания.

Здесь понадобится заготовленная контрольная лампочка с двумя проводами. Один вывод подключаем к «массе», второй — к низковольтной катушке зажигания.

Включаем зажигание поворотом ключа в положение «I».

Нужно аккуратно поворачивать корпус распределителя зажигания по часовой стрелке, пока контрольная лампочка не погаснет.

После этого необходимо плавно повернуть ротор распределителя против часовой стрелки — пока не будет разомкнут контакт и не засветится снова лампочка.

Теперь нужно закрутить крепление и проверить поведение машины на ходу.

Регулировка

Коррекция угла контактов в замкнутом состоянии

Регулировка зажигания ВАЗ 2106 начинается с простейшей операции снятия крышки трамблера, после поворачивается коленчатый вал, пока не будет достигнуто максимальное расстояние промеж ним и трамблером. Вслед за этим приступают к откручиванию винтов, фиксирующих контактную группу на подшипниковой пластине и промеж контактами, вводится щуп для определения и подбора оптимального положения для группы. В идеале всё определяется прилагаемым усилием для перемещения щупа, которое должно быть минимальным, найдя участок соответствующий этому требованию, положение группы фиксируется затягиванием винтов. Имеет значение и величина зазора для её определения толщина щупа должна быть 0,44 миллиметра. Именно регулировка зазора обеспечивает необходимое значение угла замкнутых контактов, его оптимальная величина составляет 55±3°.

Если параметры соответствуют норме, то можно переходить ко второму этапу, заключающемуся в регулировке опережающего угла зажигания. Для начала определим, что распределитель прерыватель в рассматриваемом типе двигателя нуждается в осуществлении момента размыкания единовременно с искрой в первом цилиндре. Это предусматривает опережение верхней мёртвой точки хода поршней для первого цилиндра на 0±1°.

Коррекция угла опережения с помощью стробоскопа

Существует несколько способов регулировки данного показателя, от которого во многом зависит правильная регулировка зажигания ВАЗ 2106 в целом. Наиболее оперативно позволит справиться с этой задачей метод, предусматривающий использование стробоскопа. Аппарат необходимо присоединить к автомобильной электрической сети, при этом необходимо демонтировать и заглушить с трамблера вакуумно-корректурный шланг. Вслед за этим осуществляется прогрев двигателя, до момента удерживания им холостых оборотов с последующим ослаблением болта, отвечающего за фиксацию корпуса трамблера.

Излучаемый стробоскопом свет направляется на шкив коленчатого вала, вращение корпуса трамблера позволит добиться положения, обеспечивающего нахождение видимого положения метки на шкиве напротив соответствующих меток, нанесённых на крышку механизма газораспределения. В этом положении корпус трамблера фиксируется посредством затягивания его болтами. Определяющее значение имеет наличие оборотов холостого хода силового агрегата в процессе регулировки. Если обороты будут выше в работе примет участие центробежный регулятор, что исказит результаты регулировки.

Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2106 своими руками

Работа двигателя напрямую зависит от исправности систем зажигания и подачи топлива. Они определяют мощность мотора, расход топлива, приёмистость, лёгкость пуска. Сбой в настройке момента зажигания карбюраторного двигателя приводит к появлению детонации, калильному зажиганию, увеличению температуры выхлопа и быстрому выходу агрегата из строя. Существует несколько способов, как выставить зажигание на ВАЗ 2106. Все они просты и доступны начинающему автолюбителю.

Устройство системы зажигания на классических двигателях ВАЗ

Моторы, устанавливаемые на ВАЗ 2106, отличаются рабочим объёмом, но имеют одинаковую конструкцию. Трамблёр, детали ГРМ, передняя крышка с метками и шкив коленвала взаимозаменяемы при ремонте. Встречается контактная (КСЗ) и бесконтактная (БСЗ) системы зажигания. В первом случае размыкание контактов происходит механическим способом при повороте вала трамблёра на 90 0 . Во втором варианте применён датчик Холла и контроллер, позволяющий точно определять момент подачи искры в цилиндры.

Простейшая контактная система состоит из следующих элементов:

  • Замок зажигания, он же выключатель;
  • Катушка зажигания с двумя обмотками для получения высокого напряжения;
  • Механический прерыватель, размыкающий первичную обмотку катушки в нужный момент;
  • Ротор и контактная крышка для распределения напряжения к свечам зажигания;
  • Центробежный и вакуумный регуляторы;
  • Транзистор для снижения силы тока в первичной обмотке и продления срока службы;
  • Свечи зажигания;
  • Высоковольтные провода.

Схема контактного зажигания: 1 — генератор, 2 — замок зажигания, 3 — распределитель зажигания, 4 — кулачок прерывателя, 5 — свечи зажигания, 6 — катушка зажигания, 7 — аккумуляторная батарея

Принцип работы любой системы зажигания выглядит следующим образом. В момент, когда поршень в цилиндре находится в верхнем положении и максимально сжимает топливную смесь, происходит размыкание обмоток катушки. Высокое напряжение через крышку-распределитель попадает по высоковольтному проводу к соответствующей свече зажигания, на электродах которой возникает мощная искра. Происходит воспламенение. Этот процесс называется рабочим ходом поршня.

С увеличением оборотов двигателя угол опережения зажигания (УОЗ) изменяется, а центробежный регулятор делает угол оптимальным. Вакуумный регулятор смещает угол в зависимости от разрежения во впускном коллекторе. Это позволяет добиваться оптимальной мощности на всех режимах работы двигателя.

Признаки неисправности

Регулировка зажигания на машине требуется после ремонта двигателя или снятия трамблёра. Как и любая механическая система, он имеет свойство изнашиваться, появляются характерные симптомы:

  • Двигатель не заводится или работает с перебоями. Если бензин поступает в карбюратор, то причина кроется в неправильной настройке угла зажигания или смещении меток на цепи ГРМ.
  • Снижение динамики разгона и ухудшение эластичности мотора. Воспламенение смеси происходит не в оптимальное время, поэтому КПД снижается.
  • Увеличение расхода топлива. Это бывает при позднем зажигании, когда для получения прежней динамики приходится активнее нажимать на педаль газа. Часть бензина не успевает сгорать и вылетает в выхлопную трубу.
  • Позднее зажигание является причиной хлопков в глушителе, когда воспламенение несгоревшей топливной смеси происходит в момент открытия выпускного клапана.
  • Жёсткая работа двигателя возможно при раннем воспламенении бензина в цилиндрах. Взрыв в момент недохода поршня до ВМТ является причиной характерного тарахтящего звука и звона.

Внимание! Позднее зажигание часто становится причиной прогара выпускных клапанов, которые в этот момент перегреваются.

Обнаружив неисправность, следует проверить правильность установки зажигания на ВАЗ 2106, а при необходимости отрегулировать его. Для работы понадобится свечной ключ, ключ на «13», лампочка или стробоскоп, пластинчатый щуп.

Читайте также:  Уаз патриот в новом кузове

Инструкция по выставлению зажигания ВАЗ 2106

Разберём 3 известных способа регулировки угла зажигания на двигателях ВАЗ.

При помощи стробоскопа (по меткам)

Данный способ позволяет очень точно выставить зажигание по меткам, и не требует снятия трамблёра и клапанной крышки. Весь процесс регулировки занимает 5 минут. Стробоскоп возможно найти в любом автомагазине. Порядок действий следующий:

  1. На заглушённом автомобиле ослабляем гайку крепления трамблёра, предварительно сделав на его корпусе отметку начального положения;
  2. На передней крышке двигателя находим две короткие и одну длинную метку, очищаем их от грязи и масла;
  3. Подключаем минусовой провод стробоскопа к «массе» двигателя, плюсовой — к катушке зажигания, а специальный зажим — на высоковольтный провод первого цилиндра;
  4. Пускаем двигатель и включаем стробоскоп. Свет от его лампы, направленный на шкив, покажет истинное положение момента зажигания;
  5. Медленно поворачивая корпус трамблёра, добиваемся совмещения метки на шкиве коленвала и приливов на передней крышке;
  6. Проверяем обороты двигателя по тахометру и при необходимости регулируем холостой ход на карбюраторе;
  7. Затягиваем гайку фиксации трамблёра.

Метку «4» на шкиву необходимо совместить с нужной вам меткой на крышке. Метка «1» соответствует углу в 10 0 , «2» — 5 0 , «3» — 0 0

Метки имеют значение в 0 0 , 5 0 и 10 0 относительно верхней мертвой точки (ВМТ). Для правильной работы на 92 бензине выбирают опережение 0 градусов.

Установка по лампочке

Если под рукой не оказалось стробоскопа, а зажигание требуется выставить точно, рекомендуют использовать простую автомобильную лампу на 12 вольт. К ней припаивают два провода с зачищенными контактами. Настройку производят в такой последовательности:

  1. Выкрутить свечу из первого цилиндра;
  2. С помощью храповика или подходящего ключа вращаем коленвал до начала такта сжатия в первом цилиндре;
  3. Совмещаем метки на шкиве коленвала с приливами на корпусе крышки, для 92 бензина выбираем среднюю или последнюю короткую;
  4. Снимаем крышку трамблера, отметив при этом положение бегунка на роторе напротив первого цилиндра;

После снятия крышки трамблёра необходимо отметить положение бегунка на роторе напротив первого цилиндра

Совет! Вместо сигнальной лампы используют вольтметр, который подключается аналогичным образом. Вращением корпуса трамблёра ищем положение, в котором напряжение отсутствует.

Выставляем зажигание на слух

Быстро настроить примерное положение трамблера возможно и без всяких приборов. Потребуется немного терпения и хороший слух. Этот способ применим только при условии исправности карбюратора и ГРМ. Действуем таким образом:

  • Пускаем двигатель, даём прогреться до рабочей температуры, ручка дроссельной заслонки в карбюраторе должна быть утоплена;
  • Немного ослабляем крепёж трамблёра и начинаем его аккуратно поворачивать;
  • При повороте на большие углы двигатель будет глохнуть или наоборот увеличивать обороты;
  • Необходимо добиться ровных холостых оборотов в диапазоне 700-800 об/мин без посторонних стуков и детонации;
  • В таком положении фиксируем распределитель.

Такая регулировка на слух требует проверки на дороге или стробоскопом, но для первичной настройки — это оптимальный вариант.

Видео: как выставить зажигание на ВАЗ 2106

Как установить бесконтактное (электронное) зажигание

Установка электронного зажигания – это самый простой способ улучшить работу мотора. Замена на бесконтактную систему даёт такие преимущества:

  • Уверенный холодный пуск;
  • Стабильная работа двигателя на любых оборотах;
  • Высокая надёжность;
  • Увеличивается срок службы свечей зажигания;
  • Мощная искра;
  • Не требуется регулировка зазора и центробежного регулятора.

В состав готового набора входит трамблёр с датчиком Холла, специальная катушка зажигания и коммутатор. Высоковольтные провода возможно оставить и старые.

Электронная система зажигания включает в себя: катушку зажигания, трамблёр, коммутатор и комплект проводов

Чтобы установить бесконтактное зажигание взамен старого нам потребуется ключ на «13» и на «10», два винта для крепления коммутатора и стробоскоп для настройки угла опережения.

Порядок выполняемых работ:

  1. Подводим шкив коленвала к метке на крышке двигателя, поршень первого цилиндра должен находиться в ВМТ.
  2. Отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
  3. Снимаем со старого трамблёра крышку и отмечаем положение бегунка относительно двигателя. Это поможет быстро установить и настроить новый трамблёр.
  4. Отсоединяем провод, идущий с катушки зажигания, откручиваем фиксатор ключом на «13» и извлекаем трамблёр из блока двигателя.
  5. Новый распределитель устанавливаем по сделанным отметкам, стараясь совместить метки на корпусе и положение бегунка. Крепление полностью не затягиваем.
  6. Заменяем катушку зажигания на новую и устанавливаем коммутатор под капотом. Электронный блок размещаем в сухом месте, подальше от нагретых деталей. Например, на крыле или моторном щите.
  7. Подключаем проводку по схеме в инструкции к БСЗ. Подсоединяем высоковольтные провода.
  8. Закрываем трамблёр крышкой и затягиваем гайку крепления. Система установлена и готова к работе. Остаётся только отрегулировать угол опережения зажигания.

Схема бесконтактного зажигания ВАЗ 2106

Важно! Системы БСЗ могут отличаться длиной вала трамблёра для разных моделей двигателей классических «Жигулей», поэтому перед покупкой стоит уточнить у продавца о взаимозаменяемости компонентов.

Проверка угла зажигания во время движения автомобиля

Проверку работоспособности системы зажигания после любой регулировки лучше всего производить в движении. Это связано с особенностями конструкции трамблёра и октановым числом используемого бензина. Бывает так, что выставленные по меткам углы зажигания не дают достаточной динамики и приёмистости. Поможет регулировка на слух по началу детонации:

  • Разгоняем автомобиль до скорости 45-50 км/ч на ровном участке дороги;
  • Включаем прямую передачу (на ВАЗ 2106 четвёртую) и нажимаем педаль газа до упора;
  • Должен появиться характерный звон (детонация), который пропадёт через 2-3 секунды, а ускорение будет ровным и мощным без провалов;
  • Если детонация не исчезает на протяжение всего разгона, значит угол зажигания «ранний»;
  • Полное отсутствие звона и вялая динамика говорят о запаздывании искры в цилиндрах;
  • Регулируем положение трамблёра на месте, доворачивая его на 3-5 градусов;
  • Когда регулировка будет завершена, положение корпуса трамблёра относительно блока отмечают риской или краской.

Работы по регулировке зажигания следует проводить регулярно. Интервал обслуживания простой контактной системы зажигания — 15000 км, для электронной — вдвое больше. Также регулярно проверяется состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов. Все операции по настройке легко могут быть проделаны самостоятельно, гараж для этого не нужен. Навык самостоятельного ремонта зажигания ВАЗ 2106 всегда пригодится в дальней дороге или зимой, когда возникают проблемы с запуском.

Зажигание ВАЗ-2106. Установка, схема и принцип работы

На автомобиле ВАЗ-2106 в основном устанавливается классическая электрическая система зажигания.

На модифицированной модели ВАЗ 21065 устанавливались бесконтактные системы. В классическом виде применяют катушки Б117А, в бесконтактной системе – 27 3705, основное отличие которых заключается в некоторых деталях и данных обмотки. История выпуска знаменитой вазовской «шестерки» ВАЗ 2106 ведет свое исчисление с 1976 года. С самого начала своего выпуска, классика отечественного автопрома, оснащенная двигателем мощность 80 л. сил, стала самой популярной и востребованной моделью среди автолюбителей.

Замок зажигания ВАЗ-2106

На автомобиле установлен замок запуска двигателя, характерный для всей линейки вазовских автомобилей, состоящий из трех основных частей: контактной части, противоугонного устройства и непосредственно самого замка.

При выходе противоугонного устройства замка, устройство меняется в полном комплекте. Контактная часть, закрепленная в корпусе зажигания с помощью пружинного стопорного кольца, может быть заменена в отдельном порядке. Установка устройства запуска автомобиля производится под панелью прибора с левой от водителя стороны на кронштейне вала рулевого управления.

Безукоризненная работа любого автомобиля зависит от безотказной и слаженной работы всех его механизмов. Не последнее место в этом ряду занимает правильная установка системы зажигания. После выхода автомобиля с конвейера, правильный зазор устанавливается специалистами завода. При длительной эксплуатации автомобиля может произойти его сбой, что может повлечь за собой, как одна из причин, к перерасходу топлива, или как одна из основных – автомобиль перестанет заводиться. В этом случае, необходимо будет произвести установку зажигания ВАЗ 2106 согласно заводским техническим параметрам. Это можно сделать самостоятельно, проделав все необходимые работы своими руками, или обратиться к профессионалу, которому знакомы все нюансы правильной установки системы зажигания.

Электронное зажигание ВАЗ 2106

Система зажигания. 1. Изолятор; 2. Корпус катушки зажигания; 3. Изоляционная бумага обмоток; 4. Первичная обмотка; 5. Вторичная обмотка; 6. Изоляционная трубка первичной обмотки; 7. Клемма вывода конца первичной обмотки; 8. Контактный винт; 9. Клемма высокого напряжения; 10. Крышка; 11. Клемма “+E” вывода начала первичной и конца вторичной обмоток; 12. Пружина центральной клеммы; 13. Каркас вторичной обмотки; 14. Наружная изоляция первичной обмотки; 15. Скоба крепления; 16. Наружный магнитопровод; 17. Сердечник; 18. Контактная гайка; 19. Изолятор свечи; 20. Стержень; 21. Корпус свечи; 22. Уплотнительное кольцо; 23. Теплоотводящая шайба; 24. Центральный электрод; 25. Боковой электрод свечи; 26. Валик распределителя; 27. Маслоотражательная муфта валика; 28. Шайба; 29. Провод подвода тока и распределителю; 30. Запорная пружина крышки; 31. Корпус вакуумного регулятора; 32. Диафрагма; 33. Крышка вакуумного регулятора; 34. Гайка; 35. Пружина вакуумного регулятора; 36. Тяга вакуумного регулятора; 37. Смазочный фитиль кулачка; 38. Опорная пластина регулятора опережения зажигания; 39. Ротор распределителя; 40. Боковой электрод с клеммой; 41. Крышка распределителя; 42. Центральный электрод с клеммой; 43. Уголек центрального электрода; 44. Центральный контакт ротора; 45. Резистор 5-6 ком для подавления радиопомех; 46. Наружный контакт ротора; 47. Пружина регулятора опережения зажигания; 48. Пластина центробежного регулятора; 49. Грузик регулятора опережения зажигания; 50. Изоляционная втулка; 51. Кулачок прерывателя; 52. Изоляционная колодка рычажка; 53. Рычажок прерывателя; 54. Стойка с контактами прерывателя; 55. Контакты прерывателя; 56. Подвижная пластина прерывателя; 57. Конденсатор 0,20-0,25 мкФ; 58. Корпус распределителя пуска двигателя; 59. Подшипник подвижной пластины прерывателя; 60. Корпус масленки; 61. Винт клеммового зажима; 62. Стопорная пластина подшипника; 63. Распределитель; 64. Свечи; 65. Выключатель зажигания; 66. Катушка зажигания; 67. Генератор; 68. Аккумуляторная батарея; 69. Датчик-распределитель; 70. Коммутатор; 71. Угол опережения зажигания; 72. К источникам питания; 73. I.Катушка зажигания; 74. II.Свеча зажигания; 75. III.Распределитель зажигания; 76. IV.Схема классической системы; 77. V.Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания; 78. VI.Схема бесконтактной системы.

Установка зажигания ВАЗ-2106

Перед установкой системы зажигания, необходимо проверить величину зазора контактов прерывателя, который должен находиться в пределах 0,35±0,05 мм. Если величина зазора не соответствует этим параметрам, то необходимо будет произвести его установку с помощью двенадцатигранного гаечного ключа размером 39мм. Правильно выставить зажигание на ВАЗ 2106 помогает контрольная лампа.

Если контрольной лампы в наличие нет, то можно производить установку на искру, подсоединив для этого запасную свечу, что поможет предотвратить выход системы из строя во время проведения работы. Правильно выставленным зажигание считается тогда, когда искра по I или IV цилиндру проскакивает между первой и второй выпускными метками. Стоит добавить, что в случае окисления контактов прерывателя, контрольная лампа будет гореть постоянно, независимо от положения корпуса распределителя.

К наиболее часто встречающимся случаям неисправности электронного запуска двигателя ВАЗ 2106 можно отнести: выход из строя шарикоподшипника 900706У в распределителях, особенно последних годов выпуска, которые снабжены диафрагмой вакуум-корректора, поломки крышки распределителя, бегунка и резистора в бегунке.

Разрушение шарикоподшипника ведет к неравномерной работе двигателя автомобиля на холостом ходу и он перестает работать на полную мощность, при этом стрелка тахометра может «гулять» по всей его шкале, независимо от оборотов двигателя. Создавшееся положение можно исправить, произведя несколько не сложных действий:

  1. отсоединить вакуумный шланг от распределителя;
  2. завязав на его конце крепкий узел, убрать подальше, чтобы не болтался;
  3. прижать с помощью планки тягу вакуум-корректора в соответствие с рисунком 24а, если планка не помещается между изгибом тяги и корпусом, то ее конец делается немного уже, как показано на рисунке 27б;
  4. заново произвести регулировку зазора в контактах прерывателя, как было описано выше;
  5. выставить угол зажигания +7°30’

Теперь можно ездить как с распределителем зажигания первых выпусков, но стоит учесть, что в этом случае произойдет увеличение расхода топлива приблизительно на треть и увеличится токсичность выхлопа.

Во многом, правильная работа системы пуска двигателя зависит от установленных на нем свечей зажигания. При одном только визуальном осмотре свечей зажигания, можно определить неисправность поршневой группы, систем зажигания и питания. Свеча зажигания, имеющая маслянистую рабочую поверхность, восстановлению не подлежит.

Можно попробовать произвести восстановление свечи, путем установки ее на второй или третий цилиндры хорошо прогретого двигателя или произвести пескоструйную обработку рабочей части. Производить замену свечей рекомендуется после каждых 30 000км. пробега.

Контактная система зажигания

Практически на всех моделях классики традиционно устанавливается стандартная система зажигания контактного типа (КСЗ). Исключением является 21065, где используется бесконтактно-транзисторная схема, в которой разрыв цепи питания первичной обмотки реализован с помощью прерывателя, смонтированного в распределителе. Ниже рассмотрим более подробно, как устроена и работает контактная система зажигания ВАЗ-2106.

Устройство контактной системы зажигания

В конструкцию контактной схемы зажигания включены следующие компоненты:

регуляторы, центробежный и вакуумный (ЦР и ВР);

высоковольтные провода (ВП).

Катушка зажигания (КЗ) с двумя обмотками позволяет путем преобразования низкого напряжения получать высокий ток.

Механический прерыватель (МП) конструктивно выполнен вместе механическим распределителем (МР) в одном корпусе – трамблере. Он обеспечивает размыкание первичной обмотки КЗ.

Механический распределитель (МР) в виде ротора с контактной крышкой распределяет тока к свечам.

Центробежный регулятор (ЦР) позволяет изменять пропорционально величине оборотов коленвала угол опережения (УОЗ). Конструктивно ЦР выполнен в виде двух грузиков. В процессе вращения они воздействуют на подвижную пластинку, на которой находятся кулачки МП.

Вакуумный регулятор (ВР) выполняет корректировки величины угла опережения (УОЗ) в зависимости от нагрузки. При изменении положения дроссельной заслонки (ДЗ) меняется давление в полости за ДЗ. ВР реагирует на степень разряжения и корректирует величину УОЗ.

Принцип работыи схема контактной системы

Контактная система зажигания ВАЗ-2106 работает по следующей схеме. При замыкании контактов в прерывателе низкий ток поступает в первичную обмотку КЗ. При размыкании контактов индицируется высокий ток во вторичной обмотке КЗ, который по высоковольтным проводам передается сначала на крышку МР, а затем распределяется на свечи.

Увеличение оборотов коленвала приводит к росту скорости вращения ЦР, грузики которого расходятся в стороны под действием центробежных сил. В результате перемещается подвижная пластина, увеличивая УОЗ. Соответственно, при снижении оборотов угол опережения уменьшается.

Контактно транзисторная система зажигания – это модернизированный вариант классической схемы, в котором используется транзисторный коммутатор (ТК), включенный в цепь первичной обмотки КЗ. Такое конструктивное решение позволяет значительно увеличить срок работы контактов трамблера за счет снижения силы тока первичной обмотки.

Проверка системы зажигания ВАЗ-2106

Приготовьте крестовую и плоскую отвертки, контрольную лампу или тестер, резиновые перчатки и пассатижи. Перед тем как проверять контактное зажигание, включите стояночный тормоз или установите колодки под колеса автомобиля.

Сначала тщательно проверьте целостность всех элементов системы, а также надежность подключения высоковольтных проводов на всех участках. Они должны быть плотно посажены в соответствующие контакты.

Включите зажигание и проверьте поступление тока в систему. Для этого подключите один провод лампы или тестера к массе, а второй к контакту «+Б» катушки. Лампа должна гореть, а тестер показывать напряжение более 11 В. Выключите зажигание.

Чтобы протестировать высоковольтный провод, наденьте резиновые перчатки и вытащите из крышки трамблера центральный провод. Установите в наконечник кабеля рабочую свечу, а затем прижмите ее к массе металлической частью. Включением зажигания проверните коленвал. Если при этом на свече есть разряд, то провод исправен. В том случае, когда искры нет, нужно искать причину неисправности в трамблере.

Чтобы проверить работоспособность трамблера, снимите крышку и осмотрите ее на предмет каких-либо повреждений, а также целостности угольного контакта. При обнаружении дефектов, следует заменить крышку новым аналогом.

Посмотрите на ротор распределителя. Бегунок не должен иметь никаких повреждений. Иногда корпус ротора может пробивать на массу. Проверьте также работоспособность помехоподавляющего сопротивления, установленного в роторе. При появлении малейших сомнений, рекомендуется заменить ротор.

После этого необходимо проконтролировать наличие зазора между контактами МП. Сначала установите коленвал с помощью специального ключа в положение, при котором верхний торец кулачка вала трамблера будет находиться точно по центру текстолитовой подушки рычажка вращающего контакта. Замерьте зазор между контактами МП, его заданная величина 0,35-0,4 мм. При необходимости выполните соответствующую регулировку. После этого проверьте величину угла опережения.

После выполнения вышеперечисленных действий и устранения выявленных неполадок или замены поврежденных компонентов запустите двигатель. Если в этом случае мотор не заработал, попробуйте заменить конденсатор, который находится в прерывателе.

Полезные советы

Если вышло из строя помехоподавляющее сопротивление, установленное в роторе трамблера, его можно временно заменить пружиной от обычной шариковой ручки.

Что делать, если в пути обнаружена поломка замка зажигания или обрыв проводки и в итоге питание не поступает к катушке зажигания? В этом случае можно доехать к ближайшему сервисному центру, подключив аварийную подачу питания с помощью дополнительного провода. Один конец его соедините с плюсовой клеммой аккумулятора, а второй с клеммой «+Б» катушки. Однако при этом следите, чтобы не было искрения. Если появляются сильные искровые разряды, сразу отключите провод. Значит, проблема с проводкой и этот вариант не подойдет.

Внедрение электронного зажигания на ВАЗ 2106

Каждый владелец легендарной классической модели ВАЗ 2106 хорошо знает все проблемы, связанные с эксплуатацией этого автомобиля, так как в большинстве случаев устраняет их своими силами. К таким проблемам относятся и неисправности контактной (кулачковой) системы зажигания ВАЗ 2106. Постоянно подгорающим контактам требовалась очистка и регулировка, из-за люфтов подшипника и втулки трамблера работа двигателя напоминала «трясучку», особенно на холостых оборотах. Решить все эти возникающие проблемы призвана система электронного зажигания.

Принцип работы

Бесконтактная система зажигания ВАЗ 2106 включает в себя такие детали, как:

  • катушка высокого напряжения для электронного зажигания;
  • распределитель зажигания со встроенным фотоэлектрическим датчиком (датчик Холла);
  • коммутатор;
  • соединительные провода.

Схема работы следующая.

  1. Первичная обмотка катушки высокого напряжения состоит из небольшого количества витков толстой проволоки, через коммутатор подключена к аккумуляторной батарее и генератору, постоянно находится под напряжением. Когда один из поршней приближается к своей верхней мертвой точке (ВМТ), фотоэлектрический датчик регистрирует момент зажигания и посылает импульс на коммутатор, который тут же разрывает цепь «первичная обмотка катушки — аккумуляторная батарея».
  2. Вторичная обмотка катушки представляет собой огромное количество витков тонкой проволоки. Вследствие разрыва цепи в ней возникает короткий импульс высокого напряжения. Этот импульс по проводу высокого напряжения из катушки поступает в распределитель зажигания.
  3. Бегунок, вращающийся на валу под крышкой трамблера, передает этот импульс на свечу в тот цилиндр, в котором поршень достиг ВМТ. На свече проскакивает мощная искра и поджигает топливо.
  4. Датчик Холла регистрирует прохождение поршнем ВМТ, импульс на коммутатор пропадает, и тот замыкает цепь первичной обмотки. Цикл начинается сначала.

Поскольку топливо сгорает с определенной скоростью и за некий малый промежуток времени, искра на свече должна появиться в определенный момент. Если это произойдет слишком рано, поршню придется преодолевать сопротивление воспламенившихся расширяющихся газов. При запаздывании топливо будет сгорать во время рабочего хода поршня, когда он уже направится вниз.

В обоих случаях двигатель будет нестабильно работать на холостом ходу, терять мощность и перегреваться. Чтобы этого не происходило, необходима регулировка угла опережения зажигания. Оптимальный момент для воспламенения топлива наступает после прохождения поршнем ВМТ, а коленчатый вал повернется на 10-12°. Это и есть угол опережения зажигания.

Рекомендации по установке

Следует отметить, что электронное зажигание на ВАЗ можно приобрести как целым комплектом, так и по отдельности. Большинство автолюбителей, установивших электронное зажигание на свой автомобиль, рекомендуют покупать комплект для ВАЗ 2106, который производится в г. Старый Оскол. В этом случае проблем практически не возникает.

Если же вы решили приобретать детали по отдельности, то надо обратить внимание на длину вала распределителя зажигания. Дело в том, что модификации автомобиля ВАЗ 2106 комплектовались разными двигателями, поэтому перед покупкой надо посмотреть маркировку на блоке цилиндров. Для блоков цилиндров с маркировкой 2103 и 2106 трамблер идет с более длинным валом, чем для блоков с маркировкой 2101 или 21011.

Это связано с разным ходом поршня этих двигателей и разной высотой блока. В отдельных случаях автолюбители вместо штатного ставят коленчатый вал от ВАЗ 21213 Нива и таким образом увеличивают ход поршня на блоках 2101 и 21011. Такой тюнинг никак не отражается на длине вала распределителя зажигания, который необходимо выбирать по маркировке на блоке цилиндров.

Пошаговая инструкция

Чтобы установить электронное зажигание, действовать нужно следующим образом.

    1. Поворачивать коленчатый вал рукояткой или ключом до тех пор, пока метка на шкиве вала не совместится с длинной риской на блоке цилиндров. При совмещении этих меток в первом или четвертом цилиндре поршень находится в положении ВМТ. Это легко проверить, если вывернуть свечи и снять крышку трамблера. Бегунок будет указывать либо на 1-й, либо на 4-й цилиндр (ориентироваться надо по крышке, на которой нанесены номера цилиндров).
    2. Снять вакуумную трубку со штуцера, вытащить провода высокого напряжения из крышки трамблера, отвернуть гайку крепления трамблера и извлечь его, предварительно запомнив положение бегунка. Во время этой операции следить за тем, чтобы прокладка, стоящая между распределителем зажигания и блоком цилиндров, не потерялась. К слову, провода высокого напряжения при установке электронного зажигания также рекомендуется заменить на новые.
    3. Взять новый трамблер, надеть на него прокладку и повернуть вал таким образом, чтобы бегунок встал в такое же положение, как и на старом трамблере. Установить его на блок цилиндров и слегка притянуть гайку крепления. Надеть крышку, вставить провода высокого напряжения, присоединить их к свечам. Схема присоединения по номерам цилиндров — 1-3-4-2. Присоединить вакуумную трубку.
    4. Старую катушку высокого напряжения демонтировать, на ее место установить новую и присоединить провода. По умолчанию установите детали, купленные одним комплектом. К нему прилагается инструкция, и провода имеют маркировку. В противном случае при демонтаже следует запомнить, какой из проводов был прикреплен к плюсовому контакту старой катушки.
  1. Установить коммутатор. У моделей ВАЗ, выпускавшихся в последние годы, имеется для него специальное место на левой стороне кузова (смотреть по ходу автомобиля), рядом с трамблером. В более старых машинах придется аккуратно просверлить 2 отверстия и закрепить коммутатор саморезами. Присоединить разъем.
  2. После установки требуется регулировка угла опережения зажигания. В идеале это делают при помощи стробоскопа, но на первое время регулировка может быть выполнена «на слух». Для этого следует запустить двигатель, дать ему поработать полминуты, а затем, аккуратно вращая трамблер за корпус в разные стороны на угол не более 15°, добиться устойчивой работы двигателя на холостом ходу. Гайку крепления трамблера затянуть.

После того как установлено новое зажигание на ВАЗ 2106, необходимо очистить свечи и откорректировать величину зазора между электродами. Величина зазора может быть в пределах 0,8-0,9 мм.

Советы по эксплуатации

Бесконтактное зажигание ВАЗ имеет некоторые слабые места. Этими слабыми местами являются коммутатор и датчик Холла. Дело в том, что их ремонт где-нибудь в дороге невозможен. Учитывая их небольшую стоимость, рекомендуется приобрести запасной коммутатор и датчик Холла, которые лучше возить с собой.

Владельцами «классики» после установки электронного зажигания были замечены случаи небольших сбоев при работе на холостом ходу. Причина этого явления прячется под крышкой трамблера. Если отвернуть 2 винта и снять бегунок, вы увидите 2 грузика, которые фиксируются двумя пружинками. Почти в 90 процентах случаев эти пружинки свободно болтаются на своих посадочных местах, что недопустимо. Есть два способа устранения этой неполадки.

  1. Отгибанием посадочного места в виде пластины с отверстием до полного устранения люфта пружин.
  2. Заменой пружин на аналогичные от ВАЗ 2108, которые более жесткие и изначально приспособлены к системе электронного зажигания.

Система бесконтактного зажигания показывает замечательные результаты при холодном пуске двигателя и на разных режимах работы. Количество движущихся и трущихся частей сведено к минимуму, что обусловливает надежную и долговечную эксплуатацию.

Ссылка на основную публикацию