Цифровые рации для авто: ключевые преимущества
Чем отличается цифровая рация от аналоговой?
Цифровые и аналоговые рации: чему отдать предпочтение?
Портативные рации в привычном для нас понимании были созданы на рубеже 50–60-х гг. XX века с появлением полупроводниковой элементной базы. Именно она позволила добиться той степени миниатюризации, которая есть у современных аппаратов. Габариты раций современных радиостанций сопоставимы с размерами мобильных телефонов, и весят они от 100 до 300 грамм.
Появление мобильников никак не повлияло на позиции портативных раций. Их базовые преимущества перед сотовыми телефонами заключаются в следующем:
- рации работают в автономном режиме – им не нужны «посредники» в виде станций сотовой сети;
- связь по рации не требует ожидания соединения абонентов;
- для вызова и разговора по рации достаточно нажать одну кнопку;
- дополнительные расходы на оплату связи по рации не предусмотрены.
Поэтому портативные радиостанции остаются основным средством связи для строителей, аварийных служб, работников транспорта, туристов и охотников, и во многих других сферах нашей деятельности.
Аналоговые рации: преимущества и недостатки
Аналоговый, или непрерывный во времени, радиосигнал использовался с появлением радио. В наши дни аналоговые технологии связи практически достигли совершенства в своём развитии. Портативным рациям этого типа присущи «генетические» недостатки аналоговой связи. Основными из них являются:
- подверженность электромагнитным воздействиям (помехам) – их источниками становятся грозовые разряды, воздушные линии электропередач, генерирующее магнитное поле оборудование; другие радиопередающие устройства поблизости;
- невозможность полной защиты сигнала от радиопомех;
- быстрое угасание силы сигнала по мере увеличения расстояния между абонентами;
- относительно малое количество каналов, которое вмещает диапазон выделенных частот.
С другой стороны, портативные рации аналогового типа проще в пользовании с точки зрения настроек аппарата для работы и дешевле цифровых приборов. Они продолжают удерживать прочные позиции в этом сегменте рынка и в обозримом будущем останутся одним из основных способов обеспечения автономной радиосвязи.
Преимущества и недостатки цифровых раций
Практическое внедрение цифровых технологий связи началось в декабре 2003 г. (Япония) и январе 2004 г. (Европа). Примерно через 10 лет они нашли массовое применение в развитых странах, в которых, в частности, было полностью вытеснено аналоговое телевидение. Цифровой, или дискретный, сигнал передаётся в двоичном коде, который и обуславливает неограниченные возможности этой технологии.
Изменения в сфере индивидуальной радиосвязи начались позже. Цифровые портативные рации обеспечили своим пользователям такие преимущества, как:
- практически абсолютная устойчивость к радиопомехам;
- идеальное качество связи в зоне уверенного приёма;
- увеличение дальности приёма/передачи при меньшей мощности передатчиков;
- цифровой сигнал передается импульсами, НЕ постоянно. Это позволило достичь снижения расхода энергии и соответственное увеличение продолжительности работы аппаратов на одной зарядке аккумулятора;
- кардинальное повышение плотности каналов связи в выделенном диапазоне частот, что практически снимает ограничения на число абонентов в локальной сети.
Кроме того, цифровой сигнал позволяет шифровать голос, что делает невозможным прослушивание сообщений в эфире посторонними людьми.
Из недостатков цифровых портативных раций можно отметить относительную сложность их настройки к пользованию. Если вы не очень хорошо разбираетесь в программировании, вам для этого может потребоваться помощь специалиста. Кроме того, цифровые рации дороже, а цена товара является значительным определяющим фактором при его покупке.
Критерии выбора портативных раций
Приобретая портативную рацию, в первую очередь следует руководствоваться такими критериями, как:
- преобладающие условия эксплуатации – город, открытая или пересечённая местность;
- загруженность эфира в месте эксплуатации радиостанций;
- необходимость сохранения конфиденциальности переговоров по радио и т. д.
Производители Baofeng и Quansheng предлагают потребителям широкий спектр цифровых и аналоговых аппаратов, гарантирующих оптимальный выбор. Приведём несколько примеров ситуаций, когда следует предпочесть цифровые рации:
- в городских условиях с большим количеством источников электромагнитных помех целесообразнее использовать цифровые аппараты;
- они же лучше подойдут для обеспечения надёжной связью работников транспорта (например, при передвижении автомобильных конвоев или на железной дороге);
- цифровые рации незаменимы для локальных сетей с большим числом абонентов: например, для работников охраны и других сотрудников крупных развлекательных или торговых комплексов.
- И конечно, без цифровых раций не обойтись, если Вы хотите сохранить конфиденциальность переговоров.
Аналоговая рация идеально подойдёт охотникам, рыбакам, туристам для пользования в местах, где электромагнитные помехи практически отсутствуют.
Если вам трудно определиться с типом радиостанции, то обратите пожалуйста внимание, что на момент написания данной статьи, все цифровые радиостанции Baofeng могут работать и в аналоговом режиме!
Преимущества цифровой (DMR) связи над аналоговой
Рано или поздно перед каждым, кто использует радиосвязь в своей деятельности, встает вопрос – переходить на «цифру» или остаться приверженцем классических аналоговых радиостанций. Информации много, иногда она противоречит сама себе, полно сплетен и небылиц. В поисках истины можно посетить большое количество специализированных сайтов и форумов, и запутаться в обсуждениях этой темы. Так где же правда?
Цель этой статьи помочь пользователю разобраться в сути вопроса и сделать правильный выбор.
Под переходом на «цифру» подразумевается использование радиостанций со стандартом цифровой радиосвязи, разработанным Европейским институтом телекоммуникационных стандартов для пользователей профессиональной мобильной радиосвязи – Digital Mobile Radio (далее – DMR).
Стандарт DMR предназначен для работы в рамках существующих лицензируемых частотных диапазонов с разносом каналов 12.5 кГц, используемых в сухопутной подвижной радиосвязи (портативные и мобильные радиостанции). Стандарт DMR обеспечивает передачу голоса, данных, и других дополнительных услуг.
Почти все основные производители современных радиосредств постепенно переходят на производство только цифровых радиостанций. Некоторые производители изначально сделали ставку на развитие DMR стандарта, и заранее заложили в оборудование функцию перехода на него, поэтому некоторые модели можно из чисто аналоговых превратить в цифро-аналоговые путем модернизации.
Пользователь, имея в эксплуатации ряд аналоговых радиостанций и приобретая новые стандарта DMR может быть уверен, что новые станции хорошо работают как в «цифровом» стандарте, так и легко сопрягаются со старым парком аналоговых радиостанций. Это позволяет осуществить переход на цифровые виды связи постепенно, не меняя все радиостанции одновременно, а по мере замены всего парка сразу перейти на цифровую высококачественную связь.
А в чем же заключается это высокое качество? Рассмотрим подробнее.
Под качеством подразумевается не только разборчивость, а передача интонации и индивидуальных особенностей речи абонента. Вполне достаточным для понимания считается передача речи в оцифрованном виде со скоростью в канале 1,2 кбит/с, однако при такой скорости не передаются индивидуальные особенности речи. В радиостанциях стандарта DMR речевая информация оцифровывается и передается со скоростью в канале 3,6 кбит/с, что положительно сказывается на качестве передаваемой речи.
Преобразование речевой информации в цифровую и обратно очень сложный процесс. В радиостанциях стандарта DMR за преобразование речи отвечает протокол АМВЕ2+, который оцифровывает только основные фонемы речи. Тем самым, при оцифровке речи протокол преобразует не весь входящий спектр речевого диапазона, а необходимое количество узкополосных частей спектра речи – основных фонем. В канал связи передаются только сведения о характерных речевых фонемах исходной речи. Таким образом, протокол, кодируя речь, «вырезает» и не передает абоненту все посторонние шумы, которые присутствуют при обмене между корреспондентами. Звук проезжающей мимо машины не будет фонемой, потому что фонема относится только к человеческой речи. Звук кипящего чайника, работающего отбойного молотка, шум леса, капающая вода – все эти звуки не являются фонемами, не анализируется протоколом, так как не связаны с человеческой речью и словами и тем самым не передаются абоненту. И абонент на приеме слышит качественную речь без посторонних шумов.
Еще одно большое преимущество цифровой обработки – это возможность реализации “узкополосной передачи”. Это обеспечивает передачу речевого сообщения с минимальным количеством передаваемых данных. Таким образом, протоколу AMBE+2 достаточно ширины полосы – 6.25 кГц. (составляющей половину ширины полосы стандартных аналоговых технологий, которая составляет 12.5 кГц), а методы обработки и коррекции ошибок способствуют улучшению речевой разборчивости, сохранению качества речи при передаче в условиях сильных шумов.
Таким образом, в «стандартный» канал с полосой 12.5 кГц может «уместиться» два канала с полосой 6.25 кГц. Эти два канала разделены во времени и следуют один за другим попеременно (их называют тайм слоты). В один момент времени радиостанция передает (или принимает) только один канал. Отсюда следует еще одно преимущество радиостанций стандарта DMR. Радиостанция, работая на одном из каналов на «передачу» реально излучает только половину времени, и следовательно расходует в два раза меньше энергии. На практике экономия заряда аккумуляторной батареи достигает 25-35% в зависимости от условий эксплуатации.
Наличие двух тайм слотов позволяет работать двум группам абонентов одновременно, не мешая друг другу. То есть одни абонентские радиостанции программируются для работы в первом тайм слоте, другие во втором. Тем самым происходит увеличение количества абонентов при сохранении прежней нагрузки.
Использование двух тайм слотов возможно и для других целей. Например, для передачи сигналов по обратному каналу. Эту функцию можно использовать для управления приоритетными вызовами, дистанционного управления передающим терминалом, разъединения вызова с более низким приоритетом для осуществления экстренного вызова и так далее. Второй временной слот также можно использовать для передачи данных, к примеру, текстовых сообщений или данных о местоположении или другого данных другого терминала — параллельно с речевым трафиком. Эта возможность будет полезна при развертывании сложных систем связи, но это тема уже другой статьи.
Аналоговые и цифровые радиостанции имеют одинаковую чувствительность, а при одинаковой выходной мощности радиостанций DMR, благодаря цифровой обработке сигнала, имеют несколько большую зону покрытия при одинаково высоком качестве связи.
Цифровая обработка сигнала, применяемая в цифровых радиостанциях DMR, имеет еще одно преимущество – это реализация шифрования речи без потери качества. Причем шифрование не просто инициализируется, а устанавливается потребителем в виде ввода индивидуального ключа. И вы можете быть уверены, что никто из посторонних вас не сможет прослушать.
И так, подведем итог. К преимуществам радиостанций DMR относятся:
- увеличение времени работы от аналогичной аккумуляторной батарее на 25-35%
- высококачественная надежная связь
- удвоение пропускной способности канала при внедрении стандарта DMR и получение 2-х независимых разговорных каналов
- совместимость вновь приобретаемого оборудования стандарта DMR со старым парком «аналогового оборудования»
- простота использования и возможность применения всех дополнительных функций стандарта DMR, что позволяет создавать разветвленные радиосети
- равномерное качество передаваемой речи в зоне покрытия системы связи
- цифровое шифрование передаваемой речевой информации
Стандарт DMR постоянно совершенствуется, реализуя функциональный набор ранее не характерный для средств радиосвязи. Основными потребителями систем на базе технологии DMR являются:
- экстренные службы (полиция, скорые, МЧС)
- силовые ведомства и службы безопасности (охрана)
- строительные организации
- транспортные службы (такси)
А также многие другие, кому нужна современная надежная качественная и безопасная радиосвязь.
И немного о цене. Возьмем для сравнения две радиостанции с примерно одинаковым функционалом. Это аналоговые радиостанции Hytera TC-508, Vertex Standard VX-261 и цифровая радиостанция Hytera PD405 . Данные для сравнения представлены в таблице. Для упрощения указаны только отличающиеся параметры.
Hytera TC-508 | Vertex Standard VX-261 | Hytera PD405 | |
---|---|---|---|
Режим работы | аналоговый | аналоговый | аналоговый и цифровой стандарт DMR |
Количество каналов | 16 | 16 | 3 группы по 16 |
Емкость стандартной батареи, мА/ч | 1650 | 1380 | 1500 |
Время непрерывной работы при цикле 5-5-90, часов | не менее 12 | не менее 10,8 | аналоговый – не менее 12 цифровой – не менее 16 |
Обмен сообщениями | нет | нет | отправка заранее записанного сообщения (до 256 знаков при наличии экрана |
Безопасность | скремблер инверсного типа | скремблер с частотным инвертированием | шифратор с индивидуальным ключом |
Удаленное программирование | нет | нет | программирование по эфиру |
Удаленное управление | нет | выключение | включение, выключение, прослушивание |
Сканирование | аналоговых каналов | аналоговых каналов | одновременно аналоговых и цифровых каналов |
Габариты, мм | 113х54х35 | 109,2×58,4×32,3 | 112х55х23 |
Вес, грамм | 280 | 285 | 260 |
Цена, рублей | 6890 | 9700 | 13520 |
Сравнение говорит само за себя, а выбор остается за потребителем.
По вопросам приобретения или получения консультаций по продуктам и технологиям:
Центральный офис
ООО “Компас-Р”
Москва, Космонавтов 18/2 (метро ВДНХ)
Телефон: + 7 (495) 956-1394
Факс: + 7 (495) 956-1521
Почта: sales@compas-r.ru
Офис в Санкт-Петербурге
ООО “Компас-Р Северо-Запад”
Санкт-Петербург, Двинская 12 (метро Балтийская)
Телефон: + 7 (812) 448-3719
Почта: info@compas-r.spb.ru
Основными принципами нашей работы являются индивидуальный подход к каждому заказчику и обеспечение комплексности обслуживания. Компас-Р использует мировой опыт передовых компаний и предлагает оптимальные решения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей заказчика. Наш коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, четко налаженное взаимодействие, между которыми обеспечивает высокое качество обслуживания клиентов.
7 лучших автомобильных радиостанций
С появлением мобильного телефона жить стало проще и комфортней. Но во многих случаях и по разным причинам эффективней оказывается автомобильная радиостанция. Возможность переговоров по ней не зависит от абонентской платы, зоны покрытия и длинного номера. Благодаря рации диапазона Си-Би 27 МГц всегда можно наладить нужную связь, узнать о ситуации на дорогах или вызвать экстренную помощь. Есть одно «но» – все эти действия осуществимы только при наличии хорошего аппарата, например, одного из нижеприведенных.
Автомобильную радиостанцию какой фирмы выбрать
Рынок аудиотехники насыщен автомобильными радиостанциями разных производителей. Причем разного качества.
Заслуженной популярностью пользуется продукция следующих компаний:
Все производители давно находятся на рынке, изготавливают качественные товары, имеют высокую репутацию.
Самой известной из пятерки является французская фирма Prezident. Рации этой компании, кроме того, что качественные, наиболее дорогие.
Лучшие автомобильные радиостанции для города
Для таксистов больших городов
Optim 778 – мощная Си-Би рация, работающая на частоте ≈ 27 МГц с модуляциями FM (ЧМ) и AM – при первой выдает до 50 Вт, при второй – до 20 Вт. В
наличии ручной SQ и автоматический ASQ шумодавы, режимы «ЭХО» и сканирования, защита от контакта с полярным источником, а также функциональная клавиатура, позволяющая быстро переключаться на нужный канал, – в том числе «дальнобойный» «15» или экстренный «9/19», размещенный в сетке D.
Прибор хорошо спроектирован, для большинства пользователей не нуждается в усилителе. Значительное количество кнопок не усложняет эксплуатацию.
Достоинства:
- по 400 европейских и российских каналов;
- максимальная досягаемость радиосвязи, минимальные нелинейные искажения, качественный прием и передача сигналов;
- энергонезависимая 8-канальная память;
- с дисплея с приятной подсветкой хорошо считываются показатели;
- высокие качество сборки и чувствительность приемника;
- простота и удобство управления.
Недостатки:
- выборочный перегрев радиатора – нестабильная работа выходного каскада;
- жесткий провод.
Девайс в дебюте получился очень перспективным, но «сырым» – не раз подвергался критике по поводу мелких и более серьезных недочетов.
Как следствие, несколько раз совершенствовался, претерпел ряд изменений, в результате старания оказались не напрасными – последняя версия у водителей заслужено пользуется высокой популярностью.
Для таксистов малых городов
MegaJet MJ-650 – СВ модель с выходной мощностью 8‒10 Вт, работающая в 6 частотных сетках – на каждую из них приходится по 40 европейских и российских каналов.
Качество функционирования обеспечивается энергонезависимой памятью и автоматическим шумодавом, FM и AM модуляциями, возможностями сканирования, мониторинга и отслеживания 2-х линий приема.
Для удобства эксплуатации в прибор встроен аттенюатор – он управляет чувствительностью. Мощный 3-ваттный динамик усилен HD системой улучшения звука. Аппарат готовый для работы «с коробки» – при желании и умении можно немного улучшить модуляцию.
Достоинства:
- независимый синтезатор частоты,ЖК-дисплей с подсветкой, аттенюатор, 2 шумоподавителя;
- удобное и понятное управление;
- переключение с «0» на «5» и обратно выполняется 1-ой кнопкой;
- надежность, широкий диапазон, приятный звук.
Недостаток:
- o редкие претензии к корпусу, дребезжащему при высокой громкости, и пластиковым ручкам, которые бывают хлипковаты.
Станция MJ-650, заменившая 600-ю модель, превзошла своего предшественника по ряду пунктов, – как следствие, пользуется спросом у потребителей, занимает в разных рейтингах топовые позиции. Подавляющее большинство пользователей 650-ым «полностью довольно».
Для автокурьеров
Vector VT-27 Comfort – добротная Си-Би рация, функционирующая с выходной мощностью до 10 Вт на гражданских ≈ 27 МГц – доступны по 450 каналов E и R, а также частотные FM и амплитудные АМ модуляции.
Оснащается ручным и автомат регулятором шумоподавления, 10-ю нишами независимой от энергии памяти, а также мощным динамиком, высококачественным микрофоном и 2-разрядным светодиодным дисплеем.
Станция умело сконструирована – случайно сбить настройки при эксплуатации не представляется возможным. Главное, в отличие от многих других, прибор не нуждается в доработке – при необходимости увеличения радиуса действия укомплектовывается усилителем или предпочтение отдается версии НР со 17-ю Вт на выходе.
Достоинства:
- предохранение от перегрева транзистора выходного каскада термопастой и слюдяной прокладкой;
- включатель «15» и «19/9» каналов, легко считываемый дисплей;
- защита от перепадов напряжения и статического электричества;
- качественный аккуратный монтаж;
- надежность, широкий диапазон;
- низкая цена.
Недостатки:
- тихая, хотя и качественная, модуляция;
- сравнительно немаленький «возраст».
Аппарат не нашпигован множеством кнопок и переключателей, не представляет собой чудо техники, но всем необходимым он оснащен и работу выполняет исправно. Пользователи, предварительно понимающие, для чего покупается данная модель, получают ожидаемые положительные результаты.
Лучшие автомобильные радиостанции для трассы
Для дальнобойщиков
MegaJet MJ-650 turbo – переработанная версия MJ-650, в которой при FM модуляции мощность возросла до 18 Вт, при АМ – до 16 Вт. Конструкция доукомплектовалась транзистором 2SC1969, дополнительным диодом, ключом управления питанием и литым алюминиевым радиатором, призванным предотвращать перегрев.
По-прежнему имеются 6 сеток с 240 каналами, 2 шумодава, отдельно устроенный синтезатор частоты, энергонезависимая память. – А также возможность мониторинга, сканирования и 2-линейного DW отслеживания. Оснащается прибор ЖК-дисплеем, динамиком, тангентой и множеством функциональных кнопок, одной среди которых быстро пробиваются каналы «21», «15», «9».
Достоинства:
- звание лучшего товара года;
- аттенюатор, корректирующий чувствительность приемника;
- 1-кнопочный переключатель между российским и европейским форматами частот;
- надежность, практичность, большой радиус действия.
Недостатки:
По отзывам пользователей можно сделать выводы: если MJ-650 получился лучше MJ-600, то MJ-650 turbo вышел не хуже MJ-650, более того, радиус действия станции значительно увеличился.
Для путешественников
Prezident Lincoln II ASC MOD – продвинутая СВ радио-модель, работающая с модуляциями SSB, FM, AM, CW в 400R и 400E каналах и выдающая, соответственно, мощность 31, 28, 12, 31 Вт. В наличии станции: автоматический и ручной шумоподавители, система VOX активации, мониторинг 2-приемов DW, блокировка клавиатуры.
В оснащение входят вмонтированный КСВ метр, мультифункциональный LCD дисплей, гарнитурный разъем, регулятор уровня мощности. Кроме того, аппарат обладает фильтрами импульсных и высокочастотных помех, а также настройщиками уровня чувствительности, тона звучания и защиты от перенапряжения. В сущности, найти более функциональный радиоприбор, чем представленный Lincoln, практически возможно.
Достоинства:
- система тонового кодирования, режим репитера, 10 уровней регулируемого освещения;
- широкий диапазон частот, в том числе субтональных – от 38 до 104;
- богатый функционал, множество разноплановой защиты, отличная модуляция;
- мягкая корректная работа шумодава, приятный звук из динамика;
- информативный, но не перегруженный дисплей;
- досконально выполненный монтаж, шикарный дизайн.
Недостаток:
Авторация выглядит великолепно, работает замечательно – пользователи в восторге.
Для авто-радиолюбителей
MegaJet MJ-333 – улучшенная версия 300-й Си-Би модели – обладает существенным преимуществом: подавление шумов теперь выполняется не только в ручном, а и в автоматическом режиме.
В наличии 8 Вт мощности, ЧМ/АМ модуляции, функция сканирования, 120 (плюс 15 скрытых HD) каналов на 3 сетки с возможностью сдвига на европейскую «5».
Оснащается всевозможными переключателями, в том числе на аварийную «9», обзорным многофункциональным дисплеем, удобной тангентой с микрофоном, громким динамиком. Хорошо сбалансированная рация имеет все необходимые опции, функционирует ровно – без сбоев и провалов.
Достоинства:
- стабильная и точная работа кварцевого синтезатора частоты;
- мягкое светодиодное подсвечивание как монитора, так и кнопок;
- отличные прием и передача;
- надежность в эксплуатации, проста в управлении;
- эргономичный дизайн, бюджетная стоимость.
Недостаток:
- слегка приглушенная модуляция на дальних дистанциях.
Современная модель удачно заменила предшественника – оснащается новыми полезными функциями, но в оптимальном количестве. Нарекания по существу отсутствуют. Девайс востребован у водителей.
Для дальнобойщиков, путешественников и авто-радиолюбителей
Alan 42 Plus – один из немногих портативных аппаратов, работающих в «гражданском» диапазоне частот: 27 МГц. Технически характеризуется: выходными мощностями 1 и 4 Вт, FM и AM модуляциями, 800 каналами – 400 RU с нулями и 400 PX с пятерками.
Питается от батареек или прикуривателя автомобиля. Обладает возможностями: сканирования 2 каналов (Dual Watch), шумоподавления, блокировки клавиатуры, подключения к антенне машины.
Оснащается подсвечиваемым многофункциональным дисплеем, разъемом для подсоединения микрофона, кнопкой включения экстренного 9-го канала. Отличается положительной особенностью: может использоваться в качестве как автомобильного, так и переносного переговорного устройства.
Достоинства:
- режим экономии энергии, возможность клавиатурной блокировки, наличие S-метра;
- предусмотрено подключение гарнитуры;
- богатая комплектация, компактность, удобство в обращении;
- универсальность, надежность, чувствительность приемника.
Недостатки:
- слабая «родная» антенна;
- низкокачественный чехол из кожзаменителя.
Несмотря на некоторые слабые места, в целом, станция пользователям нравится. Отмечается ее полезность в разных житейских ситуациях. Крайнее удивление вызывает непрактичность антенны, которая в данном случае ассоциируется с «ложкой дегтя».
Какую автомобильную радиостанцию купить
На современном рынке присутствует множество радиостанций, в том числе автомобильных. Если не знать тонкостей выбора, купить наиболее подходящий девайс будет нелегко. Исходить нужно от целого ряда факторов, основные среди которых следующие: топографические условия эксплуатации – городские «джунгли», загородная траса, ровная открытая или горно-лесистая местность; уровень назначения – профессиональный или любительский. А также соответствие требований техническим характеристикам: выходная мощность, количество каналов, наличие российского и (или) европейского формата частот; виды шумоподавителей и модуляции; возможность быстрого выхода на «15» канал дальнобойщиков и «9» аварийный.
1. Для эффективной работы таксистам при солидной выходной мощности нужно много каналов – чем больше, тем лучше. Поэтому им подойдет станция: Optim 778 – для больших городов; MegaJet MJ-650 – для тех, что поменьше.
2. Дальнобойщикам, «приватизировавшим» «15» канал и амплитудную модуляцию в самый раз будет рация: MegaJet MJ-650 turbo – при условии, что они предварительно не планировали устанавливать усилитель.
3. Рядовым хозяевам автотранспорта можно порекомендовать MegaJet MJ-333.
4. Еще 1 фактор, влияющий на выбор – это стоимость. Если она не идет в расчет, можно приобрести Prezident Lincoln II ASC MOD. Этот прибор подойдет всем категориям.
Друзьям это тоже будет интересно
Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.
Цифровые рации для авто: ключевые преимущества
Как выбрать автомобильную рацию
Часто покупатели, особенно с небольшим опытом эксплуатации автомобильных раций (или вообще без такового) теряются в ассортименте, какую установить в свой автомобиль? Какой марке и какой модели автомобильной рации отдать предпочтение? Какая лучше и почему? Поэтому, мы решили привести небольшой обзор основных параметров, согласно которым следует выбирать рацию для автомобиля.
Прежде всего, необходимо определиться с диапазоном частот, в котором вы будете работать. Если вы собираетесь использовать автомобильную рацию на трассе, то ваш выбор однозначен – автомобильная рация Си-Би диапазона (27 МГц). И при этом не следует гнаться за количеством каналов и сеток: работать вы все равно будете в одном единственном канале – 15 с амплитудной модуляцией (АМ) сетки С (в некоторых радиостанциях обозначается как D или EU). Большое количество сеток актуально для работы в такси или какой-либо транспортной компании – они зачастую работают в отличных от общепринятых каналах и сетках.
Вообще, если вам нужна автомобильная рация для работы в такси – здесь существуют варианты и с диапазоном 27 МГц, и 136-174 МГц, и 400-470 МГц. Аналогична ситуация и в грузоперевозках, поэтому перед приобретением автомобильной рации для работы в этих сферах поинтересуйтесь у организации, в которой вы планируете работать, каким диапазоном частот она пользуется. Помните, что «универсальных вариантов» не существует (относительно универсальной является автомобильная рация Си-Би диапазона, но это справедливо далеко не всегда).
Далее приведем список технических параметров, на которые следует обратить внимание при выборе автомобильной рации.
- Мощность передатчика – сила сигнала, излучаемая рацией в эфир. Вопреки расхожему мнению, не оказывает решающего влияния на дальность связи. От мощности передатчика в первую очередь зависит, как далеко будут слышать ВАС, а не насколько дальних корреспондентов будете принимать вы сами. Кроме того, дальность связи (в обе стороны) напрямую зависит от длины антенны и её КСВ (об этом – в отдельной статье). Так что, разница в дальности передачи при мощности станции в 5 Вт и 10 Вт вполне может быть одинаковой. Разумное значение – до 10 Вт.
Остальные параметры, как правило, вторичны и направлены на удобство работы со станцией и расширение её функциональных возможностей. На качество приема и передачи значения они не оказывают, а вот поднимать цену на аппарат могут, потому их присутствие или отсутствие обусловлено вашими личными предпочтениями.
Когда основные параметры, по которым следует выбирать автомобильную рацию, ясны, следует подвести черту и назвать наиболее подходящие модели для той или иной сферы применения.
Наиболее популярные автомобильные рации для связи на трассе:
Luiton LT-308
MegaJet MJ-333
MegaJet MJ-555
Для работы в службах грузоперевозок и такси (в случае использования диапазона 27 МГц) на первое место выходит количество каналов для связи, которое может обеспечить рация, а также наличие так называемых «дырок» – дополнительных 5 каналов. Этим требованиям хорошо соответствуют такие модели, как MEGAJET MJ-350, MEGAJET MJ-600 PLUS, ALAN 78 Plus.
Заметим также, что регистрация для автомобильных раций Си-Би диапазона с 01.11.2011 официально отменена, т.е., Вам не нужно получать никаких разрешений для эксплуатации аппарата. Касается это устройств с паспортной мощностью не более 10 Вт, используемых частными лицами не для коммерческих целей. Если рации приобретены организацией и(или) используются для коммерческих целей – регистрация по-прежнему необходима. В такой ситуации необходимо обратиться в Радиочастотный центр Вашего региона.
Автомобильную рацию можно приобрести в нашем магазине в Челябинске, а также купить с доставкой в города России и Казахстана. Компания РеалРадио осуществляет доставку раций и радиооборудования транспортными компаниями, а также Почтой России наложенным платежом в города:
Анапа, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Белогорск, Бийск, Биробиджан, Благовещенск, Брянск, Великий Новгород, Владимир, Волгоград, Волжск, Волжский, Вологда, Воронеж, Димитровград, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Миасс, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Нижневартовск, Новый Уренгой, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Подольск, Псков, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Чебоксары, Череповец, Чита, Шахты, Энгельс, Якутск, Южно-Сахалинск, Ярославль.
Перечень городов, в которые производится доставка автомобильных раций, постоянно пополняется.
Также мы осуществляем доставку автомобильных раций транспортной компанией Деловые линии в следующие города: Абакан, Адлер, Братск, Бугульма, Владивосток, Волгодонск, Дзержинск, Забайкальск, Иркутск, Новомосковск, Улан-Удэ, Ухта, Хабаровск.
В города Армавир, Буденновск, Нальчик, Невинномысск, Нефтекамск, Нижнекамск, Пятигорск, Северодвинск, Сызрань – компанией ПЭК. В города Березники, Нефтеюганск, Ноябрьск, Ханты-Мансийск – компанией Экспресс-Авто. В города Альметьевск, Ачинск, Ишимбай, Кипарисово, Комсомольск на Амуре, Лабытнанги, Нерюнгри, Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Усть-Илимск – компанией ЖелДорЭкспедиция.
В города Белоярский, Белорецк, Верхняя Салда, Глазов, Губкинский, Каменск-Уральский, Качканар, Коротчаево, Красноуральск, Кунгур, Кушва, Лангепас, Невьянск, Приобье, Радужный, Салават, Стрежевой, Туймазы, Урай, Междуреченский, Надым, Озерск, Пионерский, Пуровск, Бузулук, Пелым, Покачи, Прокопьевск, Пурпе, Югорск, Северск, Серов, Сибай, Соликамск, Сухой лог, Чайковский, Чусовой, Октябрьский, Симферополь, Тобольск, Ишим, Когалым, Шадринск, Нягань, Сарапул, Южноуральск – компанией КИТ.
Доставка автомобильных раций возможна в любые населенные пункты Почтой России наложенным платежом или EMS Почтой, например: Алапаевск, Артёмовский, Асбест, Астана, Актобе, Аксу, Атырау, Аксай, Алматы, Балхаш, Байконур, Балаково, Берёзовский, Богданович, Верхняя Пышма, Заречный, Ивдель, Ирбит, Камышлов, Карпинск, Караганда, Кировград, Костанай, Кокшетау, Кызылорда, Семей, Краснотурьинск, Красноуфимск, Лесной, Нижняя Салда, Нижняя Тура, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Североуральск, Сысерть, Щелкун, Тавда, Верещагино, Нытва, Лысьва, Красновишерск, Александровск, Краснокамск, Очёр, Полазна, Чернушка, Горнозаводск, Добрянка, Гремячинск, Кудымкар, Губаха, Яйва, Викулово, Ярково, Нижняя Тавда, Ялуторовск, Каскара, Казанское, Боровский, Петропавлоск, Ромашево, Голышманово, Павлодар, Тарманы, Талдыкорган, Жезказган, Винзили, Большое Сорокино, Богандинский, Упорово, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Тараз, Омутинское, Бердюжье, Абатское, Антипино, Исетское, Туртасе, Норильск, Салехард, Воркута, Воткинск, Экибастуз.
Компания РеалРадио следит за новинками в области радиосвязи и рада предложить самые современные средства связи для выполнения любых задач. Профессиональная радиосвязь – наша специализация!
Выбираем портативную радиостанцию в машину
Всем хороши мобильники, да только постоянно требуют денег. Выручат ли портативные радиостанции — воки-токи? Восемь популярных моделей проверил автор.
В этом тесте мы сравнивали скорее не изделия одного класса, а сами классы. Выбирали рации от самых дешевых (меньше тысячи за пару) до моделей среднего ценового диапазона (около 5000 рублей). При этом старались приобрести радиостанции с разным питанием (аккумуляторы или батарейки), а также с разным набором дополнительных функций — от простейших до навороченных.
Основная цель испытаний — проверить один из главных заявленных параметров: дальность устойчивой связи. Причем как на шоссе, так и в мегаполисе. Дело в том, что приведенные на коробках оптимистичные километры могли намерить разве что на бескрайних морских просторах. А всякие постройки, поток транспорта да и сам автомобиль «радистки Кэт» сокращают реальную дальнобойность многократно! Это напоминает данные о расходе топлива в стандартных ездовых циклах: изготовители вроде не врут, а поди-ка получи в жизни заявленные 5 литров на сотню.
Интересуетесь, можно ли пользоваться рациями на ходу? Запрет на разговоры по мобильному не касается радио. Впрочем, ряд моделей оснащен неким аналогом «хэндс фри» — автоматическим включением на передачу от голоса (как диктофоны).
СВЯЗЬ ПРОПАЛА? ВЫЙДИ ИЗ МАШИНЫ!
Первый тест радиостанциям устроили на прямом участке Новорижского шоссе. Смоделировали езду в колонне: один радист-водитель излучал радиоволны через заднее стекло, другой — через ветровое. Как и следовало ожидать, оконные проемы в металлическом корпусе для волны длиной около 0,8 м оказались тесноваты. Обещанных 3-5-15 км устойчивой радиосвязи мы не получили. Все рации уложились в пределы 1,2–2,4 км, так что далеко уезжать друг от друга не пришлось. Но вот засада: как сообщить партнеру, что испытания завершились и можно возвращаться на базу, если разъехались уже на 2,5 км, связи нет, а развернуться на трассе нельзя? Выход нашелся быстро: стоило выйти из машины, как появился устойчивый прием.
ГОРОД: НЕ ТЕРЯЙТЕ ДРУГ ДРУГА ИЗ ВИДУ
Еще меньше бензина сожгли в ходе городских тестов. Едва между машинами оказались здания, связь стала пропадать уже со 150 м! Самая мощная из раций хрипло пробулькала «конец связи» на 200 м и замолкла.
Есть ли, однако, выход из положения без выхода из автомобиля? Решение известно: изготовители наиболее дорогих радиостанций предусмотрели возможность подключения внешней антенны на крыше авто. Очевидно, это реально увеличит дальность связи, но речь-то о портативных рациях! Тогда уж лучше приобрести СВ-радиостанцию, работающую на более дальнобойных волнах и питающуюся от автомобильного аккумулятора.
В общем, сперва определитесь, что именно вы хотите получить от радиостанции. И не верьте рекламным километрам, крупно напечатанным на коробках. Подписи к фото, на которых радиостанции расставлены в порядке возрастания цены, облегчат вам правильный выбор.
ПОДРОБНЕЕ
01 JET MINI
Происхождение JJ-Group, Китай
Ориентировочная цена 800 руб.
Диапазон PMR
Количество каналов 8
Заявленная/реальная дальность радиосвязи на шоссе/в городе 3/1,2/0,1 км
Питание никель-металлгидридные аккумуляторы или батарейки ААА (3 шт.)
Время работы на прием 20 часов
Очень дешевый комплект, в который, однако, входят аккумуляторы и зарядная база. Есть даже фонарик, но почему-то с синим светодиодом. Дальность связи невелика, однако в ее пределах звук чистый. Субтонов и кодов нет — слышать будете всех, кто работает в вашем диапазоне.
02 MOTOROLA TLKR T4
Происхождение Motorola Solutions, Китай
Ориентировочная цена 1050 руб.
Диапазон PMR
Количество каналов 8
Заявленная/реальная дальность радиосвязи на шоссе/в городе 6/1,3/0,1 км
Питание батарейки ААА (3 шт.)
Время работы на прием 20 часов
Простейший комплект с питанием от батареек. Здесь более продвинутый дисплей, обещано аж 6 км устойчивой связи. В наших условиях результат, однако, весьма скромный. Субтонов и кодов не предусмотрено.
03 VOXTEL MR300
Происхождение Binatone Electronics, Китай
Ориентировочная цена 1400 руб.
Диапазон PMR
Количество каналов 8
Заявленная/реальная дальность радиосвязи на шоссе/в городе 3/1,5/0,15 км
Питание никель-металлгидридные аккумуляторы или батарейки ААА (3 шт.)
Разработчики изрядно запутали дело с заявленной дальностью: на коробке 3 км, в инструкции — 10 км. У нас — почти полтора. Длительность работы от аккумуляторов не указана вовсе. Зато 38 субтонов CTCSS позволят отстроиться от чужих переговоров. И доступен непрерывный контроль эфира сразу в двух диапазонах.
04 ALAN 777
Происхождение CTE International, Китай
Ориентировочная цена 1900 руб.
Диапазон PMR и LPD
Количество каналов 8 + 69
Заявленная/реальная дальность радиосвязи на шоссе/в городе 4,5/1,4/0,17 км
Питание литиево-ионный аккумулятор
Время работы на прием 21 час
Очень любопытные, совсем миниатюрные двухдиапазонные рации. Но как раз миниатюрность не очень удобна: это ведь не мобильник, который держат возле уха. К тому же часть клавишей — на боку, противоположном тангенте: их легко нечаянно нажать. А вот зарядка от 12 В очень удобна для автомобилистов (обычно это 6 или 9 В). Есть 38 субтонов CTCSS и функция включения на передачу от голоса — своего рода «хэндс фри». Может сканировать все каналы на предмет их активности.
05 COBRA MICROTALK MT600–2
Происхождение Cobra Electronics, Китай
Ориентировочная цена 2200 руб.
Диапазон PMR
Количество каналов 8
Заявленная/реальная дальность радиосвязи на шоссе/в городе 5/1,3/0,12 км
Питание никель-металлгидридные аккумуляторы или батарейки ААА (3 шт.)
Время работы на прием 12 часов
Удобная, эргономичная рация. Гарантированно отстроитесь от чужой болтовни в эфире, если захотите: 38 субтонов CTCSS и 83 кода DCS. Для зарядки раций нужно напряжение 12 В (есть, разумеется, и сетевой адаптер). Предусмотрена активация передачи голосом. Кнопка, включающая режим максимальной дальности связи, особого улучшения не дала. Среди 17 языков фирменной инструкции текста на русском нет, вложен дополнительный листок с переводом.
06 MOTOROLA TLKR-T8 — ВЫБОР ЗР
Происхождение Motorola Solutions, Китай
Ориентировочная цена 2900 руб.
Диапазон PMR
Количество каналов 8
Заявленная/реальная дальность радиосвязи на шоссе/в городе 10/2,0/0,18 км
Питание никель-металлгидридные аккумуляторы или батарейки ААА (4 шт.)
Время работы на прием 14 часов
Довольно продвинутый аппарат со множеством дополнительных функций. Предоставляет 38 субтонов CTCSS и 83 кода DCS, обеспечивает работу в групповом режиме с автоматической идентификацией каждой рации. Помимо активации голосом предусмотрен режим мониторинга помещения. Это, по сути, то же самое, но рация не работает на прием, что гарантирует скрытность прослушки. Встроены часы и яркий фонарик. По дальности связи на втором месте.
07 SWITEL WTE 203 TRIO
Происхождение Telgo, Китай
Ориентировочная цена 3600 руб.
Диапазон PMR
Количество каналов 8
Заявленная/реальная дальность радиосвязи на шоссе/в городе 3/1,5/0,15 км
Питание батарейки ААА (3 шт.)
Простейшая рация на батарейках отличается от прочих комплектацией: в коробке целых три устройства — на всю семью. С настройкой и работой справится и ребенок, настолько все просто. В пределах дальности связь чистая. Сама дальность на среднем уровне (в нашем тесте). Никаких субтонов или кодов: будете слушать всех, кто работает вблизи от вас на выбранном канале.
08 M >ВЫБОР ЗР
Происхождение CTE International, Китай
Ориентировочная цена 4400 руб.
Диапазон PMR и LPD
Количество каналов 24 + 69
Заявленная/реальная дальность радиосвязи на шоссе/в городе 15/2,4/0,2 км
Питание никель-металлгидридные аккумуляторы или батарейки АА (4 шт.)
Наиболее оснащенная и мощная двухдиапазонная станция в нашей выборке. Имеются дополнительные 16 каналов PMR, 38 субтонов CTCSS и 104 кода DCS. Аппараты могут автоматически контролировать друг друга и выдавать звуковой сигнал при потере связи. Есть голосовое управление, сканирование и мониторинг каналов. А еще кнопка экстренного вызова «всем, всем» на предустановленном канале.
ВОПРОС-ОТВЕТ
— Диапазоны PMR, LPD — в чем их различие?
Диапазон LPD (Low Power Device) занимает в эфире полосу частот от 433,075 до 434,750 МГц и разрешен к свободному использованию при условии, что мощность передатчика радиостанции не превышает 10 мВт. Именно такая указана во всех инструкциях, хотя не факт, что она не превышена. Этот диапазон разбит на 69 каналов, причем 35-й почти совпадает с частотой, на которой работают брелоки автосигнализаций. Если настроить рацию на этот канал и включить на передачу, она будет работать как глушилка. Диапазон PMR (Private Mobile Radio) лежит чуть выше (от 446,000 до 446,100 МГц) и разбит на 8 каналов. В нем разрешена мощность передатчика до 0,5 Вт, что обеспечивает значительно бόльшую дальность связи, но, естественно, с меньшим временем работы батарей.
— Субтоны CTCSS и коды DCS — для чего они?
CTCSS (Continuous Tone-Coded Subaudio Squelch) — специально подмешиваемые в сигнал субтоны частотой от 67 до 255 Гц (через динамик они не слышны, так как рации воспроизводят, как правило, частоты от 300 до 3000 Гц, чего вполне достаточно для речи). Если вы установили один из этих 38 субтонов на обеих радиостанциях, то все сторонние разговоры на том же канале будут отфильтрованы и не создадут помех общению. Тот же самый смысл имеют цифровые коды DCS (Digital Coded Squelch), только здесь в сигнал подмешивается один из 104 двоичных кодов. Важно понимать: это устраняет помехи для вас, но никак не препятствует прослушиванию ваших бесед посторонними. Если они не установили на своих рациях никаких субтонов или кодов, но выбрали используемый вами канал, то прекрасно всё услышат.
— Можно ли разговаривать по рации так же, как по мобильнику?
Нет, и в этом одно из принципиальных различий между ними. Практически все радиостанции работают в так называемом симплексном режиме, то есть либо на передачу, либо на прием. Выбор задается специальной клавишей — тангентой. Когда она нажата, включен передатчик и можно говорить, когда отпущена — работает приемник и можно слушать. Так что придется выработать привычку говорить по очереди, не забывая про эту кнопку. А чтобы не пропали первые слова — произносить их с небольшой (0,5 с) задержкой после включения на передачу. Многие радиостанции имеют специальную функцию передачи звукового сигнала Roger Beep, сообщающего о переключении на прием. Так вы узнаете, что собеседник готов вас слушать, если он, конечно, не поступил как профи и не произнес: «Прием… Прием. ». Вообще, радиосвязь ни в коем случае не предназначена для болтовни в эфире. Ведь, заняв канал, вы лишаете возможности общаться на той же частоте других обладателей раций в радиусе дальности действия своих аппаратов. Для долгих приватных бесед служат мобильные телефоны. Зато радиостанции позволяют обменяться важной информацией совершенно бесплатно в любой стране, не тратя времени на набор номера и ожидание ответа абонента.
— Обязательно ли у партнера должна быть радиостанция из комплекта или той же марки?
Нет, вы можете общаться с любым собеседником при условии, что настроились на один и тот же канал и включили один и тот же субтон или код (если вообще включили). Все частоты, субтоны и коды жестко стандартизированы.
— А если заявленной дальности в 10–15 км мало?
В этом случае придется выбрать радиостанции CB («cи-би»), работающие в диапазоне 27 МГц, с мощностью передатчика до 10 Вт. Кроме повышенной мощности у них заметно больше длина волны (11 м против «наших» 0,7 м). Такие волны легче огибают препятствия и даже могут, отражаясь от ионосферы, достигать других континентов. Но их слабое место — обилие помех, особенно в городах. Да и антенна требуется впечатляющей длины. Такими встроенными радиостанциями с питанием от бортовой сети часто пользуются дальнобойщики, но если для вас важна портативность, это не лучший выбор.
— Что лучше — питание от аккумуляторов или от батареек?
Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Батарейки дешевле и имеют, как правило, бόльшую емкость. Но они, естественно, одноразовые. Если вы планируете пользоваться рацией изредка, например отправляясь в лес по грибы, то батарейки — вполне разумный выбор. Они хорошо хранят заряд, тогда как аккумуляторы больше подвержены саморазряду, их придется периодически подзаряжать, даже когда рация не нужна. С другой стороны, в многодневных поездках, когда есть возможность ночной подзарядки, аккумуляторы предпочтительнее.
— Почему у всех радиостанций указана одинаковая мощность передатчика, но разная дальность связи?
Можно было бы сказать: «Hе верь написанному», однако реальную мощность передатчика мы не проверяли, так что не вправе никого обвинять. Но дальность связи зависит еще и от чувствительности приемника, а вот она не нормируется. Так что продвинутая радиостанция может поймать более слабый сигнал, а стало быть, и на большем расстоянии.
— В каких странах можно свободно пользоваться такими радиостанциями?
Если говорить о Европе, то рации диапазона LPD запрещены в Бельгии, Дании, Ирландии, Италии (начиная с 21-го канала), Испании, Латвии, Литве, Люксембурге, Португалии, Великобритании, Турции, Финляндии, Хорватии, Швейцарии, Эстонии. Что касается радиостанций PMR, то здесь проще: лишь в Латвии требуется национальное одобрение типа конкретной модели, в Турции — наличие именного разрешения, в Италии и Чехии — общего разрешения.