Мониторинг автотранспорта: плюсы и минусы систем - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Мониторинг автотранспорта: плюсы и минусы систем

0-800-33-10-35044-383-49-90

Система мониторинга транспорта – плюсы и… другие положительные стороны

В современных экономических условиях системы мониторинга транспорта необходимы практически каждому автотранспортному предприятию. Они помогают решить целый ряд бизнес задач, связанных с оптимизацией процесса организации перевозок. Кроме того, благодаря мониторингу значительно повышается безопасность, как водителей, так и грузов в пути.

Часто причиной убыточности транспортных компаний является неправильная организация трудового процесса. Даже при точном планировании всех возможных расходов (километраж, расход топлива, заработная плата рабочего и т.д.) и закладке оптимальной прибыли, в результате многие предприятия остаются в «минусе». Следствием такой «работы» становится повышение цен на услуги, что приводит к потере конкурентоспособности и печальному итогу…

Мониторинговая система на основе GPS/GSM дает возможность легко обнаружить все недочеты, которые и приводят к незапланированным расходам. Как показывает практика, причин их возникновения не так уж много:

  • Воровство топлива;
  • неграмотно продуманный маршрут;
  • длительные простои, которые практикуют сотрудники, работающие по системе повременной оплаты.

Устранив вышеуказанные «недочеты» предприятие вполне может не только уберечься от необоснованных затрат, но и значительно повысит прибыль с сохранением ценовой политики.

Системы спутниковой навигации позволяют:

  • контролировать реальный расход топлива;
  • предотвращать сливы топлива;
  • предотвращать махинации с топливом на заправках;
  • производить оптимальный расчет любого маршрута;
  • предотрватить «левые» поездки дальнобойщика по своим делам за счет компании.
  • улучшить трудовую дисциплину;
  • повысить безопасность сотрудников и перевозимых грузов;
  • повысить эффективность управления компанией в целом.

Как работает система мониторинга GPSM

Работает система мониторинга точно, аккуратно и эффективно. На каждое автотранспортное средство устанавливается специальный прибор, говоря простым языком – «черный ящик» или GPS маячок. Аппаратура записывает все основные показатели работы техники, а также его точное местоположение. Благодаря мобильной связи система передает полученную информацию на монитор диспетчера в режиме реального времени. В результате, каждая единица находится под круглосуточным наблюдением.

По итогам рейса специалисты могут сравнить реальные данные с расчетными и выяснить причины отклонений. Указанный анализ позволяет грамотно скорректировать работу по каждому конкретному маршруту.

Постоянное наблюдение за перемещением и состоянием автотранспорта предоставляет возможность решать не только текущие задачи, но и принимать оперативные меры при возникновении непредвиденных ситуаций. В случае внезапной поломки транспорта, диспетчер может отправить к месту происшествия резервную машину. Такое оперативное вмешательство позволит доставить груз в срок или с минимальными задержками. Если автомобиль будет угнан, то также оперативно о случившемся можно подать сигнал в автоинспекцию, предоставив ей в помощь координаты текущего местоположения машины. Кроме того, система GPSM имеет функцию дистанционной блокировки двигателя и других агрегатов для предотвращения угона.

Еще одним плюсом системы слежения является ее относительно невысокая стоимость и, как следствие, быстрая окупаемость.

Системы GPS для компаний, занимающихся грузоперевозками

Система мониторинга GPSM имеет ряд встроенных функций разработанных специально для использования на транспортных предприятиях, занимающихся перевозкой грузов. Подобный функционал системы даёт возможность осуществлять целый ряд контрольных функций при нахождении автомобильного транспорта на маршруте:

  • постоянное слежение за местонахождением автомобиля в режиме реального времени;
  • сохранение и возможность просмотра истории перемещения автомобиля в течение одного года;
  • фиксирование времени и места остановок автомобиля;
  • работа с множеством картографических сервисов на выбор (Yandex, Google, OpenStreet и т.д.);
  • возможность установки неограниченного количества контрольных меток;
  • разнообразные формы отчетов;
  • возможность получения ряда параметров путем уведомления через электронную почту или СМС;
  • пользователям предоставляется приложение для мобильного телефона и планшета, с помощью которых можно в любом удобном месте контролировать весь автопарк;
  • ведение учета расхода топлива при условии подключения дополнительных датчиков уровня топлива;
  • создание оптимального маршрута для каждого автомобиля;
  • ведение учета данных по каждому водителю;
  • дополнительные функции.

Основные вопросы, возникающие перед приобретением системы

Что подразумевает понятие «контроль транспорта»?

В этом случае под словом «контроль» подразумевается полное отслеживание местонахождения транспортной единицы. Это основная функция такой системы GPS.

Самый простой пример использования системы – защита от угона. акт кражи система не предотвратит, но позволит заблокировать двигатель автомобиля и отследить местонахождение автомобиля после его пропажи – труда не составит. Такая функция будет полезна не только автотранспортным предприятиям, но и обычным гражданам.

Руководителям бизнеса система может оказать ряд других неоценимых услуг. Речь в этом случае идет о контроле за водителем через систему контроля за автомобилем. Находясь под постоянным наблюдением, работник вряд ли совершит внеплановую остановку или необоснованно изменит маршрут движения.

Для чего нужен контроль?

Системы мониторинга автотранспорта позволяют оптимизировать процесс грузоперевозок, тем самым значительно увеличивая прибыль транспортных компаний. По подсчетам специалистов, использование системы достаточно быстро окупается, если финансовые поступления от перевозки грузов превышают $1000 в месяц.

Разумеется, окупаемость системы во многом зависит от оборота компании, но, как правило, составляет 1-3 месяца.

Насколько эффективны системы GPS наблюдения?

Эффективность приобретения системы спутникового контроля неоспорима. Благодаря ее внедрению появляется возможность:

  • более эффективно распределять автотранспорт по конкретным объектам;
  • принимать более правильные решения при возникновении различных внештатных ситуациях или изменении дорожной ситуации;
  • оперативно получать уведомления о приближении автотранспорта к конечному объекту, что позволяет своевременно подготовиться к его загрузке / разгрузке;
  • контролировать прохождение объекта в любой части земного шара.

Кроме того, подобный мониторинг позволяет значительно сократить издержки, а также избежать множества нарушений трудовой дисциплины. К актуальным фактам можно отнести:

  • не целевое использование техники (отклонения от маршрута и т.д.);
  • отказ водителей от выполнения заказа под различными предлогами;
  • учёт горюче-смазочных материалов, что позволяет избежать хищения топлива;
  • «пропажа» водителя вместе с его автомобилем на достаточно продолжительное время;
  • незапланированный простой автотранспорта;
  • предотвращение хищения товара или его части работниками фирмы во время перевозки;
  • обеспечение соблюдения скоростного режима, что, в результате, приводит к снижению вероятности аварии;
  • повышение трудовой дисциплины среди водителей.

Можно ли с помощью системы мониторинга увеличить безопасность авто и грузов?

Разумеется, «да». Во-первых, автотранспорт в определенной степени защищены от угона. Во-вторых, автомобиль находится под постоянным наблюдением и в плане передвижения, и в плане технического контроля. В-третьих, оперативное вмешательство при возникновении внештатных ситуаций.

Насколько важен контроль за транспортом для работы автопредприятия?

Система спутникового мониторинга автотранспорта GPSM предназначены специально для полного контроля автопарка каждой организации. Именно благодаря этим системам руководитель организации может не только всегда быть в курсе, где находятся его автомобили и в каком они состоянии, но и полностью оптимизировать производственный процесс. Результатом этого, естественно станет увеличение прибыли компании.

Более того, использование в своей работе системы мониторинга, может в положительную сторону сказаться и на имидже предприятия в целом. Крупные заказчики с большей уверенностью будут доверять свои товары (включая особо ценные и дорогостоящие), зная, что их «добро» находится под неусыпным контролем перевозчика.
И, разумеется, системы мониторинга позволяют в значительной степени повысить трудовую дисциплину в коллективе. Водители, находясь в постоянном удалении от руководства, будут более добросовестно выполнять свои обязанности, зная, что всегда руководство может узнать, заняты ли его автомобили делом или используются в личных целях.

Есть ли смысл тратить средства на систему мониторинга во время экономического кризиса?

Грамотное управление бизнесом – это важнейшее условие успешной работы компании в период кризиса. Первое, о чем задумывается каждый руководитель – оптимизация затрат. Сделать это эффективно поможет система мониторинга автотранспорта. Разумеется, сначала это будут дополнительные вложения. Однако, практика показывает, что данное приобретение позволяет сэкономить гораздо более значительные средства. Да и сама система окупается достаточно быстро.

Является ли система GPS дополнительной мотивацией для водителей?

Ответ на этот вопрос однозначен: «да». Человеческий фактор в значительной степени влияет на успешную работу предприятия. А в сфере грузоперевозок он становится одним из самых главных. Особенно в условиях кризиса. Конечно, хочется верить в честность людей, но все-таки лучше работать по проверенной схеме: «доверяй, но проверяй». Нормальные водители, как правило, реагируют на подобный контроль руководства с пониманием. Тем более, что им самим он тоже выгоден. К примеру: грамотное управление транспортом и логистика оптимизируют маршруты, а значит, сокращают время в пути и в какой-то мере облегчают труд водителя.

Статьи

Выбираем систему контроля давления: плюсы и минусы

Пользу от внедрения системы контроля давления в шинах часто недооценивают, хотя именно с ее помощью водители могут предотвратить преждевременный износ шин, потерю колес и снизить аварийность. Что особенно актуально для грузовых автомобилей, автопоездов или автобусов, у которых увеличена нагрузка на шины, а стоимость каждой в среднем составляет 20000 – 30000 рублей за штуку. Чтобы данные о давлении и температуре в шинах помогали не только водителю, но и владельцу автопарка в оптимизации расходов на содержание техники, СКД можно подключить к системе мониторинга транспорта.

На что обратить внимание при выборе СКД? Нужно учитывать разные нюансы: удобство самой системы, технические особенности, качество датчиков и возможность замены в них батареек, разные форматы уведомлений и другие. В этой статье мы собрали воедино информацию как от производителей разных систем, так и отзывы пользователей, чтобы рассказать о плюсах и минусах каждой и помочь вам определиться с выбором СКД.

Зачем контролировать давление и температуру?

Давление в шинах влияет на управление автомобилем, его техническое состояние и, конечно, на долговечность шин. В том случае, когда колеса накачаны в соответствии с нормой, рекомендованной производителем, шина прилегает к дорожному покрытию всей поверхностью и равномерно изнашивается. Когда давление в шинах повышено, шина выгибается, площадь контакта с землей сужается, из-за этого интенсивнее изнашивается ее центральная часть. Это приводит к увеличению износа подвески, деталей рулевого управления и преждевременному износу покрышки.

При низком давлении шина деформируется в обратную сторону, сила трения и интенсивность нагрева увеличивается и края покрышки сильно изнашиваются. Это приводит к тому, что ухудшается управляемость автомобилем, увеличивается расход топлива, а также есть риск пробить колесо при попадании в яму.

Контроль давления в шинах – это простой способ оптимизации расходов на топливо. Поскольку нагрузка на шину и давление влияют на трение качения, а чем оно меньше, тем ниже потребление топлива. Своевременное уведомление о потере давления в шинах позволяет предотвращать потерю колес, что экономит компаниям сотни тысяч рублей, а также снижать аварийность, сокращать простои на трассе из-за замены колес, что также влияет на своевременность доставки грузов.

Что представляет из себя СКД?

Как правило, СКД состоит из нескольких элементов: датчики давления, которые устанавливаются на каждое колесо, и монитор, на котором отображается информация с каждого датчика. Если мощности передачи сигнала не хватает, то дополнительно устанавливается репитер, например, на длинных автопоездах, ТС или прицепах. Тогда устройство получает информацию от всех датчиков и транслирует ее на монитор.

Датчики могут быть внешними, накручиваются на ниппель колеса, и внутренними, устанавливаются во внутрь колеса и выводят ниппель для подкачки. Их плюс в том, что они незаметны, поэтому снижается возможность поломки или кражи дорогостоящих датчиков, а минусы в том, что стоят они дороже в несколько раз и сложнее в установке, так как необходимо разбортовывать все колеса.

Читайте также:  Основные характеристики киа спортейдж

При выборе датчиков также стоит учесть возможность замены батареек – у некоторых есть такая возможность, как, например, у датчиков Pressure Pro, а у многих других такая замена не предусмотрена. Минус внутренних датчиков в том, что для замены батареек нужно заново разбортовывать каждое колесо, а корпус самого датчика может оказаться неразборным.

Система контроля давления в шинах может использоваться как самостоятельно, передавая информацию о состоянии колес водителю, так и интегрироваться с GPS/ГЛОНАСС терминалами для передачи информации на сервер мониторинга. Терминал получает информацию о давлении, о температуре внутри шины, о состоянии датчиков, а также информацию о событиях потери давления или высокой температуры. Для этого заранее устанавливаются пределы и, в случае, когда показания отклоняются, на сервер передается информация о событии. На основании полученных данных можно строить графики, отчеты, таблицы и использовать их для контроля за состоянием давления в шинах в машинах. Диспетчер оперативно сможет связаться с водителем в случае необходимости.

На что обратить внимание при выборе?

Мы сравнили 4 популярные системы контроля давления, у которых есть возможность интеграции с GPS терминалами по протоколу RS 232: Pressure Pro, Pressure Pro Pulse, TPMS 6-13 и TM-508. Расскажем подробнее на что обратить внимание при выборе каждой из них.

Российская система TPMS 6-13 не так давно на рынке, но уже успешно используется многими пользователями. Эта система включает в себя информационный дисплей и комплект из 6 датчиков. По техническим характеристикам она отличается от аналогов диапазоном рабочей частоты 434,1 МГц, в остальном никаких серьезных отличий нет. Из преимуществ этой системы можно выделить оптимальную стоимость (среднерыночная стоимость 40000 руб.), а основной минус системы в том, что TPMS 6-13 подключается напрямую к аккумулятору и не имеет энергонезависимую память. По отзывам пользователей при отключении питания система сразу забывает все датчики, из-за этого нужно заново их регистрировать, прочитывать все коды и вносить их в память.

Китайская система TM-508 самая дешевая из аналогов, имеет встроенный аккумулятор, в отличии от русской версии, поэтому может работать и без внешнего питания. Недостаток этой системы в том, что при пропадании сигнала одного из датчиков, система автоматически его «забывает» и меняет нумерацию остальных датчиков: это значит, что третий датчик становится вторым, а второй первым, а пропавший датчик исчезает из системы. Из-за этого могут быть трудности с отображением результатов в отчетах ПО мониторинга.

Pressure Pro и Pressure Pro Pulse американские системы одного производителя. Между собой они отличаются размерами и возможностями монитора, система Pressure Pro Pulse более современная. Их главное преимущество в том, что в памяти содержится большое количество разных модификаций схем расположения колес, причем, они могут стоять по разным осям. Пользователь может выбрать нужную ему схему в соответствии с типом конкретного ТС и привязать датчики к конкретному колесу. Независимо от наличия или отсутствия связи датчика с монитором, схема остается постоянной. Минус этих систем в том, что они не так наглядны, как все остальные, так как не показывают на схеме где произошло нарушение давления или температуры, поэтому водителю сложно быстро понять какое именно колесо нужно ремонтировать.

При выборе одной из СКД нужно учитывать, как удобство работы системы в целом, так конкретные возможности, недостатки. В любом случае, установка такой системы позволит увеличить срок эксплуатации дорогостоящих шин, снизить аварийность на дорогах и расход топлива. А комплексная интеграция с системой мониторинга позволит составить отчет по каждому из водителей и понять, как они следят за состоянием техники, насколько оперативно реагируют на изменения температуры или давления в шинах.

Компания Galileosky провела полноценную интеграцию с каждой из этих систем беспроводного контроля давления и температуры в шинах. GPS терминалы получают данные с 1 до 34 датчиков о текущем давлении в PSI (1 атм. = 1.01 bar = 14.7 PSI), о температуре внутри шины (от -40 до 100° C с шагом 20° C), о состоянии датчиков, а именно о наличии с ними связи и уровне заряда батареи, а также информацию о событиях потери давления или высокой температуры. Для отображения данных в нужном формате, нужно учесть, что терминал считывает и передает данные о давлении в единицах измерения PSI и для того, чтобы на сервере отображать данные в атмосферах, необходимо с помощью формулы преобразовать получаемые данные в те единицы, которые необходимы.

7 заблуждений о системах мониторинга транспорта

Система мониторинга – это дорого

Любое приобретение требует первоначальных инвестиций, так и для установки системы слежения понадобятся вложения. Однако система мониторинга разработана именно для того, чтобы сократить расходы на обслуживание транспорта. В среднем всего за 1,5-2 месяца работы она полностью окупает расходы на покупку. По статистике, 7 из 10 водителей устраивают махинации с корпоративной техникой, а расхождения в расходе топлива достигают 40%.

С помощью системы мониторинга вы можете контролировать все эксплуатационные параметры автомобиля, от пробега и скорости до пристегнутого ремня безопасности и открытия-закрытия дверей. Для спецтехники актуален мониторинг времени работы под нагрузкой – вы можете до минуты отслеживать, когда машина простаивала, а когда и сколько работала под нагрузкой.

Для справки. По статистике “МониторингАвто”, примерно 9% топлива можно потерять, если водители грешат так называемыми “левыми” рейсами; еще 11% – это сливы/недоливы; дополнительно 13% уходит на “обналичивание” денег, выданных на заправку; порядка 5% расходов связаны с “подкручиванием” одометра.

Мониторинг – это сложно. После внедрения системы мониторинга у сотрудников компании появляются дополнительные обязанности

Источник фото: monitoring-auto.ru

Современные программы мониторинга интуитивно понятны даже для рядовых сотрудников – в системе есть готовые шаблоны и конструкторы отчетов, а еще ее можно интегрировать с внутренними CRM-системами компаний и 1С.

Если сотрудники компании не могут или не хотят работать с системой, аналитику и подготовку отчетов можно отдать на аутсорсинг специалистам. Многие интеграторы предоставляют услуги по аналитике, но условия могут быть разными. Например, в “МониторингАвто” для этого существует специальный отдел, а за компанией закрепляется персональный менеджер, готовый 24/7 оказывать любую помощь.

“Если обнаруживается слив топлива, то потом многое зависит от человеческого фактора. В нашей практике были случаи, когда после выявления нарушений руководство не принимало никаких мер. С таким подходом, конечно, система мониторинга не может самостоятельно повысить эффективность работы компании. Если же руководитель действительно настроен серьезно, реальные результаты не заставят себя ждать”, – поделился Сергей Скнарин, исполнительный директор “МониторингАвто”.

Системы мониторинга работают с погрешностями. Они подвержены сбоям в том числе из-за температурных перепадов

Источник фото: monitoring-auto.ru

Здесь необходимо понимать несколько технических моментов.

Любое оборудование имеет погрешность, пусть даже незначительную. Производители электроники, которая изначально установлена в авто, закладывают допустимую погрешность плюс/минус 10%. Датчик уровня топлива, который врезается в бак, дает погрешность 2-5%. При этом терминалы GPS/ГЛОНАСС работают без погрешностей, а отсчет по одометру блока даже зачастую точнее, чем у автомобиля.

Температура редко значительно влияет на показания приборов, если техника находится в стандартных температурных условиях. Если вы работаете при экстремальных температурах, то холод действительно может повлиять на показания прибора, но это учитывается при установке оборудования, и специалист убирает погрешности.

“У нас был случай – устанавливали систему контроля топлива для компании, работающей на Крайнем Севере. Когда машины с мороза заезжали в ангар, топливо нагревалось, и показания начинали сбоить. Проблему решили за несколько часов на программном уровне. Датчики уровня топлива оснащены дополнительными датчиками температуры топлива, и мы просто стали учитывать их показания для аналитики, – рассказал Никита Ларин, руководитель техслужбы “МониторингАвто”. – Настройка оборудования и программы под запросы и особенности работы клиента – это задача мониторинговой компании. Некоторые не сообщают об этом своим клиентам или вообще требуют дополнительной оплаты, – не верьте”.

Эффективность использования систем мониторинга падает из-за “мертвых” зон покрытия сигнала

Источник фото: monitoring-auto.ru

На территории России и ближайшего зарубежья есть много “мертвых зон”, где отсутствует связь. Если бы терминалы мониторинга не работали в них, то эффективность работы была бы низкой. К счастью, это не так!

В городах и пригороде под “мертвыми зонами” подразумеваются длинные тоннели или зоны повышенной секретности, например, территория около московского Кремля или аэропорта Внуково. В таких местах сотовый сигнал может пропадать, но данные все равно пишутся в память терминала и передаются на сервер, как только он выходит на связь.

Для работы в недоступных для сотовой связи местах (как правило, это месторождения и карьеры) используются терминалы мониторинга на основе спутниковой связи, покрытие которых – 100% территории Земли.

Системы мониторинга могут вызывать недовольства у рядовых сотрудников компании

Источник фото: monitoring-auto.ru

Недовольные установкой системы слежения водители – верный признак махинаций и воровства с их стороны. Офисный персонал либо нейтрально относится к нововведению, либо видит в нем возможность оптимизации своей работы и затрат фирмы.

Есть несколько сценариев уведомления сотрудников об установке системы мониторинга:

  1. Когда руководителям нужно найти нарушителей или уже есть подозрения относительно конкретных сотрудников, система устанавливается на транспорт скрытно. После чего в течение одной-двух недель собираются и анализируются данные, составляются отчеты. “Чаще всего после этого мы находим доказательства махинаций. Когда заказывают скрытую установку системы слежения, скорее всего, у руководства уже есть определенные подозрения”, – Дарья Кожухова, отдел аналитики.
  2. Уведомляются все сотрудники, им рассказывают о работе системы, обучают правилам безопасности. Важно донести до персонала информацию о том, что система мониторинга никак не нарушает личное пространство водителя, а только регулирует процесс эксплуатации корпоративной техники. А чтобы новые порядки быстрее вошли в привычку, можно, например, награждать премией водителя с самым низким коэффициентом расхода топлива.

Систему мониторинга можно обмануть

Источник фото: monitoring-auto.ru

Систему мониторинга можно только сломать – обмануть не получится. Любая попытка воздействия отражается в программе или заметна при осмотре транспорта. Опытные мастера хорошо знают все возможные уловки недобросовестных водителей: воздействие электрошокером, установка “глушилок” и даже цинковых коробов – никакие действия не останутся незамеченными.

Обойти систему через программу тоже не получится: информация хранится на сервере и в “облаке” долгое время, доступ к ней имеют только руководители.

Все системы мониторинга одинаковы

Источник фото: monitoring-auto.ru

Некоторые компании работают с чужим оборудованием, поэтому иногда у их клиентов возникают проблемы с синхронизацией и ПО, а самое главное, с гарантией. Поэтому лучше всего выбирать поставщика, который одновременно является и разработчиком терминалов. Это не только снизит риск возникновения технических проблем, но и позволит адаптировать ПО под ваши задачи и требования.

Стандартная гарантия составляет 2-3 года, у разработчиков она может быть больше, например, “МониторингАвто” на свои терминалы предоставляет гарантию 5 лет.

Могут различаться и дополнительные услуги. Обратите внимание на те компании, которые осуществляют абонентское и техническое обслуживание в режиме 24/7. Бывают экстренные случаи, например, когда машину угоняют, и тогда нужно действовать быстро.

Читайте также:  Выбираем правильно резину для мотоцикла

Система мониторинга позволяет экономить до 38% расходов компании на обслуживание автопарка. Впрочем, вам совсем необязательно верить на слово – в “МониторингАвто” вы можете бесплатно пройти тест-драйв системы мониторинга в течение 1 месяца и сами проверить результаты.

Системы мониторинга автотранспорта GPS/ГЛОНАСС: возможности, рынок предложений и стоимость решений

Использование систем мониторинга позволяет не только узнать о том, где находится автомобиль в экстренной ситуации, но и защитить его от угона или эвакуации.

Сегодня рынок предлагает множество различных систем мониторинга автотранспорта GPS/ГЛОНАСС, отличающихся по качеству исполнения, функционалу и длительности автономной работы.

Компактные размеры, легкий вес и устойчивость к агрессивному воздействию окружающей среды делают GPS/ГЛОНАСС-маяки простыми и удобными в использовании.

С помощью смартфона можно осуществлять круглосуточный мониторинг местонахождения объекта, оснащенного GPS/ГЛОНАСС-трекером.

GPS-маяки позволяют отслеживать перемещение физических лиц, транспортных средств, ценных грузов и даже домашних животных.

Современные GPS/ГЛОНАСС-трекеры оснащены цифровым акселерометром, который способен фиксировать данные о возможных авариях, столкновениях, переворотах и незапланированных подъемах кузова корпоративного автотранспорта, информируя об этом владельца.

Мониторинг автомобильного, железнодорожного, водного или авиационного транспорта — задача, которую приходится решать руководителям транспортных компаний и логистических отделов предприятий, работающих в самых разных сферах народного хозяйства. Эффективный контроль городских и междугородних перевозок грузов и людей помогают обеспечивать автономные электронные устройства, взаимодействующие с системами глобальной спутниковой навигации и позиционирования GPS и ГЛОНАСС. Трекеры скрытно или явно устанавливаются в транспортных средствах и передают информацию об их местоположении.

Принцип работы систем спутникового мониторинга транспорта

Концептуально отслеживание транспортных средств осуществляется следующим образом:

  1. Трекер, установленный в автомобиле, получает сигнал от одной или нескольких навигационных систем, не только спутниковых, но и сервисов глобальной беспроводной сети. Для этого устройство должно иметь ГЛОНАСС/GPS/LBS-модули, которые автоматически вычисляют координаты объекта по расположению спутников и ближайших вышек сотовой связи.
  2. Телеметрические и другие данные (например, аудиозапись, событие «авария») собираются в памяти трекера. Затем информация в установленные интервалы времени пакетами передается по каналам GPRS через Интернет на телематический сервер со специальным ПО и/или при помощи смс-уведомлений на мобильное устройство собственника.

Система спутникового мониторинга автотранспорта позволяет не только определять текущее местоположение ТС с точностью до 2,5 метров, но и просматривать историю его перемещения, а также выполнять ряд других функций. Так, современные устройства слежения позволяют осуществлять голосовую связь с водителем, вести аудиоконтроль окружающей обстановки, получать уведомления о расходе бензина или об отклонении автомобиля от заданного маршрута.

Системы позиционирования GPS и ГЛОНАСС, возможности которых используются в трекерах, имеют больше сходства, нежели отличий, но нюансы все же есть. Кроме государственной принадлежности, они отличаются:

  1. Методами использования радиочастот: в ГЛОНАСС — более защищенный FDMA (принцип «выделенной линии»), но и более ресурсоемкий; в GPS — менее защищенный и устойчивый CDMA (кодированный множественный доступ), но при этом более экономичный.
  2. Принципом расположения спутников: российская спутниковая группировка независима от вращения Земли; американская — требует непрерывной синхронизации и корректировки орбиты спутников; отечественная система на текущий момент работает в 3-х плоскостях по 8 спутников, американская — в 6-ти плоскостях по 4 спутника. Все системы имеют также резервные спутники.
  3. Точностью в разных широтах: вследствие более высокой орбиты российских спутников, они обеспечивают большую, нежели GPS, точность в северных широтах, в частности, в зоне расположения стран Скандинавии.
  4. Погрешностью сигнала: сегодня в ГЛОНАСС она составляет 3–6 метров, в GPS — 2–4 метра, но это объясняется исключительно недостаточной группировкой отечественных спутников, которая непрерывно наращивается. К середине 2020-х годов ГЛОНАСС планирует снизить погрешность всего до 10-ти см.

Все вышесказанное означает, что современная система спутникового мониторинга транспорта должна использовать обе навигационные системы одновременно. Трекеры, работающие как с ГЛОНАСС-, так и с GPS-модулями, позволяют повысить совокупную точность обнаружения объекта (до 1,5–3 метров) и добиться стабильной и качественной работы даже в сложных условиях современных городов с плотной высокой застройкой, которая сильно осложняет прохождение сигналов с навигационных спутников.

Возможности и сферы применения систем GPS/ГЛОНАСС-мониторинга

Системы отслеживания чаще всего востребованы следующими типами организаций:

  1. Курьерскими и сервисными службами, которым необходимо получать оперативную информацию о местоположении грузов и курьеров. Так, использование трекеров позволяет найти сотрудника, который находится ближе всего к офису клиента.
  2. Компаниями, располагающими собственными автопарками, включая логистические компании, таксопарки, службы, регулирующие работу общественного транспорта.

Мониторинг транспорта позволяет фиксировать отклонения от пути следования, а также оптимизировать маршруты движения, тем самым снижая расходы на топливо и обеспечивая оперативную доставку грузов. Кроме того, применение устройств слежения бывает необходимо для выявления различных махинаций, в частности хищений бензина и «накручивания» спидометров. А правильное определение «накатанного» километража, в свою очередь, дает возможность сокращать затраты на техосмотры машин.

Широкие функциональные возможности современных средств GPS-мониторинга, такие как:

  • контроль перемещения автомобиля;
  • определение и ограничение скоростного режима;
  • включение зажигания только посредством смс-сообщений;
  • измерение среднего расхода топлива;
  • аудиоконтроль салона машины;
  • блокировка двигателя при выезде за пределы рабочей зоны и др.—

— в совокупности обеспечивают потенциал для снижения эксплуатационных расходов и эффективного контроля над пунктуальностью водителей, соблюдением ими маршрута и графика следования. В некоторых случаях применение систем GPS-мониторинга реализует экономию на ГСМ до 30% и снижение простоев транспорта на 20–30%.

Наличие тревожной кнопки на многих моделях трекеров позволяет водителю своевременно вызывать помощь, защитив себя и груз от нападения злоумышленников. Наличие функции голосовой связи может существенно снизить расходы на мобильную связь.

Обзор рынка оборудования и услуг мониторинга транспорта

Мониторинг при помощи систем GPS/ГЛОНАСС включает не только аппаратно-технические решения, но и целый спектр сопутствующих платных и бесплатных услуг, которые предоставляются производителями или продавцами оборудования. В число наиболее востребованных сервисов входят:

  • монтаж устройств в транспортных средствах клиентов;
  • установка бесплатного программного обеспечения на ПК и мобильные устройства;
  • оперативное обновление ПО;
  • предоставление сим-карт;
  • круглосуточный доступ к системе отслеживания транспорта;
  • техническая поддержка и консультации;
  • бессрочная гарантия на приобретенную продукцию;
  • бесплатная ретрансляция данных и др.

Услуги GPS/ГЛОНАСС онлайн-мониторинга транспорта предоставляет более тысячи отечественных компаний. Иностранные поставщики не входят в число лидеров российского рынка. Так, в 2014 году больше всего терминалов на автомобилях было установлено компаниями «ТехноКом» (54 000 оснащенных ТС), «ГалилеоСкай» (48 000), «Омникомм» (32 000) и «СКАУТ» (16 000). Общее число продаж составило 340 000 устройств.

Конечно, основными потребителями ГЛОНАСС-оборудования для мониторинга транспорта являются предприятия транспортной отрасли. Но оно также востребовано службами спасения, сельскохозяйственными, коммунальными и охранными предприятиями, страховыми, торговыми и строительными организациями.

Стоимость решений

Цена спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS зависит от нескольких факторов: страны-производителя, качества комплектующих, используемых систем навигации и наличия дополнительных функций.

Самый доступный по цене вариант — это изделия китайских производителей. Их стоимость стартует от 1000 рублей. Так, популярная модель XEXUN TK-102 обойдется покупателю в 4200 рублей, а более бюджетное устройств TK-103B будет стоить 2500–3500 рублей. Китайские товары неплохо справляются со своей основной задачей — определением местоположения транспортных средств. При этом количество дополнительных функций сведено к минимуму, а стабильность работы, срок службы и условия обслуживания устройств оставляют желать лучшего.

Ценители высокого качества и надежности отдают предпочтение продукции европейских производителей. Стоимость таких товаров может превышать 15 000 рублей, однако покупатель за эти деньги приобретает точное и долговечное устройство, изготовленное с использованием самых современных технологий. Однако у оборудования есть и серьезный функциональный недостаток — зачастую оно не адаптировано к российским условиям эксплуатации.

В последние годы активную конкуренцию зарубежным поставщикам составили отечественные производители. Они предлагают потребителям изделия, которые по качеству и функциональным возможностям не уступают европейским, но отличаются более привлекательной ценой и адаптированы к работе в российских условиях. Средняя стоимость такого трекера держится на уровне 5000–7000 рублей. Наиболее популярными и позитивно зарекомендовавшими себя моделями являются АвтоФон SE+ Маяк, StarLine M17, GALILEOSKY v 5.0, ARNAVI-4.

Стоимость обслуживания систем GPS-мониторинга автотранспорта определяется тарифным планом мобильного оператора, а также объемом возможностей, которые предоставляются клиенту компанией-поставщиком. Наиболее высокая цена обслуживания у импортных (европейских, американских) устройств. Например, за обслуживание американского изделия Garmin GTU-10 придется платить 50 долларов в год. Если пользователь хочет получить доступ к истории перемещений автомобиля за последние 7 дней, то придется дополнительно вносить 5 долларов ежемесячно.

Отечественные и китайские поставщики оказывают услуги на более выгодных условиях. Компания GlobalSat предлагает бесплатный тариф для клиентов, которым нужно отслеживать до трех транспортных средств. Бесплатное обслуживание предусматривает хранение истории перемещений не более 24-х часов и не включает установку контроля геозон, предоставление отчетов и оперативных смс-оповещений. За возможность отслеживания неограниченного количества авто, доступ к любым отчетам, хранение истории перемещений более 12-ти месяцев и получение оперативных уведомление придется платить от 400 рублей в месяц.

Наиболее выгодные условия в настоящее время предлагает компания «АвтоФон». Доступная стоимость устройств мониторинга автотранспорта ГЛОНАСС/GPS/LBS этого производителя сочетается с бесплатным обслуживанием. Пользователям оборудования предоставляется бесплатный доступ к данным телематического сервиса «АвтоФон КСА». Определять местоположение транспортного средства можно через веб-интерфейс или специальное клиентское ПО, установленное на ПК, либо через мобильные приложения для iOS и Android. Абонентская плата отсутствует. Всем клиентам предоставляется услуга «АвтоФон-Реагирование»: специалисты диспетчерского центра бесплатно помогают найти угнанную машину с привлечением органов внутренних дел.

Итак, GPS/ГЛОНАСС мониторинг транспорта в Москве — это возможность защитить автомобили от угона, а также обеспечить эффективный контроль за работой сотрудников компании. Использование устройств слежения позволяет оптимизировать маршруты и графики передвижения транспортных средств, а также свести к минимуму хищения топлива и нецелевого использования рабочих машин.

Особенности отечественных систем мониторинга транспорта и контроля топлива

Для предпринимателей, которые хотят обеспечить эффективный контроль передвижения автомобилей, но при этом свести к минимуму закупочные и эксплуатационные расходы, лучшим решением является приобретение российских систем мониторинга транспорта, трекеры которых работают одновременно на модулях ГЛОНАСС и GPS. Отечественные разработчики учитывают условия использования оборудования и потребности заказчиков из РФ. Все устройства изготавливаются из высококачественных комплектующих, но поставляются по приемлемым ценам. Клиентам предлагаются выгодные условия обслуживания (бесплатное использование серверов компаний-поставщиков, отсутствие абонентской платы или доступные тарифы и др.).

Отличным примером решения как для частных, так и для корпоративных клиентов является устройство «АвтоФон SE+Маяк» с влагозащитным корпусом. Его стоимость составляет всего 5800 рублей. Это оборудование обеспечивает оперативность и высокую точность определения координат благодаря одновременному использованию трех навигационных сервисов: ГЛОНАСС, GPS и мульти-LBS.

Устройство поставляется уже настроенным и готовым к работе, в комплекте со специальной термостойкой М2М сим-картой, а также резервными батареями, на которых может работать в течение длительного времени (вплоть до 2-х лет) в режиме маяка, в случае отключения основного питания. Этот трекер может оповещать о начале движения транспортного средства, отличается надежной работой и устойчивостью к воздействию устройств глушения спутниковых сигналов и, благодаря встроенному микрофону, обеспечивает возможность удаленного уточнения обстановки рядом с автомобилем.

Для осуществления GPS/ГЛОНАСС онлайн-мониторинга машин собственнику достаточно бесплатно воспользоваться сервером контроля «АвтоФон КСА» или мобильным приложением «АвтоФон».

Читайте также:  Какие тормозные колодки лучше всего выбрать?

На пульсе автоперевозок: системы мониторинга

Развитие космической техники, средств связи и информатики позволило существенно усовершенствовать управление подвижным составом, повысить качество перевозок и их безопасность. Однако процесс «электронизации» автомобиля еще далек от завершения, считают специалисты. Чтобы понять, насколько далеко продвинулись телематические сервисы в сферу транспортной логистики, мы решили вспомнить историю создания систем мониторинга

Эксперты в области автоматического управления отмечают, что автомобильный транспорт с точки зрения телематики значительно уступает общепромышленным стандартам. Мешает множество скрытых протоколов: информация, передаваемая в CAN-шинах автомобилей разных марок, не стандартизирована, а существенно различается как самими данными, так и форматом, скоростью и алгоритмом передачи — словом, системы и идеи не дружат между собой. А вот специалисты в области систем транспортного мониторинга, напротив, уверены, что все вопросы межмашинного взаимодействия уже в скором времени будут решены.

С конца 1990-х, когда всерьез заговорили об автоматизации управления автопарками, вышло пять поколений систем спутникового мониторинга. Какие технические решения остались в истории, а каким пророчат новые горизонты? Для ответа на этот вопрос мы заглянули в архив журнала «Автопарк» и пообщались с компаниями-разработчиками.

СВЯЗЬ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ

О возможности удаленного мониторинга автотранспорта всерьез заговорили еще два десятилетия назад. Мирное использование космоса позволило создать системы глобального позиционирования, определяющие с небывалой ранее точностью местоположение стационарных и подвижных объектов на поверхности Земли, военные сняли ряд ограничений на гражданское использование данных позиционирования, а космическая техника сделала возможной и двухстороннюю передачу информации между любыми точками мира. Первой коммерческой системой спутниковой связи, в которой было реализовано кодовое разделение каналов, стала Omnitracs, предоставляющая услуги транспортным и судовым компаниям с 1988 года. Спутниковая система связи и мониторинга транспортных средств Euteltracs была развернута несколько позже — в 1991 году, фактически она представляла собой европейскую версию Omnitracs.

Информация, передаваемая в CAN-шинах автомобилей разных марок, существенно различается как самими данными, так и форматом, скоростью и алгоритмом передачи

Зона обслуживания этой спутниковой системы простиралась от Северного Ледовитого океана до Африки и от Атлантики до Урала и Сибири. В нашей стране услуги Euteltracs обеспечивала компания «Комбеллга». Центр управления, находившийся в Европе, был связан международными линиями с национальными сервис-провайдерами. А к ним, в свою очередь, тоже через наземные каналы подключены диспетчерские пункты автопредприятий или офисы компаний-грузоперевозчиков. Последняя миля — связь диспетчерских пунктов с региональным центром системы, находящимся в Москве, осуществлялась по обычным телефонным линиям с использованием модема или по сетям передачи данных. Спутниковой связью пользовались в основном международные перевозчики и транспортные компании, работающие в труднодоступных регионах. Машины, оборудованные системой Еuteltracs, отличались наличием массивной следящей антенны с механическим управлением. Оборудование было сравнительно громоздким, а связь — дорогой.

С увеличением зоны покрытия наземных сетей GSM-канал передачи сигнала спустился из космоса на Землю. А современные спутниковые системы связи («Гонец», Inmarsat) остались в узкой нише специальных применений.

Примечательно, что на рынке систем мониторинга доминируют лучше знакомые с реальными условиями отечественные производители и разработчики, что делает оборудование и услуги более финансово доступными.

В ПОМОЩЬ ДИСПЕТЧЕРУ

Среди старожилов российского рынка транспортной телематики стоит упомянуть компанию Omnicomm и группу компаний «ТехноКом». Компания Omnicomm создана в 1998 году. Ее генеральный директор и главный идеолог Борис Паньков (кстати, выходец из «Комбеллги») придумал некое решение для контроля работы автомобильного транспорта и спецтехники, позволяющее в режиме реального времени отслеживать местоположение мобильных объектов. В 2002 году компания вывела первую на рынке GSM-систему «Диспетчер». «Рынок диспетчерского оборудования на тот момент, конечно же, существовал, но был не таким всеобъемлющим, как сейчас.

Транспортная телематика все больше рассматривается как средство административного контроля

Перевозчикам не хватало информации о возможностях систем мониторинга», — рассказывает Станислав Емельянов, заместитель гендиректора компании Omnicomm. К тому же предлагаемые на тот момент системы отличались большим периодом времени между передачами данных местоположения и режимами получения данных по запросу.

С массовым распространением сетей GPRS выросла скорость передачи данных. Постепенно пришло понимание, что применительно к автотранспорту комбинация всех или отдельно названных факторов позволяет решить множество организационно-управленческих и прикладных задач. В перечень контролируемых параметров, помимо отображения на карте в режиме реального времени, добавились режимы работы двигателя, нагрузка на оси, скоростной режим и т. п. Словом, транспортная телематика все больше превращалась в средство административного контроля. Системы мониторинга стали интересны и муниципальным службам. В подтверждение приведем выдержки из архива нашего журнала. ГУП «Москоллектор», подключив навигационно-диспетчерскую систему CityPoint, получило экономию 102 000 руб. в год (на один автомобиль) за счет более рационального использования специального транспорта (см. «Автопарк» №7/2008). Компания IBF-Motors, внедрив систему мониторинга и управления автотранспортом Cyber Fleet (М2М телематика), получила возможность полностью автоматизировать процесс диспетчеризации, что способствовало повышению качества транспортных услуг (см. «Автопарк» №1/2011).

ТОПЛИВО НА КОНТРОЛЕ

Сегодня вряд ли найдешь перевозчика, считающего задачу экономии горюче-смазочных материалов второстепенной. Если говорить о контроле расхода топлива, то проникновение этой услуги на рынок прирастает темпом 7 % в год и на сегодняшний день составляет более 60 %. В системах контроля расхода, как правило, используются специальные высокоточные датчики. Устанавливаемые в дополнение к штатным, они позволяют фиксировать достоверные данные об уровне топлива, сливах и заправках при эксплуатации в любых дорожных условиях. Стоит отметить, что первой на рынке такое решение реализовала компания «Омникомм»: промышленная партия датчиков емкостного типа Omnicomm LLS представлена в 2003 году.

Важную роль в программном обеспечении для спутникового мониторинга играет картографическая основа

С этого момента, в принципе, применение емкостных датчиков в системах спутникового мониторинга транспорта стало стандартом отрасли. На сегодняшний день Omnicomm — это 600 тыс. проданных датчиков LLS по всему миру. В 2010 году датчик Omnicomm LLS был внесен в Госреестр средств измерений.

КАК СОБРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

За сбор и накапливание данных, получаемых с датчиков системы мониторинга, отвечает бортовой контроллер. Ранее, по причине слабого охвата территорий сетями мобильной связи, широко использовались контроллеры, которые накапливали данные во внутренней памяти. По возвращении объекта на место постоянной дислокации данные переносились на сервер по проводным каналам. Несмотря на определенные неудобства, подобные оффлайн-решения были достаточно востребованы на рынке, особенно в сегменте строительно-дорожной техники. Наш журнал следил за работой такой системы (Omnicomm FMS) на бульдозерах и экскаваторах (см. «Автопарк» №9/2008). Вот несколько фактов из отчета: ежемесячная экономия расходов на топливо за счет откорректированной нормы составила 4900 руб.; установлено два факта хищения топлива.

В то время как самые дешевые варианты контроллеров вообще не имели модуля передачи, их продвинутые версии оснащались некими беспроводными интерфейсами ближнего радиуса действия. Например, Omnicomm в 2007 году адаптировал к системе FMS технологию ZigBee. Беспроводная сеть ZigBee хоть и не обладала высокой скоростью передачи данных, но была надежной, живучей и при этом простой в развертывании и эксплуатации. Расстояние между рабочими станциями сети составляет десятки метров внутри помещений и сотни метров на открытом воздухе. Информация в диспетчерскую передавалась дистанционно при заезде машин в гараж. Немаловажно и то, что модуль ZigBee был очень компактным, это существенно упрощало его адаптацию к существующим в то время решениям Omnicomm.

В 2010 году компания выпустила совершенно новую линейку бортовых терминалов Omnicomm FAS. В системе появились такие функции, как определение географических координат (широта, долгота, высота над уровнем моря), для определения которых стали использоваться две системы — ГЛОНАСС и GPS. Среди других отличий терминала FAS стоит упомянуть считывание уникального номера идентификационного ключа водителя iButton, если применяется учет времени водителей. Но самое главное — это возможность пересылки данных по каналу GSM (работа по проводному каналу также сохранилась). Специальный тариф сотового оператора позволял сэкономить затраты на роуминг, минимизировав GSM-трафик. Неудивительно, что системой сразу заинтересовались международные перевозчики. Например, холдинг «Совтрансавто», установив на автомобиль MAN TGA комплект оборудования Omnicomm (датчик LLS, терминал FAS, индикатор объема LLD), за год получил экономию 1260 литров топлива (см. «Автопарк» №1/2012).

В системах контроля расхода топлива используются специальные высокоточные датчики

К слову, в то время у производителей большой европейской семерки начало развиваться так называемое встроенное оборудование — заранее заложенные в конструкцию автомобиля решения, которые с использованием соответствующего программного обеспечения позволяют осуществлять максимально полный контроль работы техники. Минус понятен — это идеальный вариант для монобрендового парка. Поэтому те компании, которые эксплуатируют разные марки подвижного состава, были и остаются приверженцами универсальных решений, предлагаемых на свободном рынке.

Сбор информации о работе транспортных средств — важная задача, но эта информация бесполезна без качественного программного обеспечения, обеспечивающего обработку данных и вывод нужных оператору параметров в удобном виде. Диспетчерское программное обеспечение — это то, что превращает набор программ и устройств собственно в систему мониторинга транспорта — ее лицо и залог эффективности использования.

Диспетчерское ПО для спутникового мониторинга автомобилей можно разделить на два типа. Первый тип — это когда клиентская часть устанавливается на компьютеры диспетчеров и локальные серверы предприятия. Второй тип предусматривает использование web-интерфейса, что позволяет избежать установки каких-либо компонентов и вести мониторинг с любого компьютера, подключенного к Интернету.

В то время как первый тип систем остается надежным решением для специальных применений, где использование каналов Интернета невозможно из-за низкого качества последней мили или запрещено нормативными актами, второй тип систем имеет ряд преимуществ и позволяет компаниям-операторам увеличить охват рынка, ускорить внедрение мониторинга, переводя его в разряд платной услуги.

САМЫЕ БЫСТРОРАСТУЩИЕ

Главные мировые тренды наших дней — облачные вычисления и мобильные технологии. На специализированной международной выставке-конференции «Навиторинг-2014» были представлены web-системы компаний Gurtam, ГК «Скаут», Omnicomm.

Облачный сервис Omnicomm Online был запущен в 2013 году и к настоящему моменту получил несколько обновлений. По сравнению с традиционными системами, у этого решения есть целый ряд существенных преимуществ. Во-первых, упрощается процесс установки системы — специалисты освобождаются от вопросов содержания и технического обслуживания серверов. При этом значительно снижается стоимость внедрения системы на предприятии — отсутствуют расходы на приобретение программного обеспечения.

Во-вторых, практически вся информация, доступная диспетчеру, может быть автоматически передана для обработки в любую стороннюю программу. Доступна привязка к топливным картам.

Терминал Omnicomm FAS имел возможность пересылки данных по каналу GSM

Наконец, поскольку Omnicomm Online является универсальным сервисом, к нему могут быть подключены навигационные терминалы сторонних производителей: АвтоГРАФ, Teltonika, GALILEO, Форт, Naviset, Штрих-ТахоRUS. Этот список постоянно пополняется. Все идет к тому, что к программному обеспечению Omnicomm можно будет подключить любой трекер и любые датчики уровня топлива.

Открытые протоколы программного обеспечения — одна из главных тенденций настоящего времени. «Большинство компаний, предлагающих услуги телематики, идут по пути открытости платформ, — отмечает Станислав Емельянов. — Клиенту это удобно: если его что-то не устраивает в обслуживании, можно легко уйти к конкуренту. При такой постановке вопроса компании всегда будут заинтересованы в повышении качества услуг». В этой открытости будущая перспектива, считает эксперт.

Ссылка на основную публикацию