Особенности и типы шин для внедорожников - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Особенности и типы шин для внедорожников

Типы шин для внедорожников, отличительные особенности автомобильной резины

Шины на легковом автомобиле предназначены для обеспечения плавности хода, играют роль своеобразных амортизаторов, от них в немалой степени зависит, как пассажиры будут себя комфортно чувствовать в пути, с какой максимальной скоростью машина сможет безопасно передвигаться. Но резина для внедорожников создана несколько для других целей, и в первую очередь должна обеспечивать проходимость, достаточную для преодоления трудных участков дороги.

Шины для авто повышенной проходимости различаются по типам в зависимости от их использования на дорогах, так же как и обычные легковые покрышки, могут быть летними, зимними и всесезонными. Существует авторезина с универсальными параметрами, есть тип покрышек, специально предназначенных для самого сурового бездорожья.

Виды авторезины для внедорожников

Не секрет, что из автосалонов кроссоверы, внедорожники и пикапы повышенной проходимости в основном выезжают на стандартных колесах, не предназначенных для эксплуатации по раскисшим грунтовым дорогам, преодоления снежных заносов, такая авторезина годится только для поездок по шоссе с ровным и сухим покрытием. Зато промышленностью для автомобилей SUV производятся покрышки разного назначения, в том числе и универсальные автошины, ведь не все модели авто 4х4 способны залезать в самую непроходимую топь и выезжать из нее без риска безнадежно засесть в грязи по самое «брюхо».

Вся резина для внедорожников по своей проходимости и назначению условно подразделяется на три основных типа:

  • шины для эксплуатации в городских условиях и на трассе;
  • универсальные покрышки, с одинаковым успехом применяемые и на асфальтовом покрытии, и на грунтовых дорогах;
  • авторезина, способная преодолевать труднопроходимые дорожные участки.

Настоящая грязевая резина для джипов отличается крупным рисунком, глубокими ламелями, способна обеспечивать надежное сцепление на мягком, рыхлом грунте.

Особенности резины для джипов

Вся авторезина для машин 4х4 по маркировке подразделяется на четыре основных класса:

К семейству HT (сокращенно от Half Terrain) относятся шины универсального назначения, они используются и на асфальте, и на грунте. Эта автомобильная резина характеризуется стандартным рисунком протектора, позволяет ездить безопасно с максимальной скоростью до 180 километров в час.

Тип High Performanse (HP) – премиальная авторезина, рассчитанная на езду по ровным шоссейным дорогам, достаточно часто имеет ассиметричный рисунок протектора, допускает разгон до 210 км/час. Купить такие шины дешево не получится, так как в их составе используются высококачественные компоненты, но цена оправдывается очень неплохими эксплуатационными характеристиками:

  • отличным сцеплением с твердым покрытием;
  • большим запасом скорости при довольно высоком уровне безопасности;
  • низким уровнем шума;
  • хорошей устойчивостью к аквапланированию.

AT – вариант, больше подходящий для бездорожья, но также покрышки неплохо себя ведут и на асфальте. Правда, ждать от таких шин высоких скоростей не приходится, безопасно ездить на автопокрышках можно до 160 километров в час.

И наконец, MT – настоящая резина для бездорожья, грязевые шины могут преодолевать песчаные и глинистые дороги, отличаются крупными грунтозацепами, широкими и глубокими канавками. Самый большой минус этого типа авторезины – неприспособленность для поездок по асфальту, так как она быстро изнашивается на твердой поверхности, издает сильный шум.

Преимущества и недостатки резины для внедорожников

У каждого типа шин для кроссоверов и внедорожников есть свои преимущества и недостатки, так плюсами покрышек HT считаются:

  • хорошее качение;
  • низкая шумность протектора;
  • отличное сцепление с дорогой.

Автошины AT – это в основном резина 50х50, по сравнению с HT она ведет себя хуже на асфальтированном покрытии, тем не менее, обладает неплохими скоростными характеристиками. В отличие от шоссейных покрышек «Айти» имеет более надежное сцепление с грунтом, обеспечивает лучшую проходимость.

Способность шин AT преодолевать бездорожье в немалой степени зависит от марки, такие бренды как Бриджстоун, Йокогама, Данлоп, Ханкук характеризуются универсальностью, они более соответствуют типу покрышек 50 на 50. Такая авторезина как Гудрич, Микки Томпсон, Максус, Гудиер, Купер производится с акцентом на бездорожье, в процентном соотношении примерно 60х40. Такие покрышки имеют лучшие характеристики для грунтовых дорог, чем для асфальта.

Шины MT также различаются по своему назначению, есть резина:

  • специально для езды по камню;
  • для глины;
  • для различного рыхлого грунта.

Резина MT обладает «зубастым» протектором, эффективными боковыми грунтозацепами, на некоторых моделях предусмотрены отверстия под шипы. Основными минусами грязевой резины являются:

  • невозможность ездить по асфальту, особенно на покрышках с «тракторным» протектором (появляются шум и вибрация);
  • отсутствие универсальности, так как для каждого покрытия разрабатывается свой тип шин;
  • быстрое истирание при езде по асфальту;
  • риск порезов об острые камни (шины хотя и эластичные, но очень мягкие).

Безусловно, специальные шины MT благодаря своему узкому профилю являются незаменимыми на определенном типе дорожного покрытия, но чтобы они не износились или не вышли из строя раньше времени, желательно иметь в запасе отдельные колеса для бездорожья (если есть финансовые возможности).

Автомобильная резина для Нивы

Отечественные автомобили Лада 4х4, ВАЗ-2121-21214, Niva Chevrolet и прочие АвтоВАЗовские внедорожники отличаются очень неплохой проходимостью и со стандартными колесами, а с грязевыми шинами и вовсе становятся настоящими вездеходами. Для автомобилей Нива предусмотрены два стандартных размера колесных дисков — R15 и R16, соответственно, основные параметры грязевых шин — 225/75 с диаметром R16 и 235/75 с 15-м размером. Для Нивы производители предлагают множество различных вариантов грязевых шин, но мы рассмотрим только некоторые модели:

  • Я-569 Medved;
  • Cordiant off Road;
  • Hankook Dunopro RT03;
  • Federal Couragia.

Грязевые покрышки Лада Нива на 80% рассчитаны для эксплуатации по бездорожью и лишь на 20% – для езды по шоссе. Самый бюджетный вариант шин MT – от 3,7 тыс. рублей за одну покрышку (это Я-569), авторезина 235/75 R15 устанавливается практически без лифта, но придется дорабатывать арки.

Неплохой вариант для Лады 4х4 – «внедрение» резины Кордиант офф Роуд (как альтернатива более дорогим шинам Гудрич), выполнив небольшой тюнинг, на машину уже можно установить покрышки 16-го диаметра. Только за счет одной резины клиренс вырастает на 30 мм, а с помощью дополнительного лифтинга дорожный просвет получается еще выше. Установка Ханкук RT03 требует лифта не менее 50 мм, эти грязевые покрышки отлично самоочищаются от глины, неплохо преодолевают жижу, но несколько «плывут» по грязи. Ощутимый плюс этих шин – достаточно малый износ протектора на асфальте, хотя для серьезных внедорожных испытаний хотелось бы выбрать резину солиднее.

Шины Федерал Коугария – самые «проходимые» из всех рассматриваемых моделей, отличаются очень крупным рисунком протектора, внушительными грязезацепами, мягким и эластичным материалом. Размер этих автошин — 205/80 R16, в любом случае при установке покрышек придется поработать с машиной, в частности, подрезать арки. Резина Federal мало пригодна для шоссе, и если на ней часто ездить в городе или по трассе, ее хватит примерно на 30-40 тыс. км.

Выбор шин для внедорожников по сезону

Как и для обычных легковых авто, для внедорожников выпускается три типа резины:

Все летние шоссейные покрышки и шины 50х50 обеспечивают надежное сцепление с дорогой, а резина, ориентированная на джипы премиум-класса, обладает скоростными характеристиками, позволяет достаточно эффективно тормозить, безопасно себя чувствовать водителю и пассажирам в пути. Наиболее популярные лидеры среди «асфальтовых» покрышек — Данлоп SP Quattro Max, Континенталь ContiCrossContact и Бриджстоун Dueler H/P 680.

Говоря о всесезонных шинах, следует упомянуть резину M+S (грязь плюс снег), она обычно устанавливается с завода на американских джипах. Такие покрышки в основном подходят для летней эксплуатации и теплой зимы, во многих российских регионах ее использовать не стоит – шины не смогут выдержать температурные нагрузки. Для заснеженных зим и крепких морозов лучше всего подходят шипованные автошины с большим количеством цепляющих кромок, с широкими ламелями, крупными «шашечками».

Важно, чтобы от холода зимние покрышки не дубели, так как на жесткой резине машина становится плохо управляемой, надеясь на эффективность торможения, можно довольно легко попасть в ДТП. Чтобы зимние покрышки не подводили в дороге, не следует экономить на них, соблазняясь на низкую цену, а перед покупкой не будет лишним проконсультироваться у профессионалов своего дела (например, у продавцов крупного шинного центра или у шиномонтажников).

Понижение давления в шинах

Один из способов улучшить проходимость авто – понизить давление в колесах, снижение даже до 1 Атм значительно улучшает сцепление с грунтом, дает возможность гораздо легче преодолевать грязевые дорожные участки. Но увлекаться таким методом не стоит, потому что у него есть свои «подводные камни»:

  • покрышка при низком давлении может соскочить с диска, и при отсутствии запаски соответствующего размера придется в пути заниматься перебортировкой;
  • приспущенную шину легко повредить острым камнем или толстой веткой;
  • между колесным диском и бескамерной покрышкой может запросто набиться грязь, в этом случае потеряется герметичность прилегания резины к ободу диска, и накачать колесо будет весьма проблематично.

Логичнее всего приспускать шины непосредственно перед преодолением трудного участка дороги, а сразу после его прохождения вновь накачивать колеса.

Выбор шин для автомобиля УАЗ Патриот

Правильный выбор авторезины для машины УАЗ очень важен, от того, какие шины будут стоять на ульяновском внедорожнике, зависит, как себя авто будет вести на дороге. На Патриоте штатно устанавливаются колесные диски R16 и R18, для автомобиля из предлагаемого производителями ассортимента можно выбрать как грязевую, так и шоссейную резину. Для трассы удобнее использовать колеса 16-го диаметра, так как они обладают перед 18-ми шинами преимуществами:

  • дешевле стоят в магазинах;
  • мягче едут по асфальту;
  • на такой размер больше выбор авторезины и колесных дисков;
  • сами покрышки надежнее держаться на дисках;
  • колеса обеспечивают лучшую динамику за счет небольшого веса, соответственно, получается меньший расход топлива.

Выбирая резину по ширине, нужно учитывать, что широкие покрышки хорошо себя ведут на песке, снегу, сыпучем грунте, асфальте, узкие шины отлично подходят для ледяной дороги и жидкой грязи. Также при выборе шин следует обратить внимание на профиль: конечно, большие низкопрофильные колеса – это красиво и престижно, но по дороге машина на них будет ехать жестко, «ловить» каждую кочку.

Типоразмер шин зависит от диаметра дисков, на R16 можно без лифта устанавливать резину 235/75, 235/70, 245/75, 245/70, 235/85, 255/70, 265/75, 265/70, для R18 подойдут покрышки 245/65, 245/60, 255/70, 255/65, 285/65, 285/60, 275/65, 275/60. Нужно учитывать, что слишком большие колеса могут тереться об арки на кочках, и вообще рекомендуется на лето устанавливать колеса на 18-х дисках, на зиму — на 16-х.

Если водитель УАЗ Патриот в основном эксплуатирует автомобиль по городу и на трассе, лишь изредка выезжает на бездорожье, лучше всего на машину ставить шоссейную резину или AT, а для улучшения проходимости оснастить шины цепями. Покрышки MT больше нужны для заядлых охотников/ рыболовов, используются на соревнованиях. При выборе зимней резины УАЗ для ледяного покрытия лучше забыть о «всесезонке» и AT, в этом случае подходит только шипованная резина. И для льда не нужно брать очень широкую авторезину, с дисками R16 хорошо сочетаются покрышки 245/70, желательно, чтобы они были не шире размера 255.

Читайте также:  Как приобрести дешевые запчасти для автомобиля?

Покупка шин для внедорожника

Приобретая покрышки для своего авто, каждый автовладелец обращает внимание на следующие моменты:

Бывалые водители советуют не покупать сомнительно дешевую импортную резину, как правило, она не отличается высококачественными материалами, сама по себе достаточно жесткая. Среди отечественных изготовителей продукции с хорошей стороны себя зарекомендовали Ярославский и Омский шинный завод, к тому же отечественные шины для повышения проходимости всегда можно доработать, лишь бы были умелые руки и терпенье:

  • увеличить число канавок («порезать» шину);
  • уменьшить количество протекторных «шашечек» для лучшего грунтозацепа.

Очень дорогую резину раскрученных брендов приобретать стоит только при наличии свободных денег, многие водители считают такую покупку неоправданной тратой средств. В этом случае разумнее купить отдельно два комплекта колес – «шоссейки» и грязевые, по мере необходимости «переобувать» автомобиль. И конечно, для зимы должна быть зимняя резина, а для лета – летняя, всесезонные покрышки в условиях российского климата не оправдывают больших ожиданий в любое время года, или на них приходится ездить достаточно осторожно.

Маркировка шин для внедорожников и кроссоверов: что она обозначает?

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как выглядит основная маркировка шин
  • Что означает та или иная маркировка шин для внедорожников и кроссоверов
  • Как выбрать подходящие шины для внедорожника и кроссовера
  • Какой класс шин лучше всего подходит внедорожникам и кроссоверам по мнению автовладельцев

При выборе покрышек для своих автомобилей водители часто совершают серьезную ошибку – покупают первые попавшиеся, ориентируясь только на фирму и размер. Подбирая резину, очень важно учитывать, для какого покрытия она предназначена. Здесь на помощь приходит маркировка шин для внедорожников и кроссоверов.

Как выглядит основная маркировка шин

Расшифровка маркировки – непростая задача для многих автовладельцев. Большая часть людей не понимают, что обозначает тот или иной знак на боковой стороне шины. Однако владеть данной информацией желательно каждому водителю. С помощью этих знаний вы сможете выбрать самые подходящие под потребности вашего внедорожника или кроссовера покрышки. Такая маркировка шин называется «типоразмер», и может выглядеть, например, так:

205/55 R16 91 V

205 — ширина покрышки (мм)

55 — пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В данном примере маркировки оно составляет 55%. Чем больше этот параметр, тем выше будет покрышка, и наоборот. Ширина шин при этом может быть одинаковой. Как правило, данную величину называют «профилем». Это относительная характеристика, на которую важно обращать внимание при подборе резины. Так, если вы поставите на внедорожник или кроссовер шины типоразмера 215/55 R16 вместо 205/55 R16, то не только ширина покрышки будет больше, но и высота.

Подобная ситуация недопустима – кроме тех случаев, когда оба таких размера указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если такого соотношения там нет (к примеру, маркировка 185/R14С), значит, оно составляет 80-82%. Шина в этом случае будет называться «полнопрофильной». Усиленную резину с такой маркировкой обычно ставят на микроавтобусы и легкие грузовые авто, где имеет большое значение максимальная нагрузка на колеса.

R – шина с радиальным кордом. Большинство людей считают, что R – это радиус покрышки, однако это неверно. Данный параметр обозначает именно радиальную конструкцию. Существует также диагональная конструкция (D), однако в настоящее время резину с ней почти не выпускают. Это связано с тем, что ее эксплуатационные показатели намного хуже.

16 – диаметр диска (колеса) в дюймах. Не радиус, а именно диаметр! Такие обозначения в маркировке тоже часто путают. Это внутренний размер покрышки или наружный у диска («посадочный» диаметр резины).

V – индекс скорости автошины. Чем выше этот показатель, тем большую скорость можно развивать при езде на такой резине (в нашей ситуации ИС – V–до 240 км/ч). Важно отметить, что индекс – это параметр, с помощью которого производитель дает гарантию, что покрышки будут работать нормально при постоянном движении внедорожника или кроссовера с установленной скоростью в течение нескольких часов.

Рекомендуем

91 – индекс нагрузки. Данная характеристика маркировки определяет предельно-допустимую норму веса на колесо. Этот показатель не имеет решающего значения при подборе покрышек для легковых машин. Как правило, его делают для них с запасом (в нашей ситуации ИН — 91 — 615 кг). Для небольших грузовиков и микроавтобусов этот показатель очень важен, и его нужно обязательно учитывать.

Специальная маркировка шин для внедорожников и кроссоверов

Невозможно выбрать универсальную резину, которая будет подходить для поездок по городу и по бездорожью одинаково хорошо. Это относится как к городским авто, так и к внедорожникам и кроссоверам. Есть виды шин, которые можно использовать исключительно в первом или втором случае, а бывают такие, которые в различной степени подходят к любым дорогам. Расшифруем их маркировку.

    ШиныH/P (High Performance)

Данная маркировка означает, что это покрышки для поездок по асфальтированному шоссе. Качество и скоростные характеристики таких моделей близки к легковым гоночным разновидностям. Они демонстрируют высокую скорость и отличные показатели при динамичной езде на внедорожнике или кроссовере. У этих шин есть 3 отличительных особенности: низкий профиль протектора, бесшумность и обеспечение отличного сцепления с дорожным покрытием. Скоростной индекс – минимум 210 км/ч.

Покрышки с такой маркировкой можно использовать только для асфальта. У H/P слабо защищенные боковины, поэтому эксплуатировать их на грунтовке практически невозможно. Эти шины подходят для водителей, предпочитающих спортивный вид вождения на больших скоростях.

Протектор у такой резины в основном неглубокий, что обеспечивает хорошее сцепление с дорогой. Небольшой размер протекторных блоков позволяет повысить безопасность при движении. За курсовую устойчивость отвечают круговые канавки. Большинство модификаций выпускаются с водоотводящими бороздками, особенно развитыми на «дождевых» моделях. Плечевых блоков почти нет.

На покрышках для внедорожников и кроссоверов протектор бывает довольно разным, с использованием любых имеющихся видов рисунков. Хотя обычно покрышек с таким типом маркировки он ассиметричный.

ШиныHT, H/T, HT+ (Half Terrain)

Такая маркировка на шинах обозначает, что их можно эксплуатировать на асфальте, дорогах с грунтовым и плохим качеством покрытия. Для бездорожья подобные изделия использовать нельзя. По сути, это шоссейная резина. Скоростной предельный индекс – S (180 км/ч). Шины подходят для внедорожников любого класса.

Как правило, по шоссе ездят скоростные седаны. Но изготовители покрышек также должны принимать во внимание пожелания владельцев авто при производстве своей продукции. В настоящее время существует большое количество кроссоверов, которые могут ездить с большой скоростью, несмотря на тяжелую массу. В связи с этим возникла необходимость выпускать особый вид авторезины для таких автомобилей. Так и появилась маркировка НТ.

Рисунок протектора очень похож на тот, что используют для легковых машин. Однако имеется и несколько отличий. Так, у этих шин намного выше профиль и более жесткие боковины.

Протектор у Н/Т, как правило, состоит из 4-5 тонких ребер с плотным прилеганием блоков, имеет широкие канавки по центру для отвода воды и понижения аквапланирования, а кроме того большое количество поперечных бороздок. Рисунок истирается довольно быстро, если использовать такие шины не по назначению. В этом случае новые покрышки для внедорожника придется заменять буквально через сезон.

ШиныA/T (ALL-TERRAIN)

Такая маркировка указывает, что это «всегрунтовые» универсальные покрышки для внедорожников и кроссоверов. Резина подходит для дальних путешествий и экспедиций, в которых предполагаются длительные асфальтовые перегоны, чередующиеся с умеренным бездорожьем. Такие шины оснащены мощным кордом, который не расползается при долгой езде на низком давлении. Рисунок протектора более разрежен, чем у шоссейных покрышек, что обеспечивает беспроблемное передвижение по бездорожью.

Улучшение грязевых характеристик влияет на ряд других параметров. Из-за увеличения массы шины повышается расход топлива. Более твёрдая смесь и усиленный корд приводят к ухудшению управляемости при движении на высоких скоростях. Что касается уровня шума, то он немного выше, чем у шоссейных видов резины. В настоящее время производители решают эту проблему и уже добились хороших результатов. Покрышки с этой маркировкой можно использовать для кроссоверов любого класса. Скоростной индекс А/Т не меньше Q (160 км/ч).

Рекомендуем

«Грязевая» резина для кроссоверов и внедорожников, или, точнее сказать, «более грязевая». С шинами с маркировкой А/Т у нее только одно отличие – сильно развитый протектор. Зато почти одинаковый корд, состав смеси, радиальная структура каркаса. Большая часть моделей М/Т имеет более крепкую боковину. Для смешанной эксплуатации, производителем, как правило, рекомендуется определенное её соотношение (к примеру, 20% асфальтированного покрытия, 80% бездорожья). Это приблизительные цифры, но, тем не менее, на них можно ориентироваться.

Покрышки с маркировкой М/Т также можно использовать и для длительных экспедиций. А точнее, для заранее проложенных маршрутов. Это связано с тем, что Мud-Terrain намного быстрее истирается на асфальтированной дороге, чем на бездорожье, не пасуя на пластичном грунте. При резком торможении и прохождении поворотов на высокой скорости на асфальте (особенно мокром), шины ведут себя хуже, чем А/Т. Резина обладает высокой шумностью, которая только увеличивается по мере изнашивания. Но это самый лучший выбор для различных экспедиций и «покатушечников».

Производители рекомендуют устанавливать М/Т на автомобилях, которые специально подготовлены к условиям бездорожья. Их эксплуатируют на глинистых, песчаных и топких грунтах, а также на горной местности. У шин с такой маркировкой обычно протектор с «тракторным» рисункам и есть дополнительная защита боковины от повреждений.

ШиныX/T (EXTREME-TERRAIN)

Это по большей части собирательное название всех видов экстремальных грязевых покрышек для внедорожников, а не настоящая маркировка. Грязевые шины, которые обладают большими возможностями на бездорожье, зато на асфальтовой дороге имеют гораздо худшие показатели.

Кроссоверы с такими покрышками отлично едут по грязи, а вот на трассе резина показывает себя очень плохо. Шины воют, не тормозят, сильно повышают расход топлива, а также быстро изнашиваются.

Как выбрать подходящие шины для внедорожника и кроссовера

Водителям часто кажется, что выбрать резину по маркировке – дело довольно простое и понятное. Однако это не совсем так. Производители предлагают большое количество покрышек всех видов, рисунков протектора и разных ценовых категорий. Как выбрать из них самые подходящие для вашего внедорожника или кроссовера? Наш ответ: ориентируйтесь на стоимость. Если одна модель стоит в 1,5 раза больше, чем другая, значит и служить она будет примерно настолько же дольше. А износ для резины с агрессивным рисунком протектора – это очень критично.

Читайте также:  Тюнинг кузова легкового автомобиля

Начинающие ездить по бездорожью водители часто совершают ошибку, устанавливая покрышки с маркировкой для внедорожной езды на обычный седан. Им кажется, что здесь нет ничего страшного. Типоразмер у них одинаковый, значит это допустимо. Но тут все сложнее. Агрессивные шины хорошо ведут себя на тотальном бездорожье – лесах, полях и реках – так как у них хорошее сцепление с грунтом. Но такое грунтовое сцепление быстро убивает сцепление трансмиссионное. На МКП начинают гореть накладки диска, а на АКП – фрикционы. Также чрезмерные нагрузки плохо влияют на трансмиссию в целом. Происходит износ шлицевых соединений, разваливаются подшипники… По этой причине экстремальную резину на внедорожник устанавливают с заменой передаточного отношения в трансмиссии.

Кроме того, стоит учитывать отношение массы внедорожника или кроссовера к эластичности покрышек. У грязевой резины усиленный диагональный каркас и боковины. Если устанавливать шины с маркировкой М/Т или Н/Т на легкий автомобиль, то уже при первом снижении давления оказывается, что под небольшой массой машины они не плющатся, пятно контакта не увеличивается. Это значит, что их КПД на бездорожье тоже будет невысоким. Таким образом, приобретая резину, не стоит акцентировать внимание на больших грузозацепах. Лучше подойти к выбору рационально.

Существует ряд рекомендаций по покупке шин для бездорожья:

  • Нужно решить, важны ли для резины скоростные качества и как часто предполагается езда по городу.
  • Для спортивного использования внедорожника или кроссовера нужно выбирать резину с маркировкой для тех видов грунта, по которому планируется ездить.
  • Подумайте, часто ли вы будете преодолевать бездорожье и грязь, или же это будут одиночные поездки на рыбалку, в лес.
  • Покрышки с маркировкой 3PMSF (Three Peak Mountain Snow Flake) – это зимняя резина для внедорожника, которая обладает химическими свойствами для не летних температурных режимов.
  • Часть владельцев легковушек и кроссоверов ошибочно полагают, что если установить внедорожные шины на зиму, то это улучшит проходимость и устойчивость автомобиля в этот период. Однако размер покрышки и качество резины должны соответствовать модели автомобиля и погодным условиям. Из-за неверного выбора маркировки шин ухудшается сцепление с дорожным покрытием, что повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Также это приводит к быстрому износу резины, что выливается в дополнительные расходы.

Люди по незнанию охотно покупают сильно изношенные шины для своих авто за половину стоимости, считая, что совершили выгодную сделку. Однако, реальная цена такой резины – 20% от номинала, и то при условии, что автомобиль будет ездить только по грунтовке. Наша последняя рекомендация: не покупайте секонд-хенд.

Как выбрать шины для внедорожника

Выбор резины для внедорожника начинается с понимания возможностей конкретной модели и производится в зависимости от потребностей владельца джипа (кроссовера, паркетника).

Если раньше внедорожники являлись автомобилями, предназначенными и используемыми для передвижения в условиях бездорожья, то сейчас все больше жителей мегаполисов и небольших городов приобретают джипы для езды в городских условиях. Такой выбор обусловлен желанием подчеркнуть собственный статус, а также большей вместимостью крупного автомобиля – а именно таковым изначально был внедорожник.

Со временем производители учли потребности автолюбителей, предпочитающих внедорожники для передвижения по городу, и создали городские вариации на тему джипа – паркетник, кроссовер. В конструкцию исходного внедорожника были внесены изменения, некоторые свойства внедорожника были исключены для обеспечения качеств, более нужных для езды в городском цикле – скорость, управляемость на асфальте, экономия топлива, маневренность.

То есть, некоторые модели «внедорожника» могут использоваться и используются для езды по сильно пересеченной местности, другие же модели редко используются или же вообще не используются для езды по бездорожью.

Сезонность

В первую очередь на выбор резины для джипа влияет сезонность – время года и погодные условия, в которых будет эксплуатироваться внедорожник. Стоит учесть, что климат некоторых регионов РФ значительно отличается от климатических условий тех стран, для которых выпускают, так называемые «всесезонные шины» американские и европейские производители.

Всесезонные шины теряют большую часть своих эксплуатационных характеристик еще до того, как температура приблизится к нулю – достаточно мягкая резина дубеет на морозе, в результате чего теряется управляемость, ухудшается сцепление с дорогой. Шины, на которых стоит маркировка «M+S», что значит Mud и Snow (грязь и снег) предназначены для «мягкой» зимы, которая обычно наблюдается в США.

В России подобный климат зимой может присутствовать только в самых южных регионах, да и то не всегда. Поэтому – для русской зимы внедорожник «обувается» в зимнюю обувь, а летом – в летнюю.

Типоразмер и качество

Соблюдение рекомендаций производителя относительно используемых шин важно для владельцев внедорожников даже в большей мере, чем для седанов, хэтчбеков и прочих чисто городских автомобилей. Помимо соответствия рекомендуемым размерам, важно соблюсти соответствие индексов нагрузки и скорости, поскольку практически любой внедорожник имеет значительный вес. Соответственно, «внедорожная» резина должна выдерживать нагрузки, связанные с особенностями параметров внедорожника – мощностью двигателя, скоростными режимами, стилем управления.

О том, как подобрать типоразмер, более подробно можно прочитать в статье «Как разобраться в маркировке шин».

Не последнее значение имеет и качество резины для джипа, традиционно определяемое ценой (известностью бренда производителя). Недорогие покрышки, изготовленные трудолюбивыми китайцами, могут сильно разочаровать владельца джипа, несмотря на то, что внешне они являются практически точной копией шин, сделанных в Америке или Европе. В дорогих шинах используется более эластичная резина, обеспечивающая хорошее сцепление с дорогой.

Типы шин для внедорожников

Как и в случае с городскими автомобилями, выбрать для внедорожника резину, которая бы одинаково хорошо подходила для езды по бездорожью и для поездок по городу, невозможно. Поэтому существуют шины, которые подходят исключительно для первых или для вторых случаев, а также шины, которые в различной степени подходят для городской езды и для бездорожья.

Шины Highway Terrain (H/T)

Шины имеют маркировку H/T (Highway Terrain – шоссейные), и в большей степени предназначены для езды по асфальту. Формулировка «в большей степени» означает, что такие шины отлично подойдут для владельца внедорожника, который 80% времени передвигается в условиях города, лишь иногда (20% времени) проезжая по грунтовым дорогам.

Внешне такие шины отличаются от резины, предназначенной только для езды по асфальту, более глубоким рисунком протектора. Направление ламелей гарантирует отличное сцепление с асфальтированной дорогой практически при любом уровне влажности. Естественно, при выезде на грунтовую дорогу управляемость автомобиля несколько снижается.

Шины High Performance (H/P)

Резину этого типа сложно назвать «внедорожной», шины с маркировкой H/P (High Performance – высокопроизводительные) могут эффективно использоваться только на ровной асфальтированной дороге хорошего качества. Такие покрышки, как правило, устанавливают на автомобили сегмента «премиум-класса», которые никому не придет в голову эксплуатировать на охоте и просто ездить по бездорожью. Рисунок протектора на шинах H/P, преимущественно, ассиметричный, поскольку ровная, хорошая трасса располагает к скоростной езде.

Шины All Terrain (A/T)

Маркировка A/T (All Terrain – местности любого типа) означает, что внедорожная резина подойдет водителю джипа, который используется и в городе, и на бездорожье (где-нибудь, в области). Адаптация к грунтовой дороге составляет 50%, настолько же шины адаптированы для передвижения по асфальту.

Рисунок протектора у резины A/T отличается наличием массивных блоков, которые разделяют довольно широкие каналы (благодаря чему обеспечивается высокий уровень проходимости, а колеса могут самоочищаться). Однако, на самом деле, достаточно сложно в равной степени адаптировать шину для «All Terrain» – для всех типов дорог. На асфальте такие шины отличаются несколько повышенным уровнем шума, зато, если на асфальтной дороге образуется «каша» из снега или попадается грязь – водитель джипа с такой резиной даже не заметит помех.

Шины Mud Terrain (M/T)

Если на боковой поверхности шины для джипа имеется маркировка M/T (Mud Terrain – грязная местность) – это означает, что потребитель разглядывает «внедорожную» резину в чистом виде!

Шины M/T сообщают внедорожнику отличную проходимость по местности, где грунтовые дороги отличаются крайне низким качеством или вообще отсутствуют. Однако такая резина в наименьшей степени малопригодна для эксплуатации по асфальтированной дороге (комфорт, скорость и управляемость создают ощущение езды на тракторе, сильный шум).

Хотя принято считать, что процентное соотношение передвижения по дорогам обоих типов соответствует 80%/20% (где 20% – езда по асфальту), резина должны выдерживать продолжительные поездки по асфальту. Но, твердое покрытие (асфальт) приводит к быстрому разрушению шин, чем быстрее скорость – тем быстрее шум и износ. Внешне резина M/T отличается очень крупным рисунком протектора – крупные блоки, широкие канавки для самоочищения.

Заключение

Другими словами, любые попытки сделать внедорожные шины «универсальными» приводит к частичной потере определенных качеств, которые нужны для передвижения в тех или иных условиях. Крупный рисунок протектора повышает проходимость по бездорожью, но снижает уровень комфорта и управляемость на асфальтированной трассе. Шины для джипа, больше предназначенные для городской езды, практически не приспособлены для поездок по грунтовым дорогам.

Однако резина для езды в смешанном цикле пользуется большим спросом, что обусловлено более высокой проходимостью внедорожника. Кроме того, именно джипы чаще всего выбирают для езды по областным дорогам и для путешествий по бездорожью. Даже «паркетник» более приспособлен для передвижения в условиях сельской местности, чем любой из автомобилей «городского» типа.

Особенности шин для внедорожников и полноприводных авто

Выбирая покрышки, автомобилист традиционно руководствуется такими критериями как продуманность рисунка протектора и высокое качество резиновой смеси. Но какие нюансы стоит учесть владельцам полноприводных машин и внедорожников 4×4? Это особый тип автомобилей, преодолевающих различные дорожные препятствия. Давайте рассмотрим ключевые особенности выносливых колес.

Резина для авто с полным приводом и внедорожников делится на несколько категорий, для каждой из которых существует определенное обозначение.

Н/Р (High Performance)

Шины с такой маркировкой обладают оптимальными характеристиками для езды на асфальтированных дорогах. По основным свойствам и конструкции эти покрышки максимально приближены к легковым моделям. Они обеспечивают прекрасную динамику движения. Благодаря тому, что резина Н/Р отлично ведет себя на ровном шоссе, ее также называют шоссейной. Ее протектор лаконичный и неглубокий, без агрессивной ламелизации и крупных деталей. Данный тип колес демонстрируют низкий уровень шума при езде, стабильную управляемость и надежное сцепление.

► Шоссейные покрышки – это классический вариант для комфортных и безопасных поездок по асфальту.
► Не самое лучшее решение для загрязненных дорог и размытых грунтовых участков. В таких условиях водитель сможет рассчитывать только на полный привод.
► Слабо выраженный рисунок протектора показывает хорошие сцепные свойства на сухой или мокрой трассе. Но с грязью на бездорожье такая резина вряд ли справится, поскольку ей не хватит высоких показателей проходимости.
► Эти шины целесообразно использовать в качестве зимней «обуви» для внедорожника.

Н/T (Highway Terrain)

Эти автопокрышки лучше всего контактируют с твердым дорожным полотном. Мы не советуем ставить на внедорожник шины Н/T, если вы планируете ездить на проблемных грунтовых дорогах с глубокими колеями и обильной грязью. Но легкое бездорожье данный тип одолеет, при условии, что модель имеет усиленную боковину. В целом Highway Terrain – это шоссейная авторезина, для которой характерен невысокий рисунок протектора, хорошая маневренность и широкий диапазон скоростей.

A/T (All Terrain)

Такая маркировка говорит об универсальности резины. Это значит, что шины адаптированы к различным дорожным условиям, в том числе – к езде по асфальту и легкому бездорожью. Протектор универсальных покрышек разделен на большое количество ламелей. Он более рельефный, цепкий и высокий. Кроме того, рабочая поверхность данных колес дополнена упрочненными элементами, которые защищают боковину от повреждений. Резина A/T, выдерживающая серьезные нагрузки, разработана для повседневной эксплуатации. На ней можно перемещаться по каменистой и песчаной местности, на твердом и грунтовом покрытии. Но эффективность All Terrain сомнительна на дорогах с глиной.

► Специалисты рекомендуют универсальные шины начинающим покорителям бездорожья.
► Протектор внедорожных колес A/T оборудован крупными шашками, что позволяет маневрировать на твердом сухом или мокром асфальте, размытой грунтовке и дорогах, покрытых грязью или песком.
► Функциональность зимних моделей неутешительна: они плохо реагируют на обледенелое или заснеженное покрытие, ухудшая качество сцепления.

M/T (Mud Terrain)

Это специальные грязевые покрышки, предназначенные для езды по бездорожью. Они отличаются более жестким составом резиновой смеси и упрочненной конструкцией с крупными боковыми грунтозацепами. Такие шины стоит выбрать владельцам внедорожников, для которых большую роль играет повышенная проходимость в сложных дорожных условиях. За счет ярко выраженного рисунка протектора резина Mud Terrain не забивается грязью, глиной и слякотью. Данный тип колес предпочтителен при езде по заболоченным и разбитым дорогам. Но есть и определенные предостережения, о которых напоминают эксперты. Грязевая резина теряет сцепные свойства на льду и асфальтированном покрытии. Причина тому – слишком твердая структура и специфичный протектор, которые сделают вождение как минимум некомфортным.

► Высокая проходимость в грязи, которую обеспечивает твердый и грубый протектор с боковыми грунтозацепами и массивными ламелями.
► Подходят для профессиональных соревнований, покорения серьезного бездорожья, гор и каменистой местности.
► Достойные показатели самоочищения: при движении грязь и глина быстро вытесняются из пятна контакта и углублений протектора.
► Шины M/T характеризуются высокопрочной конструкцией, снижающей риск прокола резины. Зачастую такие покрышки служат достаточно долго – усиленные боковины гарантируют продолжительный срок эксплуатации.
► Зимой работоспособность грязевой резины значительно ухудшается. Это легко объяснить особенностями ее строения и состава. Шины Mud Terrain лишены эластичности, которая спасает колеса в холодную погоду. А массивный протектор увеличит тормозной путь авто на снегу и льду, поэтому о резком маневрировании можно забыть.

Экстремальные шины

Это отдельный класс покрышек с наиболее мощным, глубоким и агрессивным грязевым протектором тракторного типа. Такие колеса разработаны специально для прохождения полного бездорожья. Их часто ставят на машины, участвующие в трофи-рейдах. Кроме того, это удачное приобретение для любителей внедорожного туризма. Обладая повышенной проходимостью и уникальным дизайном, экстремальные шины уверенно чувствуют себя в грязи, на глине, мягком грунте и каменистых участках. Они производятся из жесткой резины, противостоящей различным повреждениям. Но, увы, крайне нежелательно использовать данный тип покрышек на асфальте.

Особенности классификации внедорожных шин

Сегодня выбор внедорожной резины весьма велик. Какую модель предпочесть, чтобы она максимально полно отвечала поставленным перед ней задачам?

Начинающий покоритель бездорожья часто сталкивается с тем, что стоковая шоссейная резина его внедорожника не едет по грязи. Ну то есть вообще! Уныло прокручивается в мокрой глине, никак не способствуя продвижению машины вперёд, причём ни накачанная до рекомендованного асфальтового давления, ни спущенная до грязевого. Глядя на это, сама собой возникает мысль поменять бесполезные «бублики» на что-то более зубастое. И вот тут начинается самое интересное. Потому что вариантов вроде бы много, но подобрать шины под свои индивидуальные условия эксплуатации — дело непростое, требующее неторопливого и вдумчивого подхода. Так вот, для того чтобы разобраться, для чего нужна та или иная резина, давайте кратко разберём особенности трёх наиболее распространённых её внедорожных типов.

Для тотального бездорожья и трофи-рейдов используется максимально
агрессивная грязевая резина. Для увеличения проходимости
её протектор ещё больше прореживают

Для внедорожного туризма лучше подходит резина смешанной
эксплуатации с маркировкой М/Т

Дословно «всегрунтовая». Этот универсальный тип создан для экспедиций и дальних путешествий, которые предполагают долгие асфальтовые перегоны, перемежающиеся умеренным бездорожьем. Корд такой шины достаточно мощный, чтобы не расползаться при долгом движении на низком давлении. Рисунок протектора более разрежен, чем у шоссейной, и позволяет без особых проблем передвигаться по бездорожью. Но, как и следовало ожидать, за улучшение грязевых характеристик приходится платить. Правда, немного. Из-за большого веса шины увеличивается расход топлива, а мощный корд и более твёрдая смесь приводят к снижению управляемости на высоких скоростях. Вы спросите, а как же шум? Да, его уровень повыше, чем у шоссейных моделей, но, во-первых, ненамного, а во-вторых, производители упорно работают над его устранением и уже сумели достичь определённых результатов. И ещё один приятный бонус — ваша машина хотя бы внешне начнёт напоминать внедорожник.

Чем лучше резина работает на бездорожье, тем ниже её асфальтовые характеристики.
Особенно это заметно на мокром асфальте — машина плохо тормозит и не держит
бокового смещения. А в холодное время года на скользкой дороге использование
грязевых шин становится по-настоящему опасным

* Кстати, далеко не все знают, что распространённый ныне термин «покатушки» в 1993 году
придумал наш коллега Сергей Луговой, так и не сумевший за ночь перед
клубной тусовкой в звенигородском карьере найти русский аналог английского слова
Jamboree (букв. «слёт, пирушка»). Признаться, тогда мы не сочли его находку удачной…
С тех пор наше мнение не изменилось.

Просто «грязевая». На самом деле название немного хвастливое. Если быть точным, её следовало бы называть «более грязевая». От описанной выше A/T она отличается только сильно развитым протектором, имея в целом схожий корд, состав смеси и радиальную структуру каркаса. Да, у большинства моделей М/Т покрепче боковина. Для смешанной эксплуатации производитель обычно рекомендует её соотношение (например, 20 % асфальта, 80 % бездорожья). Конечно, цифры эти приблизительные, но ориентироваться на них можно. Подходит Mud-Terrain и для дальних экспедиций. Точнее, для определённых маршрутов дальних экспедиций, так как быстрее A/T истирается на асфальте, зато гораздо лучше сопротивляется бездорожью, не пасуя на пластичных грунтах. На асфальте ведёт себя хуже «атэшки», что особенно заметно при резком торможении и прохождении поворотов на высоких скоростях и мокром асфальте. По мере износа изначально высокая шумность только увеличивается. Идеальный выбор для внедорожных экспедиционеров и «покатушечников»*.

Агрессивный протектор обеспечивает отличное сцепление на пластичных грунтах,
но и нагрузки на трансмиссию автомобиля существенно возрастают

Это, скорее, собирательное название всей экстремальной грязевой резины, нежели реальная маркировка. Бескомпромиссные грязевые шины с большим потенциалом на бездорожье и прямо противоположными асфальтовыми характеристиками. То есть по грязи едут превосходно, а на трассе ведут себя отвратительно. Воют, не тормозят, кардинально увеличивают расход топлива и при этом быстро изнашиваются.

Кроме того, все вышеперечисленные категории внедорожных покрышек дубеют на морозе и поэтому их зимняя эксплуатация нежелательна. Правда, сейчас появляются исключения в категории А/Т (например, новые модели Goodyear, BFGoodrich и т. д). Некоторые из них даже маркируются «снежинкой» и тремя «горными пиками».

Казалось бы, всё понятно. И определиться с выбором довольно просто. Но не тут-то было! На рынке представлено огромное количество шин всех категорий, рисунков протектора и цен. Как же выбрать наиболее подходящие? Наш совет прост: смотрите на цену. Ведь её составляющие — это качество корда и смеси, а значит, сопротивление нагрузкам и износостойкость. Если одна покрышка в полтора раза дороже другой, то и срок службы у них будет примерно в той же пропорции. А износ для шин с агрессивным рисунком протектора — это всё! Следует понимать, что, как только грунтозацепы потеряли 50 % высоты, это уже не грязевая резина, а асфальтовые докатки. В грязи они работать не будут. К сожалению, это знают лишь те, кто давно ездит по бездорожью и на собственном опыте испытал, что такое изношенная «эмтешка». Люди несведущие с удовольствием покупают полуистёртые шины за полцены, считая их выгодным приобретением, хотя реальная стоимость таких шин — 20 % от номинала, да и то с условием, что машина никогда не будет съезжать с грунтовок. Наша рекомендация: не связывайтесь с видавшим виды секонд-хендом.


Выбор размерности шины и рисунка протектора — задача весьма индивидуальная и зависит
как от условий эксплуатации, так и от манеры вождения

Ещё одна проблема, с которой часто сталкиваются начинающие покорители лесов, полей и рек, — это установка внедорожных шин на совершенно стандартный автомобиль. Казалось бы, ну и что тут такого? Размер тот же, значит, всё в допусках. Ан нет! Экстремальная резина преодолевает тотальное бездорожье за счёт хорошего сцепления с грунтом, и это самое грунтовое сцепление быстро убивает сцепление трансмиссионное. На МКП начинают гореть накладки диска сцепления, а на АКП сгорают фрикционы. Кроме того, из-за запредельных нагрузок довольно быстро рассыпается вся трансмиссия. Изнашиваются шлицевые соединения, разваливаются подшипники… Поэтому установка агрессивной резины обычно сопряжена с заменой передаточного отношения в трансмиссии.

Нельзя забывать и об отношении веса автомобиля к эластичности резины. Грязевые покрышки имеют усиленный диагональный каркас и мощные боковины. При установке М/Т или X/T на лёгкий внедорожник уже при первом понижении давления выясняется, что под её малым весом шины не плющатся, пятно контакта не увеличивается, а значит, и их КПД на бездорожье окажется невысоким. Так что при выборе шин не следует гнаться исключительно за большими грунтозацепами, а лучше подойти к выбору рационально.

Ссылка на основную публикацию