Особенности и история развития компании uber - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Особенности и история развития компании uber

Краткая история взлётов и падений Uber

За семь лет существования сервис Uber обрёл славу самого неоднозначного стартапа десятилетия. Несмотря на постоянные запреты и акции протеста, сервису по заказу такси удаётся ловко справляться с нападками и оставаться в числе самых дорогостоящих компаний. Rusbase предлагает вашему вниманию историю Uber с начала 2008 года.

Как всё начиналось. Прототипы и тесты

История Uber началась зимней ночью в Париже 2008 года, когда в ожидании такси два предпринимателя Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик обсуждали идеи совместного бизнеса. Кэмп недавно продал стартап StumbleUpon компании Ebay, а Каланик пребывал в поиске после ряда провальных проектов. Согласно первоначальной задумке, расходы на водителей, машины, парковку, гараж выпадали на Кэмпа и Каланика. К марту 2009 года Кэмп разработал прототип приложения под названием UberCab.

Выкупив обратно у Ebay стартап StumbleUpon, Кэмп вновь возглавил компанию, на управление которой тратил большую часть времени. Именно поэтому он назначил Каланика директором инкубатора UberCab, чтобы тот следил за запуском компании в Сан-Франциско. В 2010 году Каланик, Кэмп и Оскар Салазар, помогавший создать прототип, решили лично на трёх машинах протестировать сервис на улицах Нью-Йорка.

Запуск, первые запреты и недовольства

Весной 2010 года Райан Грейвз переехал из Чикаго в Сан-Франциско, чтобы возглавить пост генерального менеджера Uber. Идею сервиса Uber, наконец, воплотили в жизнь 5 июля 2010 года в Сан-Франциско. В августе Райан Грейвз становится исполнительным директором компании. Осенью того же года UberCab закрывает раунд ангельских инвестиций в $1,25 млн от First Round Capital при участии Криса Сакка из LowerCase Capital. Впервые компания сталкивается с проблемами и получает приказ о прекращении противоправных действий от служб MetroTransit Authority и Public Utilities Commision. Регуляторы Калифорнии обвиняют компанию в том, что служба такси работает без настоящей лицензии. Затем компания сокращает название до Uber и выпускает приложение для Android. В конце года Райн Грейвз передаёт пост исполнительного директора сооснователю Трэвису Каланику, но остаётся в совете правления и выполняет обязанности главного операционного директора.

Расширяя деятельность и повышая ставки

Зная, что инвесторы ждут не дождутся того момента, как бы откусить свою часть пирога, зимой 2011 года Uber закрывает инвестиции на отметке $11 млн в раунде А от Benchmark Capital при минимальной оценке компании в $49 млн. Весной службу Uber запускают в перенаселённом Нью-Йорке, а в последующие шесть месяцев в Сиэтле, Бостоне, Чикаго и Вашингтоне, попутно начав международную программу расширения в Париже. В 2011 году на конференции LeWeb, где впервые родилась идея, Каланик объявляет о том, что Uber привлёк $37 млн от Menlo Ventures, Джеффа Безоса из Amazon и Goldman Sachs в раунде B. Праздничная предновогодняя неделя не совсем радужно оборачивается для компании. В канун Рождества 2011 года компания познаёт всю прелесть сезонного ценообразования, столкнувшись с повышением тарифов и недовольством пользователей.

Умножая доходы и наживая врагов

В июле 2012 года выходит сервис эконом-класса UberX с использованием гибридных автомобилей. Для рекламы нового приложения Uber запускает маркетинговую акцию с доставкой мороженого из фургончиков по заказу. После расширения поля деятельности компания вновь сталкивается с рядом запретов и недовольств. Каланик уверенно отражает нападки и продолжает двигаться дальше. В ноябре 2012 года во время урагана Сэнди сервис вновь попадает в поток взлетевшего ценообразования на рынке такси, поднимает тарифы и отказывается от чаевых. После взыскания штрафа от службы California Public Utilities Commision на $20 000 за отсутствие лицензии, Uber заключает с ними сделку. Она избавляет компанию от предупредительных писем о нарушениях и позже отменяет выписанный им штраф. Полоса препятствий не заканчивается: в 2013 году Uber сталкивается с недовольством регуляторов на множестве рынков, включая международный. Тогда же он сталкивается с райдшеринговым конкурентом Lyft. Однако с финансированием в $361,2 млн c оценкой в $3,7 млрд становится как-то проще стряхивать с плеч недоброжелателей и конкурентов.

Вопросы безопасности

В сентябре 2013 года в Калифорнии начинают регулировать райдшеринговые сервисы, содействуя таким компаниям, как Uber и Lyft. Для того чтобы водители смогли дешевле приобретать автомобили, в ноябре Uber заключает сделку с автопроизводителями. К сожалению, 2014 год начинается с трагических событий. Водитель-контрактник из Uber сбивает насмерть на переходе в Сан-Франциско шестилетнюю девочку. Компания снимает с себя груз ответственности за дело, заявляя, что «трагедия не имела никакого отношения к машинам или самой системе поездок Uber». В попытках обезопасить не только пассажиров, но и сотрудников, в марте выходит персональная страховка для водителей. Действующий теперь в ста городах мира, сервис начинает экспериментировать со службой курьерской доставки Uber Rush.

Противостояние Lyft и финансовое благополучие

В июне 2014 года Uber сообщает об очередном раунде финансирования в $1,2 млрд при оценке компании примерно в $17 млрд без учёта потенциальных вложений. В августе напряжение между Uber и Lyft достигает предела. Первые жалуются, что Uber потерял 13 000 поездок из-за сотрудников конкурента, а Lyft обвиняет Uber в том, что те отменили более 5000 их заказов. В 2014 году компания продолжает бороться с конкурентами и запретами, зарабатывая свыше $10 млрд.

Планы на будущее и новая волна протестов

В феврале 2015 Uber заявляет о сотрудничестве с Carnegie Mellon, чтобы основать в Питсбурге центр продвинутых технологий Uber для исследования работы машин-беспилотников, которые они планируют запустить в будущем. Весной Uber запускает приложение для поиска попутчиков UberPOOL в Лос-Анжелесе и других городах Америки. В мае компания модифицирует приложение для водителей с проблемным слухом.

В июле этого года компания объявила о том, что в ближайшее время вложит миллиард долларов в развитие своего бизнеса в Индии. Ранее присутствие Uber в Индии оказалось под угрозой из-за инцидента с изнасилованием молодой девушки, в котором обвинили одного из водителей сервиса. Uber был запрещен, однако впоследствии компании удалось договориться с руководством страны.

Что сейчас?

Летом началась новая волна протестов в Париже и Рио-де-Жанейро из-за того, что водители Uber отбивают покупателей традиционных такси, назначая низкие тарифы и уклоняясь от налогов и обязательств. 30 июня сотрудники Uber сами провели акцию протеста перед мэрией Нью-Йорка, где транспортный комитет города принимал закон об ограничении выдачи лицензий новым таксистам.

Профсоюзы таксистов в разных странах регулярно выступают против Uber, так как компания, в отличие от таксопарков, не обязана обеспечивать таксистам социальные выплаты и медицинские страховки. Недавно Миланский суд запретил работу Uber на территории всей Италии. Суд удовлетворил иск нескольких местных компаний, предоставляющих услуги традиционного такси, пожаловавшихся на нарушение конкуренции со стороны Uber. Ранее сервис был запрещен на территории Испании, Нидерландов, Китая, Индии, нескольких штатов Австралии и в ряде городов США. В Германии и Франции компания пытается обжаловать запрет в суде.

В ходе последнего раунда финансирования Uber привлекла 1,2 млрд долларов и получила оценку более 40 млрд. Несмотря на недовольство неприятелей, стоимость компании сейчас свыше $50 млрд, по данным Wall Street Journal.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Uber – история бренда

Uber Technologies Inc. (Убер) — международная компания из Сан-Франциско, создавшая одноимённое мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает её перемещение к указанной точке, оплата производится с помощью данных банковской карты.

Идея навести порядок в сфере заказа такси пришла сначала к Трэвису Каланику, потом к нему присоединился Гаррет Кэмп, который занимался проектом StumbleUpon (сервис коммерческого поиска web-страниц, был продан eBay).

Читайте также:  Правила пользования автоматической коробкой передач

Основатели изначально предполагали, что работать будут только машины бизнес-класса. Разрабатывалось приложение исключительно для iPhone. В марте 2009 года появился первый прототип приложения и назывался UberCab.

Каланик, Кэмп и Оскар Салазар в январе 2010 запустили тестирование сервиса в Нью-Йорке, используя всего три автомобиля. Уже в марте предприниматели наняли первого сотрудника через твиттер – Райан Грэвис стал менеджером по продукту (до этого он работал на Foursquare). Uber начал работать в Сан-Франциско.

В августе Райан Грэвис стал главным исполнительным директором стартапа, но решил уйти с поста уже в декабре того же года. UberCab в первом раунде инвестиций получил 1,25 миллиона долларов. Почти одновременно компания также столкнулась с органами власти, которые считали, что компания работала без соответствующего лицензирования. До сих пор в некоторых американских штатах, в Азии и Европе не урегулирована работа подобных сервисов. В октябре Uber изменили название, убрав Cab.

Из-за востребованности приложения в ноябре 2010 появилась версия для Android. За первую половину 2011 года стартап получил около 50 миллионов инвестиций, расширил свою работу на Сиэтл, Бостон, Чикаго и начал международную экспансию с Парижа.

В июле 2012 года появился UberX, где можно заказать автомобили среднего класса с более низкой стоимостью поездки. Для привлечения к появлению нового сегмента автомобилей Uber доставлял клиентам мороженое.

В 2012 году Uber объявила о планах расширения функциональных возможностей приложения, после которого будет возможен поиск попутчиков для водителей, не оказывающих услуги такси (англ. ridesharing).

В июне 2015 года Uber открыл новый сервис в Стамбуле UberBOAT, который осуществляет переправку через пролив Босфор. Транспортировка будет осуществляться с помощью лодок. Стоимость от 17 долларов, а вместимость лодки от 7 до 10 человек.

В 2015 году Департамент Транспорта Москвы и компания Uber договорились подписать специальное соглашение, ограничивающее услуги компании только легальными перевозчиками.

В январе 2016 года руководитель Департамента Транспорта Москвы Максим Ликсутов пригрозил обратиться в правоохранительные и судебные органы с требованием о запрете работы данного мобильного приложения на территории Москвы, если Uber не подпишет ограничительное соглашение.

В июне 2016 года объявлено о том, что Uber в Бразилии готовится запустить услугу перевозки пассажиров на вертолете. Данный сервис можно будет заказать в ежедневном режиме в девяти районах Сан-Паулу, которые имеют вертолетные площадки. Также анонсировано, что при вызове такси Uber покажет итоговую стоимость поездки, а не тариф, соответствующий уровню плотности трафика по пути следования в место назначения.

В конце июля 2016 года появились сообщения о том, что Uber намеревается инвестировать 500 миллионов долларов в проект по разработке собственных электронных навигационных карт. Ожидается, что это позволит отказаться от карт Google maps и создать карты с учётом специфики сервисов Uber. Больше всего проблем возникает в развивающихся странах, где карты Google не всегда точны и подробны. При создании карт будет использоваться информация от водителей, а также собственные разработки компании. Первые карты появятся для США и Мексики.

В октябре 2016 года компания Uber была «взломана» в результате чего были украдены личные данные почти 50 млн пассажиров и 7 млн водителей, но данный факт был скрыт компанией. Только в ноябре 2017 года официальный представитель Uber — Дара Хосровшахи в своём послании публично признал и обнародовал факт взлома. По официальной информации были похищены только имена, адреса электронной почты, номера мобильных телефонов клиентов и номера водительских удостоверений.

13 июля 2017 года «Яндекс.Такси» и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса и сервисов по онлайн-заказу такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Компании решили вложить в объединённую структуру 325 миллионов долларов. На 59,3 процента платформа будет принадлежать «Яндексу», на 36,6 процента — Uber, и на 4,1 процента — сотрудникам платформы.

История компании Uber

Ещё со школы Каланик развивал свои предпринимательские навыки: начинал он с продажи ножей Cutco (продукция компании не продается в магазинах, а только через прямых представителей). В 18 он открыл свой собственный бизнес — сервис для подготовки к SAT (экзамен, необходимый иностранным абитуриентам для поступления в высшие учебные заведения Канады и Америки). Сам Трэвис получил по экзамену практически максимальные баллы, поступив на программирование в Калифорнийский университет, и уже там вместе с Майклом Тоддом и Винсом Бусамом открыл новый сервис для обмена данных — Scour, 51% акций которой в последствии купят бывший глава компании Disney Майкл Овитц и миллиардер Рон Беркли.

Каланик больше других занимался именно маркетингом и продвижением, беседуя с ним люди забывали, что разговаривают с 20-летним студентом. Сам Овитц характеризовал его, как человека, которого «отправляешь на ринг, и он всегда побеждает».

Чего не скажешь о самом сервисе Scour, который, спустя три года после открытия получил иск на сумму $250 млрд от крупных медиакомпаний по обвинению в нарушении авторских прав. Компания была объявлена банкротом и закрыта.

Затем, для Каланика пошла череда неудач: на выставке FailCon он заявил, что разрабатывает проект, который должен помочь ему заставить 30 компаний, разрушивших его детище Scour, платить Каланику, сделав их своими клиентами.

Так возникла идея сервиса, который мог бы позволить передавать большие по объему файлы за невысокую цену. Сервис получил название RedSwoosh, но возникли проблемы с инвестициями. Изначально инвестором проекта должен был быть CTO Akamai Technologies Дэниэль Левин, но встреча с ним не состоялась, так как он погиб в самолете, захваченном террористами 11 сентября 2001 года. Биржа рухнула вслед за башнями, от Каланика ушла большая часть команды, об инвестировании не могло быть и речи, а сам Трэвис крупно поругался с партнером по компании.

Уже в 2007 году Каланик смог выкарабкаться, Akamai заплатил за RedSwoosh $23 млн, часть которых ушли на огромный дом Каланика в Сан-Франциско под названием Jam Pad. Jam Pad стал своеобразным местом встреч различных предпринимателей, стартраперов и инвесторов, а сами встречи получили название jam-сессии.
Так, в 2009 в Jam Pad останавливались участники IT-конференции. Но самое главное, что именно во время очередной такой jam-сессии возникла идея Uber.

Уже через год, в 2009, Камп и Каланик выпускают приложение Ubercab, позволяющее вызвать машину с личным водителем. Изначально, программа была рассчитана на узкий круг лиц и Каланик не хотел заниматься его развитием. К тому же мнения разделились в вопросе того, в каком направлении развиваться Ubercab — быть приложением для определенного класса людей, которые могли бы вызывать себе лимузины, вертолеты и самолеты или же направить его на массового потребителя. Каланик решил, что Ubercab должен пойти по второму пути, сделав хорошие машины более доступными. «Чем больше людей захотят этим пользоваться, тем больше водителей будет готово предоставить такие услуги. Конкуренция вырастет, стоимость снизится, а время подачи машины уменьшится».

Уже в 2011 в качестве инвесторов Ubercab выступали такие крупные лица как Марк Андриссен сооснователь Netscape, Шервин Пишевар из Menlo Ventures и даже глава Amazon Джефф Безос. Благодаря тому, что сервисом пользовались такие звезды как Эштон Катчер, Jay Z, Эдвард Нортон и другие Ubercab быстро стал популярным приложением.
В течении пяти лет Ubercab получила $8,21 млрд от ведущих венчурных фондов, наняла более 3000 сотрудников, открыла офисы по всему миру, а главное — вышла на китайский рынок, обыграв местные компании.

Читайте также:  Шумоизоляция автомобиля ваз своими руками

Такая популярность и успех объясняются не только хорошими маркетинговой и рекламной кампаниями, но и тем, что Uber учитывает специфику регионов, в которых работает. Так, в 2014 в Сан-Франциско появилась возможность использовать UberPool, который находит двух пассажиров, едущих в одном направлении и делящий их оплату на двоих. А в 2015 в Стамбуле появился UberBoat, который позволяет пересекать Босфорский пролив на лодке.
Помимо этого, в нескольких городах Америки запускают и другие сервисы Uber, как, например, UberEats — сервис по доставке еды. Курьеров UberEats можно видеть и в Москве, вероятно сервис расширяется и на нашу страну. В Нью-Йорке действует UberRush — курьерская доставка.

О Каланике ходят слухи как о довольно взбалмошном персонаже. Однажды его другу Шону Паркеру, сооснователю Napster, пришлось заплатить $2000 штрафа полиции, чтобы у Каланика не возникло проблем из-за конфликта с охранником клуба, который попросил Трэвиса удалиться, но тот оставался на месте со словами «Я не нарушаю закон», провоцируя на конфликт.

Тем не менее, именно наглость отчасти помогает Каланику в решении многих проблем. Так, например, когда в 2010 полиция Сан-Франциско выдвинула обвинение Ubercab в том, что у них нет лицензии, необходимой всем службам такси, тем самым поставив топ-менеджеров компании в безвыходное положение (ведь им грозило 90 суток ареста за каждый день работы сервиса) Каланик лишь убрал Cab из названия сервиса и заявил, что Uber не имеет никакого отношения к такси, а лишь предлагает услуги независимых водителей. Власти Сан-Франциско признали его правоту, закрыв обвинение.

Когда же Uber захотели закрыть в Вашингтоне, Каланик призвал своих пользователей подписать петицию в защиту сервиса, обращаясь напрямую к мэру, а так же заявил, что компания не только предлагает услуги личного водителя, но и борется с антиобщественными законами. Как итог, Uber работает в пределах Вашингтона и по сей день. Конечно не везде решения проходят так гладко, но это показывает гибкость и устремленность компании.

Помогает управлять такой большой и стремительно растущей компанией Каланику помогают, по его словам, два списка: в одном проблемы, которые надо решать каждый день, в другом — идеи, которые надо внедрять. Плюс ко всему менеджеры компании фактически получают свободу действий, но Каланик следит за каждой деталью, а каждый понедельник проводит собрания, на которых обозначает ближайшие приоритетные цели.

Каланик побеждает тогда, когда от него этого никто не ждёт. Именно в этом и заключается секрет успеха компании Uber.

Революция Uber: История Трэвиса Каланика, взломавшего рынок такси

Бунтарский дух и жажда лидерства

Сервис для вызова частных водителей Uber — самая быстрорастущая компания в истории. За время существования она привлекла $8,2 млрд инвестиций, капитализация составляет $50 млрд. Uber работает в 60 странах и постоянно конфликтует с местными властями, которые обвиняют сервис в организации незаконных перевозок. «Секрет» рассказывает историю амбициозного и хладнокровного CEO Uber Трэвиса Каланика.

Юный предприниматель

В детстве Трэвис Каланик хотел стать шпионом. Но предпринимательское начало быстро дало о себе знать, и в школе Каланик уже ходил по подъездам и продавал ножи марки Cutco.

В 18 он открыл свой бизнес — сервис для подготовки к SAT (экзамену, необходимому для поступления в американские вузы). Каланик утверждал, что первый человек, прошедший его курс, повысил результат на 400 баллов. Это привлекло на сайт клиентов. Бывший одноклассник Каланика вспоминает, что у него «всегда было чувство, будто Трэвис пытается что-то продать».

Закончив школу, Каланик поступил на программирование в Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе, получив на SAT практически максимальные баллы. Там он познакомился с первыми партнёрами Майклом Тоддом и Винсом Бусамом, с которыми начал работу над Scour — сервисом для обмена файлами. Шон Фэннинг, один из первых пользователей Scour, через 18 месяцев запустил похожий стартап — Napster. Каланик больше остальных занимался маркетингом и рекламой. Для продвижения продукта Scour Exchange (SX) он подвесил на дверные ручки комнат в общежитии бутылочки с лубрикантом, наклеив на них стикеры с логотипом Scour и фразой «Не открывай, SX работает».

«Каланик вёл переговоры так, что все вокруг забывали о том, что ему всего 20 лет», — говорит бывший глава компании Disney Майкл Овитц, купивший вместе с миллиардером Роном Берклом 51% акций Scour. Позже, наблюдая за тем, как Каланик общается с властями, Овитц скажет, что глава Uber — человек, которого «отправляешь на ринг, и он всегда побеждает».

Scour существовал три года, пока не получил иск от 30 крупных медиакомпаний, обвинявших сервис в нарушении авторских прав, на сумму в $250 млрд. На тот момент столько же примерно составлял ВВП Швеции. Компании пришлось объявить о банкротстве. Каланик воспринял это как личное поражение и долгое время не ходил в кино, чтобы не видеть на экране логотип Universal Pictures и других корпораций, убивших его детище.

Чтобы успокоиться, Каланику нужно было отомстить. Выступая на конференции FailCon, где предприниматели рассказывают о своих неудачах, он сообщил о новом проекте. Идея была в том, чтобы заставить 30 компаний, засудивших Scour, платить ему. То есть сделать из них клиентов. Так появился RedSwoosh — сервис, позволяющий дёшево передавать большие по объёму файлы вроде качественного фото и видео. Вскоре деньги у Каланика кончились: ему нечем было даже платить зарплату семерым сотрудникам. Каланик отчаянно искал инвестиции. Он запланировал встречу с CTO Akamai Technologies Дэниелом Левиным на 11 сентября 2001 года. Левин летел на встречу из Бостона в Лос-Анжелес на самолёте, который захватили террористы, и трагически погиб вместе с 92 другими пассажирами, когда тот врезался во Всемирный торговый центр.

Вслед за этим рухнули биржи, и шансы найти инвестора сошли на нет. От Каланика ушла часть команды, он поругался с партнёром, но сумел выкарабкаться. В 2007 году Akamai заплатил за RedSwoosh $23 млн. На вырученные деньги Каланик купил большой дом в Сан-Франциско с теннисным кортом и хорошим видом, назвал его Jam Pad и стал проводить там так называемые jam-сессии, в ходе которых предприниматели обсуждали свои идеи. Каланик часто принимал у себя стартаперов. В 2009 году, предлагая своё жильё участникам IT-конференции, он описывал его как «место, где предприниматели регулярно зависают, высказывают идеи и едят фантастические блюда, приготовленные поваром Jam Pad». Он много инвестировал. «Если ты нравился Трэвису, он вкладывался в твою компанию и помогал бесплатно», — вспоминает Грег Кречмар: когда он искал деньги для стартапа Livefyre, Каланик представил его 45 инвесторам менее чем за неделю и вложился сам.

Фотография: Bloomberg via Getty Images

Организатор

Uber родился в ходе таких обсуждений. Гаррет Камп, часто гостивший в Jam Pad, продал StumbleUpon за $75 млн и думал над новым проектом. В 2008 году на конференции LeWeb в Париже Каланик разговорился с Кэмпом. Тот рассказал, как заказал лимузин с водителем за $800. Кэмпа возмутила цена, и он поделился идеей: можно написать программу, которая позволит заказывать машину в складчину, что значительно снизит стоимость поездки. В 2009 году они вместе с Калаником сделали Ubercab — мобильное приложение, позволявшее одним кликом вызывать личного водителя. Тогда сервисом пользовались друзья в Сан-Франциско, мало кто относился к нему серьёзно. Когда Камп спросил Каланика, будет ли он заниматься им постоянно, тот ответил отрицательно — полностью посвящать себя такой авантюре было рискованно.

Читайте также:  Ford crown victoria

О будущем Ubercab много спорили. Одни говорили, что сервис нужно сфокусировать на сегменте люкс, добавив функции заказа вертолётов и самолётов. Другие предлагали делать Ubercab массовым, позволяющим ездить на дорогих чёрных машинах дешевле, чем в целом по рынку. Так считал и Каланик. Он рассуждал: «Чем больше людей захотят этим пользоваться, тем больше водителей будет готово предоставить такие услуги. Конкуренция вырастет, стоимость снизится, а время подачи машины уменьшится».

Каланик умеет налаживать связи и добиваться своих целей. Однажды он провёл девять часов в доме одного из сотрудников Google, пытаясь переманить его в Uber. В октябре 2011-го Каланик привлёк к Uber внимание ведущих венчурных инвесторов, включая сооснователя Netscape Марка Андриссена, который вошёл в совет директоров сервиса. Шервин Пишевар из Menlo Ventures купил долю и инвестировал $20 млн (на одной из вечеринок Пишевара Каланик познакомился с будущей девушкой — скрипачкой Габи Хольцварт). Вложился глава Amazon, легендарный Джефф Безос. Сервисом стали пользоваться голливудские звёзды, с которыми Каланик был знаком: Эштон Катчер, Jay Z, Эдвард Нортон и другие. Благодаря этому Uber стал известным. За пять лет компания получила $8,21 млрд от ведущих венчурных фондов, наняла 3000 сотрудников и открыла офисы в десятках стран. Каланику удалось то, что не удавалось Facebook и Google, — выйти на китайский рынок и завоевать аудиторию, несмотря на сопротивление местных игроков.

В 2014 году в Сан-Франциско запустился UberPool — он помогает двум пассажирам, едущим в одинаковом направлении, заказывать одну машину. Стоимость делится на двоих, никакое другое такси не может предложить поездку за такие деньги. Uber учитывает специфику городов, в которых работает. Летом 2015-го в Стамбуле появился UberBoat, позволяющий передвигаться по Босфорскому проливу. Сейчас в Uber занимаются не только расширением географии присутствия, но и развитием функционала сервисов. «Мы можем доставить машину за пять минут. Это означает, что мы можем доставить за пять минут и что-нибудь другое» — объясняет Каланик. Uber уже представил сервис по доставке еды Uber Eats, действующий в нескольких американских городах и в Барселоне. В Нью-Йорке работает курьерская доставка UberRush. В мае компания наняла исследователей в офис Питтсбурга, где проводят тесты по внедрению самоуправляемых машин.

Борец

Одно время на аватарке Каланика в Twitter стояла обложка «Источника» Айн Рэнд. Он, как и протагонист книги Говард Рорк, обожает архитектуру. Оба — бунтари, не желающие отказываться от своих убеждений, даже если это приводит к нарушению общественного порядка. Каланик всегда был амбициозным. Это помогло ему к 37 занять 13-е место в списке предпринимателей Fortune «40 до 40»: издание назвало его «мятежником в элите Кремниевой долины».

У Рорка и Каланика есть и другие сходства. По Рэнд, журналистика не станет умной и беспристрастной, пока газеты обслуживают массы. Каланик тоже не любит журналистов — они мешают ему работать. Рекламную кампанию во французском Лионе, предлагавшую заказывать машины с сексуальными женщинами-водителями, пришлось свернуть после серии негативных материалов в СМИ. Обвиняли Uber в сексизме. Один из топ-менеджеров компании даже предложил в ответ опубликовать компромат на журналистов. Каланик, впрочем, эту идею не одобрил.

Uber – история бренда

Uber Technologies Inc. (Убер) — международная компания из Сан-Франциско, создавшая одноимённое мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает её перемещение к указанной точке, оплата производится с помощью данных банковской карты.

Идея навести порядок в сфере заказа такси пришла сначала к Трэвису Каланику, потом к нему присоединился Гаррет Кэмп, который занимался проектом StumbleUpon (сервис коммерческого поиска web-страниц, был продан eBay).

Основатели изначально предполагали, что работать будут только машины бизнес-класса. Разрабатывалось приложение исключительно для iPhone. В марте 2009 года появился первый прототип приложения и назывался UberCab.

Каланик, Кэмп и Оскар Салазар в январе 2010 запустили тестирование сервиса в Нью-Йорке, используя всего три автомобиля. Уже в марте предприниматели наняли первого сотрудника через твиттер – Райан Грэвис стал менеджером по продукту (до этого он работал на Foursquare). Uber начал работать в Сан-Франциско.

В августе Райан Грэвис стал главным исполнительным директором стартапа, но решил уйти с поста уже в декабре того же года. UberCab в первом раунде инвестиций получил 1,25 миллиона долларов. Почти одновременно компания также столкнулась с органами власти, которые считали, что компания работала без соответствующего лицензирования. До сих пор в некоторых американских штатах, в Азии и Европе не урегулирована работа подобных сервисов. В октябре Uber изменили название, убрав Cab.

Из-за востребованности приложения в ноябре 2010 появилась версия для Android. За первую половину 2011 года стартап получил около 50 миллионов инвестиций, расширил свою работу на Сиэтл, Бостон, Чикаго и начал международную экспансию с Парижа.

В июле 2012 года появился UberX, где можно заказать автомобили среднего класса с более низкой стоимостью поездки. Для привлечения к появлению нового сегмента автомобилей Uber доставлял клиентам мороженое.

В 2012 году Uber объявила о планах расширения функциональных возможностей приложения, после которого будет возможен поиск попутчиков для водителей, не оказывающих услуги такси (англ. ridesharing).

В июне 2015 года Uber открыл новый сервис в Стамбуле UberBOAT, который осуществляет переправку через пролив Босфор. Транспортировка будет осуществляться с помощью лодок. Стоимость от 17 долларов, а вместимость лодки от 7 до 10 человек.

В 2015 году Департамент Транспорта Москвы и компания Uber договорились подписать специальное соглашение, ограничивающее услуги компании только легальными перевозчиками.

В январе 2016 года руководитель Департамента Транспорта Москвы Максим Ликсутов пригрозил обратиться в правоохранительные и судебные органы с требованием о запрете работы данного мобильного приложения на территории Москвы, если Uber не подпишет ограничительное соглашение.

В июне 2016 года объявлено о том, что Uber в Бразилии готовится запустить услугу перевозки пассажиров на вертолете. Данный сервис можно будет заказать в ежедневном режиме в девяти районах Сан-Паулу, которые имеют вертолетные площадки. Также анонсировано, что при вызове такси Uber покажет итоговую стоимость поездки, а не тариф, соответствующий уровню плотности трафика по пути следования в место назначения.

В конце июля 2016 года появились сообщения о том, что Uber намеревается инвестировать 500 миллионов долларов в проект по разработке собственных электронных навигационных карт. Ожидается, что это позволит отказаться от карт Google maps и создать карты с учётом специфики сервисов Uber. Больше всего проблем возникает в развивающихся странах, где карты Google не всегда точны и подробны. При создании карт будет использоваться информация от водителей, а также собственные разработки компании. Первые карты появятся для США и Мексики.

В октябре 2016 года компания Uber была «взломана» в результате чего были украдены личные данные почти 50 млн пассажиров и 7 млн водителей, но данный факт был скрыт компанией. Только в ноябре 2017 года официальный представитель Uber — Дара Хосровшахи в своём послании публично признал и обнародовал факт взлома. По официальной информации были похищены только имена, адреса электронной почты, номера мобильных телефонов клиентов и номера водительских удостоверений.

13 июля 2017 года «Яндекс.Такси» и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса и сервисов по онлайн-заказу такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Компании решили вложить в объединённую структуру 325 миллионов долларов. На 59,3 процента платформа будет принадлежать «Яндексу», на 36,6 процента — Uber, и на 4,1 процента — сотрудникам платформы.

Ссылка на основную публикацию