Основные неисправности с генератором на автомобилях ваз - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Основные неисправности с генератором на автомобилях ваз

Как работает автомобильный генератор? Как его проверить? Какие неисправности случаются?

Как работает генератор?

Принцип работы автомобильных генераторов одинаковый и основан на электромагнитной индукции. Электрический ток возникает в замкнутой рамке при пересечении ее вращающимся магнитным полем. Таким образом, для работы генератора необходимо, чтобы в нем вращалось магнитное поле.

Собственное, вращающееся магнитное поле создается ротором. Сразу отметим, что в автомобильном генераторе нет постоянных магнитов. Т.е. постоянного магнитного поля в генераторе просто нет. Однако магнитное поле появляется на обмотке ротора после подачи на него тока. Обмотка ротора правильно называется «обмоткой возбуждения». Она создает магнитное поле при повороте ключа зажигания. Далее после запуска двигателя ротор начинает вращаться. Ток вырабатывается в трех отдельных обмотках статора. Этим же током далее питается обмотка возбуждения, т.е. потребление тока от АКБ прекращается.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про автомобильные генераторы.

Снятый с обмоток статора переменный ток стабилизируется в устройстве, называемом «выпрямитель», также известном как диодный мост. Благодаря ему выходной ток генератора – постоянный и выпрямленный. В нем присутствует шесть силовых диодов. Половина диодов соединена с силовым плюсом генератора, половина – с его «массой», т.е. корпусом. Также в выпрямителе могут присутствовать слаботочные диоды, через которые подключена обмотка возбуждения. Диоды – это полупроводники, которые пропускают ток только в одном направлении.

Также в генераторе есть реле-регулятор напряжения. На контакты реле с диодов приходит снятое со статора силовое напряжение. Если его недостаточно, т.е. напряжение меньше 14 Вольт, реле увеличивает напряжение на обмотке возбуждения. При усилении магнитного поля увеличивается силовое напряжение. Необходимая величина – 14-14,5 Вольт.

Здесь же добавим, что магнитное поле увеличивает усилие, с которым вращается ротор. Эта нагрузка через приводной ремень передается на коленвал. Таким образом, включение электрических потребителей и, главным образом, их общая мощность, непосредственно влияют на расход топлива.

Именно благодаря регулированию тока в обмотке ротора производительность генератора не зависит от скорости вращения ротора и силы тока нагрузки. Разумеется, до определенных пределов, ограниченных общей мощностью генератора. Сам по себе регулятор напряжения – чисто электронное устройство.

Ток возбуждения подается по подпружиненным графитовым щеткам, контактирующим с контактными кольцами на роторе.

На более современных автомобилях применяется бесщеточные индукторные генераторы. В них применяется отдельная неподвижная обмотка возбуждения с намагниченным магнитопроводом. Ротор представляет собой звезду с 6-ю лучами, а статор не 3-х, а 5-фазный. Такие генераторы самовозбуждаются, т.е. могут работать без АКБ.

Обгонная муфта генератора

Мощные генераторы оснащаются шкивом с обгонной муфтой. В данном случае она служит демпфером, который гасит инерции коленвала и самого ротора генератора, не позволяет тяжелому и нагруженному ротору генератора ударять и подгонять ремень навесного оборудования при снижении его скорости движения. Т.е. если скорость ремня падает или ремень останавливается при глушении двигателя, то ротор генератора может свободно продолжать вращаться. При неисправности обгонной муфты, т.е. ее заклинивании, во время работы двигателя можно увидеть сильную вибрацию приводного ремня возле муфты. А при остановке двигателя раздается скрип ремня – это вращающийся по инерции ротор генератора прокручивает заклинившую муфту относительно ремня.

Подключение генератора. Самые распространенные выводы и клеммы.

К проводке автомобиля генератор подключается не только силовым проводом и контактом с «массой». Силовой выход – клемма 30 – помечен буквой «B» (батарея). Отдельный минусовой контакт – клемма 31 – на генераторе обозначается буквами E, B-, GRD.

У генератора обязательно есть выход на контрольную (индикаторную) лампу. Через этот же выход подается небольшое напряжение для намагничивания ротора. Такой контакт помечен буквой «L» (лампа). Горящая лампа указывает на отсутствие зарядки. Кстати, лампочка тухнет при выравнивании потенциалов, т.е. когда на контакте L появится «плюс». Это происходит в тот момент, когда генератор начинает вырабатывать ток.

Также контрольная лампа может подключаться через контакт «D+». Нюанс в том, что в этом случае по этому же контакту питается регулятор напряжения. По контакту «S» (сенсор) измеряется напряжение для контроля.

На генераторах дизельных двигателей нередко присутствует контакт «W». Это выход с одной из обмоток статора, по которому подключается тахометр.

По контакту «FR» или «DFM» регулятор напряжения соединяется с ЭБУ для контроля нагрузки на генератор. Если нагрузка высока, то электроника повышает обороты холостого хода или отключает некоторые потребители.

На генераторе может присутствовать контакт «D» c очень разным функционалом. «D» может обозначать и Digital, и Drive. Например, по нему можете передаваться цифровой сигнал, как на автомобилях Ford. На генераторах японских автомобилей по этому контакту подается ток для управления регулятором напряжения. Также это может быть просто пустой контакт.

Почему генератор выходит из строя?

Поломки генераторов можно разделить на механические и электрические.

По механике – это нарушение вращения ротора из-за износа или разрушения подшипников. Подклинивающий генератор может привести к обрыву ремня навесного оборудования. Также может возникнуть люфт подшипников.

Графитовые щетки постоянно изнашиваются из-за трения с контактными кольцами на роторе. Правда, они сделаны с запасом и служат сотни тысяч км и огромное количество моточасов. Предельная длина щеток – 5 мм.

Если контакт щеток с кольцами ротора пропадает, то генератор перестает функционировать. Обмотка возбуждения не намагничивается, ток не возникает.

Диоды в выпрямителе выходят из строя из-за нагревов, вызванных перегрузками. Тут можно сказать, что есть генераторы с некорректно подобранными диодами, которые просто не служат достаточно долго. И в целом силовые диоды рассчитаны на номинальный ток с минимальным запасом.

Также отметим, что диодный мост может выйти из строя на вашем автомобиле при неправильном прикуривании. Дело в том, что из-за высокого потребления тока стартером и севшим АКБ другой машины диоды в вашем генераторе просто пробивает током. Правильно прикуривать другой автомобиль так: подсоединяетесь к его АКБ, несколько минут с заведенным двигателем подзаряжаете его, затем глушите свой двигатель, даже вынимаете ключи из замка зажигания. И только после этого позволяете пациенту завестись.

Если неисправность возникает в реле-регуляторе, то генератор не выдает достаточного напряжения. В этом случае опять же пропадает зарядка. Кроме того, реле-регулятор может стать причиной утечки тока. Для некоторых генераторов есть рекомендация менять реле-регуляторов через определенные пробеги.

Также зарядка может пропасть или отсутствовать при нагрузке в случае межвиткового замыкания.

Проверка снятого генератора без машины

Снятый и неразобранный генератор можно проверить при помощи таких вспомогательных вещей, как заряженный АКБ и некое устройство, с помощью которого можно раскрутить ротор генератора (шуруповерт или дрель с подходящей головкой). Также нужно правильно подключить индикаторы – лампы. Одна лампа грубо покажет наличие зарядки, другая покажет работоспособность реле-регулятора.

Более точные и точечные проверки проводятся на разобранном и заведомо неисправном генераторе для поиска конкретного неисправного узла.

Генератор на автомобиле проверяется с помощью мультиметра. Для начала необходимо замерить напряжение на самой АКБ. В идеале напряжение должно быть порядка 12,5 Вольт. После запуска двигателя напряжение на АКБ должно составлять не менее 13,8 Вольт и не более 14,5 Вольт.

Есть старый дедовский метод со скидыванием клеммы АКБ во время работы двигателя. Типа если двигатель не заглохнет, то генератор бодрячком. На сегодняшний день таким образом нельзя проверять работу генератора скидыванием клеммы с АКБ на работающем авто. Если так сделаете, то через пару недель пройдет пробой одного из диодов.

Отдельного упоминания заслуживают генераторы с подключением P-D (терминалом P-D, «импульс-управление»). Они не имеют регулятора напряжения. Регулятор находится в ЭБУ. Оттуда же подается напряжение для обмотки возбуждения. Таким образом, их нельзя проверить методом с подключением индикаторной лампы и подачи возбуждения через нее. Ее просто подключить некуда, а возбуждение подается через силовой контакт. Такие генераторы проверяются на специальном стенде или при помощи самодельного реле-регулятора, способного подать импульс на обмотку ротора.

Исправная работа генератора — задача №1 автомобилиста: как ее поддерживать?

Ни для кого не секрет, что генераторное устройство является одним из ключевых узлов транспортного средства. Поэтому зачастую неисправности генераторов требуют немедленного вмешательства автолюбителя, поскольку при несвоевременной диагностике ремонт может быть дорогостоящим. Подробнее о наиболее распространенных неисправностях и способах решения проблем читайте в этой статье.

Популярные неисправности

Если машина не может завестись, при этом вы слышите, что моторный отсек загудел и начал выть, либо же авто периодически глохнет под нагрузкой или без нее, это может свидетельствовать о поломке генератора. Снимать и разбирать свой гудящий генератор — это последнее дело, для начала необходимо разобраться в основных неисправностях и причинах. Видов поломок, при которых требуется генераторов ремонт, может быть два — это механические и электрические типы.

К основным механическим повреждениями относятся поломка креплений, корпуса устройства, проблемы в работе подшипниковых устройств, прижимных пружинок, ременного привода. В принципе, причины неисправности генератора механического типа существуют самые разные, но так или иначе, они не связаны с электрической частью. Что касается электрических поломок, то к таковым относятся неисправности обмоток, диодного моста, выход из строя щеток, замыкания, пробои, проблемы в работе реле и т.д.

Диодный мост автомобильного генератора

Как показывает практика, довольно часто симптомы, свидетельствующие о выходе из строя генераторного устройства, могут появиться в результате других неполадок. К примеру, при наличии плохого контакта в разъеме предохранительных элементов можно подумать, что проблема связана с устройством. Но такой же признак может проявиться в результате выгоревших контактов в замке зажигания. Кроме того, если постоянно горит лампа выхода из строя устройства, это не означает что появились проблемы с генератором, поскольку это может свидетельствовать о выходе из строя реле.

Каковы же признаки неисправности генератора:

  1. На работающем моторе стала мигать лампочка разряда батареи. Также она может непрерывно гореть.
  2. Ремонт генератора своими руками может осуществляться при выкипании АКБ.
  3. При работе оптики замечается более тусклое освещение. Также при работающем моторе может проявляться дребезг. В свою очередь, когда водитель жмет на педаль газа, то есть обороты мотора увеличиваются, яркость оптики значительно возрастает. Как правило, это проявляется при перегазовке, однако оптика, которая стала работать ярче, более ярко уже не работает.
  4. Гудит генератор. Если воет генератор или гудит, это в первую очередь свидетельствует о его неисправности, которую необходимо как можно быстрее решить.
  5. Ремонт автомобильных генераторов также должен осуществляться в том случае, если машина периодически глохнет. Если генератор воет, при этом автомобиль глохнет прямо на ходу, это может свидетельствовать о нехватке напряжения. Разумеется, когда авто глохнет во время движения, водитель в первую очередь проверит АКБ, но если батарея заряжена, необходимо произвести диагностику генераторного устройства (ГУ).

Реле регулятора напряжения генераторного устройства

В каких случаях требуется замена генератора или его ремонт и обслуживание?

Разобрать генератор потребуется при таких неисправностях:

  1. Механические повреждения либо износ шкива. Если повреждения довольно значимые, то осуществляется замена шкива генератора.
  2. Разборка генератора производителя при износе либо повреждении токосъемных щеток.
  3. Поломка токосъемных колец генератора (износ коллектора). Обычно замена токосъемных колец производится своими руками без проблем.
  4. Выход из строя или проблемы в работе регулятора.
  5. Снятие генератора и его ремонт также должен осуществляться при замыкании витков статорной обмотки.
  6. Обслуживание генераторов должно производиться при полном разрушении или износе подшипниковых деталей.
  7. Неисправности диодного моста генератора также приведут к его разбору и ремонту. Основные признаки неисправности диодного моста — это слабая искра на свечах, а также сниженный вольтаж батареи.
  8. Различные повреждения кабелей зарядной сети.
Читайте также:  Обзор популярного внедорожника toyota land cruiser prado

Схема замера напряжения на клеммах АКБ

Выявление причин и устранение неисправностей

Что делать, если не заводится генератор? Если свистит генератор? Разборка и сборка генератора — в принципе, процедура не очень сложная, если вы знаете, что нужно делать.

Итак, как отремонтировать генератор, зная основные причины:

  1. Слишком малый заряд АКБ или его полное отсутствие может быть результатом того, что предохранительный элемент сгорел или просто отошел из-за механической тряски. Кроме того, отсутствие вольтажа в бортовой сети может быть следствием износа щеток. Электрика в этом случае очень важна, поскольку при скачках напряжения могут сгорать диоды, а в обмотке ротора либо статора может случиться обрыв или замыкание.
  2. Чтобы проверить работоспособность щеток, обычно достаточно визуального осмотра. Но если в сети произошел обрыв проводки либо короткое замыкание, для диагностики может потребоваться мультиметр. Если вы не знаете, как снять генератор, воспользуйтесь сервисным мануалом, поскольку восстановление сломавшегося диода осуществляется только путем его замены или пайки. Если необходима также перемотка генератора, в домашних условиях ее осуществить будет проблематично. Для этого лучше обратиться к профессионалам, чтобы вы могли быть уверены, что все будет сделано правильно. Как правило, процедура перемотки обычно стоит дешевле, но если ее стоимость слишком высокая, возможно, есть смысл произвести замену на новое ГУ.
  3. Что касается ремонта ротора, то его можно осуществить своими силами. Как правило, необходимость ремонта ротора обусловлена разрывом электроцепи рядом с контактными кольцами либо распайкой концов обмоток. В этом случае процедуру ремонта следует начинать с того, что необходимо осторожно отмотать один видок кабеля. Сломавшийся конец необходимо выпаять, после чего, используя паяльник и расходные материалы, нужно установить готовый кабель с применением отмотанного витка.
    Как показывает практика, обычно даже не нужно уменьшать число витков, поскольку осуществляется распайка выводов.
    Чтобы обеспечить нормальную работу ГУ, также можно произвести очистку кольца мелкозернистой наждачной бумагой. Если на кольце имеются более крупные повреждения, от них можно избавиться с применением плоских надфилей. Как снять генератор в таком случае — опять же, нужно обратиться к сервисному мануалу, поскольку процедура демонтажа в каждом случае будет разной. Таким же образом осуществляется разборка или сборка генератора. В процессе необходимо быть осторожным, чтобы ничего не перепутать. Замена контактных колец генератора, как правило, осуществляется в случае полного их повреждения.
  4. Если ГУ сильно гудит, вероятнее всего, причина заключается в износе роторных подшипников. Если вы заметили, что состояние подшипниковых устройств довольно печально, возможно, пришло время произвести их замену. Но все может быть не так печально. К примеру, если люфт на подшипниках не особо критичный и практически не ощущается, можно просто демонтировать детали и промыть их своими силами. Перед установкой элементов необходимо будет смазать подшипники.
  5. Отсутствие вольтажа или скачки напряжения в бортовой сети обычно можно решить путем смены реле регулятора. Следует отметить, что первостепенной причиной в данном случае могут быть проблемы в работе диодного моста или каких-то его компонентов. Определить вышедшие из строя диоды позволит диагностика устройства с помощью мультиметра.
  6. В том случае, если диодный значок на контрольном щитке приборов сообщает водителю о проблемах с вольтажом аккумуляторной батареи, это может говорить о возможном пробое. В частности, речь идет об одном из диодов в цепи. Если вам необходимо будет добраться до этой схемы с диодными компонентами, потребуется открутить несколько гаек с обмотки, после чего извлечь гаечку, которая крепит положительный вывод. Когда вы сделаете это, вы получите доступ к схеме, которую можно либо заменить, либо отремонтировать (автор видео о самостоятельном ремонте ГУ — Вячеслав Ляхов).

Заключение

Как показывает практика, если вы занимаетесь самостоятельным ремонтом своего «железного коня», то в принципе, от большинства неисправностей можно избавиться своими силами. Важно с умом подойти к процедуре ремонта, чтобы не сделать еще хуже, эта рекомендация особенно актуальна для начинающих автолюбителей. Следует также отметить, что некоторые ремонтные процессы могут оказаться не эффективными с экономической точки зрения, к примеру, речь идет о замене обмотки статора. В данном случае наиболее целесообразно будет произвести замену ГУ полностью. Если вы сомневаетесь в своих силах, лучше доверьте процедуру ремонта специалистам.

Видео «Ремонт ГУ в домашних условиях»

Наглядная инструкция по ремонту ГУ своими руками представлена на видео ниже на примере автомобиля Форд Транзит (автор видео — Ramanych).

Неисправности генератора – диагностика состояния, обнаружение поломок, устранение

Наиболее частые и неприятные неисправности связаны с электрооборудованием. Генератор на автомобиле относится к источнику электропитания, который испытывает повышенные нагрузки при работе. Скорость вращения может достигать 14 тысяч в минуту, поэтому не удивительно, что после 100 тыс. км пробега практически каждый генератор нуждается в ремонте.

1 Автомобильный генератор – его устройство и преимущества

Назначение автомобильного генератора – выработка электроэнергии для потребителей и подзарядки батареи. Большинство автомобилей оборудуются генераторами переменного тока, которые имеют встроенные диодные выпрямители для получения постоянного напряжения. В отличие от постоянных генераторов они способны самоограничивать ток по максимальной силе. Его ограничитель в таком устройстве не нужен, достаточно установить несложный электронный прибор, регулирующий напряжение.

Регулятором поддерживается напряжение, оптимальное для потребителей. Их исполнение и схема подключения могут отличаться, но все работают одинаково. Кроме способности регулировать напряжение, они имеют свойство термокомпенсации: напряжение, поступающее на аккумуляторную батарею, меняется в зависимости от температуры воздуха. Чем она ниже, тем выше напряжение, которое подается. В регуляторах, установленных вне генератора, может быть переключатель на летний и зимний режим работы.

Основными частями генератора являются обмотка статора и ротор. Обмотка зажата между крышками. Они снабжены отверстиями, через которые вентилятор нагнетает воздух для охлаждения. С той стороны, где размещаются контактные кольца, на крышке кренится щеточный узел. Он и регулятор, выпрямитель составляют электрически объединенное устройство. Ротор вращается на подшипниках, размещенных на его валу. С одной стороны вала крепится шкив, через который посредством ремня ему передаются обороты от мотора.

Щетки, которые являются скользящими контактами, размещаются в узле. Они выполняются меднографитовыми или электрографитными. Последними обеспечивается более длительная эксплуатация колец, меньший износ, но в месте контакта значительно падает напряжение, что влияет на выходные характеристики генератора.

2 Неисправен генератор – внешние определения

Признаки неисправности видны по приборам, свету фар и посторонним звукам, исходящим от генератора. К ним относятся появляющиеся при работающем двигателе:

  • постоянное мигание или непрерывное горение контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
  • автомобильные фары светят тускло;
  • яркость света сильно меняется при возрастании оборотов мотора;
  • слабая громкость звукового сигнала или дребезжащий звук;
  • от генератора слышен писк, вой.

Часто неисправность можно определить по контрольной лампе. Если она не зажигается при включенном зажигании, это может объясняться неисправностью АКБ или самого индикатора. Возможны и другие причины, когда поломка вызвана нарушенными контактами или обрывом в цепи индикаторной лампочки. Когда сильно изношены щетки или нарушен контакт с ними проводки, неисправен регулятор, индикатор не будет светиться.

При его постоянном свечении недостаточное напряжение или неработоспособность генератора вызываются изношенным или ослабленным приводным ремнем. Возможны неисправности электрических узлов, которые касаются регулятора: поломка или сбой настройки. Пробитые диоды выпрямителя, обрыв статорных обмоток или короткое замыкание в них также вызовут постоянный свет лампочки индикатора.

3 Механические повреждения – почему возникают

Когда от генератора исходят шумы, визг, причиной чаще являются неисправные подшипники. Достаточно наполнить подшипниковый узел смазкой, и шум исчезнет. Но это не единственная причина посторонних шумов от подшипников. Они могут вызываться механическими повреждениями: разрушился сепаратор, износились дорожки качения, провернулось наружное кольцо в корпусе. Подшипники в таком состоянии не ремонтируются, а подлежат немедленной замене. Промедление может привести к более серьезной поломке – прикосновению вращающегося якоря к статорным обмоткам, их обрыву.

Причиной воя генератора становятся механические повреждения электрических узлов: межвитковые и короткие замыкания. Они наблюдаются в статорных обмотках, в тяговом реле, при замыкании на шину. Устранить их в гаражных условиях можно в очень редких случаях. Замыкание ликвидируется, если устранить место соприкосновения обмоток с шиной. Воем могут сопровождаться неисправности в контакторе зажигания, ненадежный контакт в тяговом реле и на аккумуляторе.

К другим механическим повреждениям относятся:

  1. Разрушение корпуса и его крепления. Причиной часто является влияние внешних факторов: солей на дорогах, грязи, вредному влиянию которых подвержены алюминиевые детали.
  2. Повреждение приводного шкива или его выработка. Происходит в большинстве из-за того, что чрезмерно натянут ремень.
  3. Изношены щетки, коллектор. Влияют временные факторы – вышел срок эксплуатации, а также внешние: пыль, грязь, соли на дорогах.

4 Неисправности электрических узлов – на что обратить внимание

Неисправности генератора не обязательно вызываются его поломкой. Причина может скрываться в аккумуляторной батарее или электрической цепи. Источниками электропитания на автомобиле являются автогенератор и АКБ. Неисправности в одном из них вызывают перебои в работе всей системы электроснабжения. Вследствие машина эксплуатируется или в ненормальных условиях или останавливается.

Поворачивая ключ в замке зажигания, обращаем первым делом внимание на показания приборов. Когда не горит индикатор, это указывает на перегорание предохранителя, обрыв в проводах, неисправность контактов замка зажигания или реле. На некоторых автомобилях установлен, кроме индикатора, вольтметр. Если лампочка индикатора светит, но стрелка вольтметра находится в красной зоне или начале шкалы, возможен обрыв в статоре, вентилях или диодах. Короткое замыкание тоже провоцирует подобное поведение вольтметра.

Одновременный отказ индикатора и вольтметра наверняка вызван проблемами со щетками: они или износились, или отсутствует контакт между ними и регулятором. Негативное влияние на работоспособность генератора оказывают окисленные контактные кольца, их разрыв с обмоткой возбуждения, неисправный регулятор. Это указывает, что вовремя не проводилось техническое обслуживание.

Причина неисправности, когда отсутствуют показания контрольных приборов, может оказаться банальной: перегорел предохранитель или окислились контакты в гнезде. Не следует исключать и окисления аккумуляторных клемм. Ликвидация подобных неисправностей очень простая. В любом случае при неисправности в электроснабжении автомобиля не следует сразу снимать генератор: сначала анализируем показания приборов, начинаем поиск с поломок самого простого.

5 Определение причин – ищем виноватого

Диагностику начинаем, замеряя напряжение на клеммах, чтобы определить, где кроется неисправность: в аккумуляторе или генераторе. Проверяем универсальным прибором – мультиметром. Перед поездкой измеряем на неработающем двигателе напряжение на клеммах. Показатель должен составлять минимум 12,5 В. Включаем зажигание: на нормальной батарее напряжение несколько упадет, но не менее, чем до 12,4 В, необходимых, чтобы запустить двигатель. После запуска двигателя проверяем показания прибора: при нормальном заряде они находятся в пределах 13,5–14,5 вольт.

Отклонения в большую сторону свидетельствуют о неисправностях генератора, которые возможны в таких узлах:

  • регуляторе;
  • диодном мосту;
  • обмотках – короткое замыкание.

Не исключены также повреждения АКБ из-за старения, выкипания, разрушения пластин или сбой в контрольном блоке зарядки, если он имеется. Если напряжение меньше 13,5 В, значит, на клеммы поступает низкий зарядный ток из-за неправильной работы регулировочного устройства или проблем с проводкой.

Мультиметром можно измерить зарядный ток генератора. Отсоединяем от него толстый провод, тщательно заизолировав, чтобы не коснулся массы: к нему подсоединен “+” батареи. Одним щупом касаемся свободного контакта на генераторе, другим – плюсовой клеммы аккумулятора. Мультиметр предварительно выставлен на 10 Ампер. Заводим двигатель: вначале ток зарядки больше 5 А, затем постепенно начинает уменьшаться. Такие показатели говорят об исправности генератора, в противном случае следует приступать к диагностике его узлов.

6 Работоспособность узлов генератора – проверка электрических частей

Проверяем статорную и роторную обмотку, диоды выпрямительного блока. Диагностика не сложна, и можно обойтись бе электромеханика со стороны, потому что его услуги могут оказаться дорогостоящими. Понадобится мультиметр, даже если его нет, приобретение окажется намного дешевле, чем прибегнуть к помощи со стороны. Генератор следует снять с машины и разобрать. Начинаем с якоря: мультиметр включаем в режиме измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Подносим щупы к коллектору. Если прибор показывает:

  • 1,8–5,0 Ом – повреждения ротора отсутствуют;
  • бесконечное сопротивление – обрыв в обмотке;
  • сопротивление меньше 1,8 Ом – межвитковое замыкание.
Читайте также:  Нива шевроле коробка передач

Обрыв происходит обычно в месте соединения обмотки с кольцами. Берем иглу и стараемся легонько пошевелить места пайки, чтобы обнаружить обрыв. Рассматриваем изоляцию – потемневшая, осыпавшаяся свидетельствует, что произошел разрыв или замыкание, отчего прибор фиксирует малое сопротивление. Осталось проверить замыкание на массу. Один щуп подносим к кольцу, другим – к ротору. Омметр покажет бесконечное сопротивление при исправной обмотке. В другом случае ротор подлежит замене.

Основные неисправности в статорной обмотке – обрыв и замыкание. По очереди проверяем сопротивление обмоток, которое будет небольшим, когда обрывов нет. Проверяя замыкание на массу, сначала отсоединяем выпрямительный блок от обмоток. Прикасаемся одним щупом к любой обмотке, другим – к корпусу. Бесконечное сопротивление указывает, что они не замыкают на массу. Делаем визуальный осмотр и убеждаемся, что изоляция нигде не растрескалась и не подгорела. Если обнаруживаем следы подгорания, замыкание произошло в диодах.

Проверка диодного моста проводится тестером при отключенных обмотках. Включаем прибор в режим проверки диодов. Красным щупом касаемся плюса или минуса диода, а черным – вывода. Затем щупы меняем местами. При исправном состоянии показания в каждом случае будут значительно отличаться. Если они одинаковы, диодный мост неисправен. О неисправности также свидетельствуют окисленные от перегрева контакты.

7 Ремонт – восстановление, замена узлов

К механическим неисправностям генератора относятся изношенные щетки, подшипники, повреждения шкива, контактных колец. Поменять щетки очень просто: сначала снимаем минусовую клемму батареи, демонтируем щеткодержатель. Очищаем его гнездо от сажи и пыли, также поступаем с коллектором и пружинами. Применяем мягко ворсистую ткань или такую же щетку. Устанавливаем новые щетки, убеждаемся в их свободном скольжении. Собираем узел, подключаем провод АКБ.

Если конструкция сборная, состоит из блока щеток с регулятором, снимаем массу с батареи, снимаем резиновый колпачок плюса, откручиваем крепежную гайку, снимаем узел. Удаляем пластиковый кожух, снимаем пружинные фиксаторы, расположенные по периметру. Крестовидной отверткой раскручиваем регулятор со щетками, отсоединяем провода, идущие к ним. Новую конструкцию устанавливаем на место.

Со временем изнашивается коллектор генератора. Способы устранения дефекта возможны в нескольких вариантах:

  • купить новый ротор или генератор;
  • проточить коллектор;
  • заменить кольца.

В последнем случае затраты минимальные, а ремонт несложный. Сначала снимаем подшипник, используя съемник или с применением подходящего рожкового ключа. Его вставляем между коллектором и подшипником и легонько постукиваем молотком, передвигая ключ по кругу. Сняв подшипник, снимаем плоской отверткой заглушку. Разгибаем 2 открывшихся контакта, освобождаем выводы.

Применяя молоточек, надеваем на ротор новые кольца. Не исключено, что придется применить напильник. Насаживаем аккуратно, без перекоса, иначе щетки быстро износятся. Загибаем контакты, припаиваем, если есть возможность, и насаживаем пластиковый кожух. Используя трубку подходящего диаметра, набиваем на вал подшипник.

Чтобы заменить подшипники, вышедшие из строя, используем описанный выше способ снятия старого и установки нового.

Очень распространенный недостаток в работе генератора, когда он недозаряжает АКБ. Первым делом осматриваем ремень и проверяем его натяжение. Оно регулируется передвижение генератора по регулирующей планке. Сначала ослабляем гайку, затем передвигаем генератор, чтобы натянуть ремень. Он должен иметь небольшой прогиб после легкого нажатия пальцем – около 10 мм. Следует иметь с собой запасной ремень и регулятор, чтобы заменить в случае поломки, если такое произошло в пути.

При обрыве и коротком замыкании обмоток можно воспользоваться услугами по перемотке. Стоит это в специализированных мастерских довольно дорого, а пользоваться услугами со стороны рисковано. Перемотка – сложный процесс, при недостаточных навыках ремонт выйдет некачественным, возможны проблемы с генератором: долго не прослужит или технические характеристики окажутся нарушенными. Если нет уверенности в качественной перемотке, лучше купить новый генератор.

Снятие и ремонт генератора ВАЗ 2114: неисправности как их устранить

Генератор, отвечает за функционирование системы электричества автомобиля ВАЗ 2114. Эта система распределения электричества имеет свои недостатки как сугубо индивидуальные, так и более распространенные.

Основные неисправности генератора ВАЗ 2114

  • Сгорел предохранитель. Для исправления этой поломки необходимо просто поменять предохранитель. Но для начала необходимо выяснить причину.
  • Цепь, питающая приборы оборвана. Обязательно проверьте соединение нулевого провода с другими контактами.
  • Поломка в замке зажигания. Убедитесь в исправности платы от замка зажигания.
  • Неисправность лампы контрольной.
  • Неисправность щеток. Для устранения неисправности необходимо заменить щеткодержатель и сами щетки, окисленные контактные кольца достаточно прочистить при помощи бензина, либо обработать WD — 40.
  • Неисправность в регуляторе напряжения.
  • Повреждение или неисправность ремня генератора.
  • Неисправен или сломан подшипник.

Изложенные неисправности очень часто встречаются, если их игнорировать и своевременно не производить необходимый ремонт, окончательно повредить генератор, впоследствии, его придется полностью заменить. Что в денежном выражении гораздо затратнее чем ремонт мелких неполадок.

Но не стоит рассчитывать на себя, если у вас нет соответствующей подготовки. Наилучшим решением будет обращение на станцию технического обслуживания, за квалифицированной помощью.

Место расположения генератора

Двигатель ВАЗ 2114

Генератор расположен под капотом машины, с лева от двигателя. Недалеко от передней правой фары автомобиля, относительно салона.

Проверяем исправность генератора

Недостатки в работе генератора, могут иметь непредсказуемые последствия. Если от генератора исходит недостаточный заряд, последствием будет посадка аккумулятора и в результате машина просто заглохнет. Но наиболее опасно, если генератор выдает высокое напряжение, в результате будет повреждена вся электрическая система автомобиля.

Проверяем мощность генератора ВАЗ 2114 при помощи тестера:

  1. После включения ключа зажигания убедитесь, что лампочки панели приборов горят, только после этого двигатель запускается. В случае если значок аккумулятора горит, либо тускло мигает, это указывает на повреждение цепи генератора.
  2. Двигатель необходимо прогреть до 90 градусов, только после этого все приборы потребляющие энергию необходимо включить.
  3. Подсоединяем тестер непосредственно к аккумулятору. Помощник газует, держа обороты в минуту примерно 3200 – 2500. Если напряжение 13В генератор исправен.
  4. Приборы потребляющие энергию выключаем, и снова проводит замеры, также при оборотах двигателя 3200 – 3500. Генератор исправен если напряжение 14,7В.

На заметку! Основная причина, почему генератор выдает низкое напряжение, ниже уровня 13В, возможна в наличии неисправностей: недостаточное натяжение ремня генератора, повреждена цепь генератора, поврежден регулятор напряжения, полностью износились щетки, генератор подлежит замене.

Во время работы автомобиля необходимо обратить внимание на звуки исходящие от генератора, если вы слышите гул – показатель износа подшипника, в данном случае его необходимо заменить.

Почему на приборной панели горит значок аккумулятора?

При повороте ключа зажигания система показывает на панели приборов все значки, для проверки исправности автомобиля, т.е. все системные лампочки полностью функционируют. Затем двигатель запускается, соответственно лампочки должны погаснуть при полной исправности машины. Но в случае, если одна из лампочек не гаснет, это свидетельствует о существующей проблеме.

Соответственно если значок аккумулятора не погас – это следствие того, что генератор подает слишком слабое напряжение, или оно полностью отсутствует.

Замена щеток генератора после их естественной амортизации

Причины амортизации щеток генератора:

  • Посадка напряжения.
  • В сумрачное время недостаточно освещения от фар.
  • На аккумулятор не идет заряд.
  • и др.

При обычном ТО, на небольшие проблемы генератора внимания ни кто не обращает, по этой причине изношенные щетки всегда неожиданность. Не спешите сломя голову менять щетки в случае возникновении первичных симптомов неполадок. Выясните очаг неполадок, затем разбирайте корпус генератора.

Как произвести демонтаж щеток генератора:

Прежде чем провести работу по замене генераторных щеток, необходимо снимать вместе в сборке с регулятором напряжения, поэтому открепляем клемму минуса и отсоединяем от кожуха провода.

  1. Отсоединяем провода.
  2. Удаляем колпачок с системы проводов вывода на +, отсоединяем гайку закрепляющую этот пучок и убираем с блока.
  3. Убираем кожух пластиковый, предварительно отсоединив фиксаторы.
  4. Отсоединяем крепеж регулятора напряжения.
  5. Доставая регулятор, не забудьте отсоединить колодку проводов.
  6. Меняем щетки таким же методом но последовательность меняется все устанавливаем на свои первоначальные места.

Для заметки! Обязательно смотрите износ щеток, они меняются при износе длинны стержня, достигающей меньше 0,5 мм. В случае если щетки нормальной длинны, возможная причина отсутствия заряда в неисправности регулятора напряжения или цепи регулятора щеток.

Проверяем регулятор напряжения

Как мы уже выяснили регулятор напряжения проверяется вместе с щеткодержателями, чтобы в случае повреждения цепи между щетками и регулятором мы моментально увидели эту проблему.

Для начала проверяем щетки, есть ли поломка или они изношены, соответственно на вашем ВАЗ 2114 замена щеток генератора неизбежна.

Готовим необходимые детали для проверки, это провода, аккумулятор для автомобиля, лампочка 12в, пальчиковые батарейки, для построения двух схем:

Проверка регулятора напряжения

Проверка регулятора напряжения

Если регулятор напряжения работает исправно, значит, напряжение составляет 14,7 В. В случае если подача превышает норму, соответственно необходимо остановить поступление напряжения на щетки.

Если в регуляторе напряжения имеются неполадки, если лампа горит, причиной является повреждение регулятора. Если же лампа совсем не зажигается, причина в отсутствии контакта соединяющего регулятор и щетки, либо возможен обрыв цепи.

Регулятор подлежит замене, при напряжении менее 13В при включении приборов бортовой системы. Повышенное напряжение более 14,7В также может быть следствием повреждения регулятора.

Процесс удаления и обратной установки регулятора напряжения, полностью совпадает с процессом снятия щеток с генератора, т.к. они вынимаются вместе с регулятором напряжения.

Процедура натяжения ремня генератора

Немаловажным фактором является сила натяжения ремня генератора. В случае его слабого натяжения можно посадить напряжение в бортовой системе. В данной ситуации слышен свист, также значок аккумулятор на приборной панели начинает мигать.

Сильное натяжение также негативно сказывается, т. к. негативно влияет на ресурсы подшипников в генераторе.

Важно! Ремень генератора подлежит замене через каждые 15000 км. При визуальной проверке ремня обратите внимание на его структуру, он не должен отслаиваться, либо рваться, в противном случае его срочно меняют.

Допустимое натяжение ремня зависит от генератора: для модели 37.3701 при натяжении допустимый прогиб 10 -15 мм, для модели 9402.3701 прогиб допускается 6 – 10 мм, при осуществлении нажатия в 10 кг.

Натягиваем ремень

От объема двигателя 1,5 или 1,6, т. к. модели ВАЗ 2114 зависит сам процесс натяжки.

Двигатель объемом 1,5 л:

  1. Расслабляем крепление генератора ВАЗ 2114.
  2. Винтом для регулировки корректируем натяжение ремня, если нам необходимо его натянуть мы действуем по часовой стрелке, при необходимости ослабить направление движения против часовой стрелки.
  3. Когда достигли нужного натяжения ремня, укрепляем генератор и обязательно ремень проверяем.

Двигатель объемом 1,6 л:

  1. Таким же образом, как и в первом случае, ослабляем крепление генератора ВАЗ 2114.
  2. При помощи ломика генератор немного отодвигаем от двигателя и ремень натягиваем, при необходимости ослабления ремня, генератор двигаем в другом направлении, т. е. к двигателю.
  3. После завершения закрепляем генератор и проверяем натяжение ремня.

Важно! После проведенной работы, проблема не исчезла, процесс посадки напряжения продолжается, соответственно проблема не выявлена, обязательно проверьте генератор.

Генераторы для ВАЗ 2114 и Приоры в сравнении

Многие автолюбители имеют желание установить наиболее мощный вид генератора на свой автомобиль. В данном случае наиболее оптимальным вариантом будет генератор с кондиционером применяемый для установки на такие модели как Приора и Калина. Мощность составляет 115А, при мощности заводского экземпляра всего в 80 А.

Читайте также:  Как выгодно и быстро продать поддержанный автомобиль?

Но есть небольшой нюанс, придется заменить шкив, это недорогая и достаточно легкая процедура.

Многие автовладельцы рекомендуют генератор модели Элдикс, с мощностью 115 А. Хорошая модель, но имеет огромный минус, невозможно достать запчасти.

Признаки неисправности диодного моста генератора

Мост представляет собой цепь электрическую из диодов осуществляющих переработку сигналов переменных потоков тока в постоянный. Неполадки с генератором напрямую зависят от неполадок в диодном мосту.

Неполадки которые могут полностью оставить без заряда или зарядить аккумулятор больше нормы, в итоге образуют огромные негативные последствия с внутренней системой электричества автомобиля.

Функция диодной системы не только в процессе преобразования импульсов тока, но и в однополярной передаче его от генератора к аккумулятору. Соответственно если диод неисправен ток направляется в обе стороны, или подача тока полностью прекращена. Причиной повреждения и неисправности диодного моста в некачественных контактах, или в результате проникновения влажности.

Для проверки диодов, мост необходимо демонтировать, достаточно легкими манипуляциями.

Демонтируем диодный мост генератора:

  1. Отсоединяем клемму «-» от поверхности аккумулятора, открепляем проводную систему от кожуха.
  2. Откручиваем провода.
  3. Удаляем колпачок резиновый с проводов + вывода, отсоединяем гайку закрепляющую эти провода и убираем с генераторного блока.
  4. Убираем кожух пластиковый, предварительно открепив систему фиксаторов.
  5. Отсоединяем крепление для регулятора.
  6. Доставая регулятор напряжения со щетками, не забудьте открепить колодку проводов.
  7. Ключом отсоединяем болты крепящие мост.
  8. Отогнув выводы направленные на обмотку статора, отворачиваем крепление конденсатора.
  9. Достаем диодный мост. Откручиваем 2 гайки болта контактного, снимаем с него втулки, и болт также достаем с моста. Вот и все, сейчас можно менять или проверять диодный мост.
  10. Процесс установки повторяем в обратной последовательности.

Снятие диодного моста

Ремонт генератора ВАЗ 2114

Процедура ремонта и возможная замена генератора 2114, является довольно серьезным и важным процессом. Для качественного ремонта генератора ВАЗ 2114 нужно владеть знаниями и навыками необходимыми для работы, в противном случае лучше обратиться к специалистам.

Как снять генератор на ВАЗ 2114

Снимаем генератор ВАЗ 2114:

  1. Для того, чтобы снять генератор ВАЗ 2114 необходима яма или подъемник.
  2. С двигателя необходимо убрать защиту.
  3. Натяжной ролик для ремня привода необходимо ослабить.
  4. Отсоединяем верхний болт крепления генератора.
  5. Затем удаляем нижний болт крепящий генератор.
  6. Отсоединяем крепление компрессора кондиционера.
  7. Приводный ремень снимается и происходит снятие генератора ВАЗ 2114 из посадочных мест и последующее его смещение вправо ближе к аккумулятору.
  8. Затем достаточно просто открутить верхний болт крепящий компрессор кондиционера.
  9. Компрессор просто вынимаем и подвешиваем, трубки достаточно прочные и легко выдержат его вес.
  10. Болты держателя для генератора необходимо открутить.
  11. После отсоединения клеммы генератор и его держатели можно вытянуть вниз.
  12. Установка происходит по тому же методу но в обратном порядке, и обязательно отрегулировать ремень привода.

В результате если обмотку замкнуло необходимо выяснить причину. Если случилась распайка какого либо кольца контактного, эту проблему можно устранить, отмотав назад виток с дефектом, затем снимается обломанный конец и отмотанный привод припаивается. Если произошла распайка, также достаточно просто припаять провода.

Неполадки реле также возникают из-за достаточно сильного или слабого заряда, его меняют во время ремонта генератора.Если генератор исправен, а на панели мигает сигнал, это свидетельствует о нарушении работы диодов. Так как эти элементы находятся в генераторе, их необходимая замена осуществляется, когда проводится разборка генератора ВАЗ 2114.

Слишком сильные шумы являются итогом износа подшипника ротора. Если он полностью изношен его обязательно необходимо заменить, если нарушения связаны с отсутствием люфта в подшипнике, его достаточно залить маслом.

Ремонт генератора можно сделать самостоятельно, зная и соблюдая порядок действий. По возможности своевременно проверять работу вашего автомобиля и осуществлять необходимую замену деталей.

Как работает автомобильный генератор? Как его проверить? Какие неисправности случаются?

Как работает генератор?

Принцип работы автомобильных генераторов одинаковый и основан на электромагнитной индукции. Электрический ток возникает в замкнутой рамке при пересечении ее вращающимся магнитным полем. Таким образом, для работы генератора необходимо, чтобы в нем вращалось магнитное поле.

Собственное, вращающееся магнитное поле создается ротором. Сразу отметим, что в автомобильном генераторе нет постоянных магнитов. Т.е. постоянного магнитного поля в генераторе просто нет. Однако магнитное поле появляется на обмотке ротора после подачи на него тока. Обмотка ротора правильно называется «обмоткой возбуждения». Она создает магнитное поле при повороте ключа зажигания. Далее после запуска двигателя ротор начинает вращаться. Ток вырабатывается в трех отдельных обмотках статора. Этим же током далее питается обмотка возбуждения, т.е. потребление тока от АКБ прекращается.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про автомобильные генераторы.

Снятый с обмоток статора переменный ток стабилизируется в устройстве, называемом «выпрямитель», также известном как диодный мост. Благодаря ему выходной ток генератора – постоянный и выпрямленный. В нем присутствует шесть силовых диодов. Половина диодов соединена с силовым плюсом генератора, половина – с его «массой», т.е. корпусом. Также в выпрямителе могут присутствовать слаботочные диоды, через которые подключена обмотка возбуждения. Диоды – это полупроводники, которые пропускают ток только в одном направлении.

Также в генераторе есть реле-регулятор напряжения. На контакты реле с диодов приходит снятое со статора силовое напряжение. Если его недостаточно, т.е. напряжение меньше 14 Вольт, реле увеличивает напряжение на обмотке возбуждения. При усилении магнитного поля увеличивается силовое напряжение. Необходимая величина – 14-14,5 Вольт.

Здесь же добавим, что магнитное поле увеличивает усилие, с которым вращается ротор. Эта нагрузка через приводной ремень передается на коленвал. Таким образом, включение электрических потребителей и, главным образом, их общая мощность, непосредственно влияют на расход топлива.

Именно благодаря регулированию тока в обмотке ротора производительность генератора не зависит от скорости вращения ротора и силы тока нагрузки. Разумеется, до определенных пределов, ограниченных общей мощностью генератора. Сам по себе регулятор напряжения – чисто электронное устройство.

Ток возбуждения подается по подпружиненным графитовым щеткам, контактирующим с контактными кольцами на роторе.

На более современных автомобилях применяется бесщеточные индукторные генераторы. В них применяется отдельная неподвижная обмотка возбуждения с намагниченным магнитопроводом. Ротор представляет собой звезду с 6-ю лучами, а статор не 3-х, а 5-фазный. Такие генераторы самовозбуждаются, т.е. могут работать без АКБ.

Обгонная муфта генератора

Мощные генераторы оснащаются шкивом с обгонной муфтой. В данном случае она служит демпфером, который гасит инерции коленвала и самого ротора генератора, не позволяет тяжелому и нагруженному ротору генератора ударять и подгонять ремень навесного оборудования при снижении его скорости движения. Т.е. если скорость ремня падает или ремень останавливается при глушении двигателя, то ротор генератора может свободно продолжать вращаться. При неисправности обгонной муфты, т.е. ее заклинивании, во время работы двигателя можно увидеть сильную вибрацию приводного ремня возле муфты. А при остановке двигателя раздается скрип ремня – это вращающийся по инерции ротор генератора прокручивает заклинившую муфту относительно ремня.

Подключение генератора. Самые распространенные выводы и клеммы.

К проводке автомобиля генератор подключается не только силовым проводом и контактом с «массой». Силовой выход – клемма 30 – помечен буквой «B» (батарея). Отдельный минусовой контакт – клемма 31 – на генераторе обозначается буквами E, B-, GRD.

У генератора обязательно есть выход на контрольную (индикаторную) лампу. Через этот же выход подается небольшое напряжение для намагничивания ротора. Такой контакт помечен буквой «L» (лампа). Горящая лампа указывает на отсутствие зарядки. Кстати, лампочка тухнет при выравнивании потенциалов, т.е. когда на контакте L появится «плюс». Это происходит в тот момент, когда генератор начинает вырабатывать ток.

Также контрольная лампа может подключаться через контакт «D+». Нюанс в том, что в этом случае по этому же контакту питается регулятор напряжения. По контакту «S» (сенсор) измеряется напряжение для контроля.

На генераторах дизельных двигателей нередко присутствует контакт «W». Это выход с одной из обмоток статора, по которому подключается тахометр.

По контакту «FR» или «DFM» регулятор напряжения соединяется с ЭБУ для контроля нагрузки на генератор. Если нагрузка высока, то электроника повышает обороты холостого хода или отключает некоторые потребители.

На генераторе может присутствовать контакт «D» c очень разным функционалом. «D» может обозначать и Digital, и Drive. Например, по нему можете передаваться цифровой сигнал, как на автомобилях Ford. На генераторах японских автомобилей по этому контакту подается ток для управления регулятором напряжения. Также это может быть просто пустой контакт.

Почему генератор выходит из строя?

Поломки генераторов можно разделить на механические и электрические.

По механике – это нарушение вращения ротора из-за износа или разрушения подшипников. Подклинивающий генератор может привести к обрыву ремня навесного оборудования. Также может возникнуть люфт подшипников.

Графитовые щетки постоянно изнашиваются из-за трения с контактными кольцами на роторе. Правда, они сделаны с запасом и служат сотни тысяч км и огромное количество моточасов. Предельная длина щеток – 5 мм.

Если контакт щеток с кольцами ротора пропадает, то генератор перестает функционировать. Обмотка возбуждения не намагничивается, ток не возникает.

Диоды в выпрямителе выходят из строя из-за нагревов, вызванных перегрузками. Тут можно сказать, что есть генераторы с некорректно подобранными диодами, которые просто не служат достаточно долго. И в целом силовые диоды рассчитаны на номинальный ток с минимальным запасом.

Также отметим, что диодный мост может выйти из строя на вашем автомобиле при неправильном прикуривании. Дело в том, что из-за высокого потребления тока стартером и севшим АКБ другой машины диоды в вашем генераторе просто пробивает током. Правильно прикуривать другой автомобиль так: подсоединяетесь к его АКБ, несколько минут с заведенным двигателем подзаряжаете его, затем глушите свой двигатель, даже вынимаете ключи из замка зажигания. И только после этого позволяете пациенту завестись.

Если неисправность возникает в реле-регуляторе, то генератор не выдает достаточного напряжения. В этом случае опять же пропадает зарядка. Кроме того, реле-регулятор может стать причиной утечки тока. Для некоторых генераторов есть рекомендация менять реле-регуляторов через определенные пробеги.

Также зарядка может пропасть или отсутствовать при нагрузке в случае межвиткового замыкания.

Проверка снятого генератора без машины

Снятый и неразобранный генератор можно проверить при помощи таких вспомогательных вещей, как заряженный АКБ и некое устройство, с помощью которого можно раскрутить ротор генератора (шуруповерт или дрель с подходящей головкой). Также нужно правильно подключить индикаторы – лампы. Одна лампа грубо покажет наличие зарядки, другая покажет работоспособность реле-регулятора.

Более точные и точечные проверки проводятся на разобранном и заведомо неисправном генераторе для поиска конкретного неисправного узла.

Генератор на автомобиле проверяется с помощью мультиметра. Для начала необходимо замерить напряжение на самой АКБ. В идеале напряжение должно быть порядка 12,5 Вольт. После запуска двигателя напряжение на АКБ должно составлять не менее 13,8 Вольт и не более 14,5 Вольт.

Есть старый дедовский метод со скидыванием клеммы АКБ во время работы двигателя. Типа если двигатель не заглохнет, то генератор бодрячком. На сегодняшний день таким образом нельзя проверять работу генератора скидыванием клеммы с АКБ на работающем авто. Если так сделаете, то через пару недель пройдет пробой одного из диодов.

Отдельного упоминания заслуживают генераторы с подключением P-D (терминалом P-D, «импульс-управление»). Они не имеют регулятора напряжения. Регулятор находится в ЭБУ. Оттуда же подается напряжение для обмотки возбуждения. Таким образом, их нельзя проверить методом с подключением индикаторной лампы и подачи возбуждения через нее. Ее просто подключить некуда, а возбуждение подается через силовой контакт. Такие генераторы проверяются на специальном стенде или при помощи самодельного реле-регулятора, способного подать импульс на обмотку ротора.

Ссылка на основную публикацию