Современные технологии ремонта автомобильных шин - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Современные технологии ремонта автомобильных шин

Современные технологии ремонта шин

Янчевский В.А., профессор МАДИ.
Журнал “Строительная техника и технологии” №1’2001

Самая обычная технологическая операция – замена колеса самосвала-многотонника. Какие сложные гидравлические манипуляторы требуются. Но это часть проблемы. При нашей смекалке (или бедности?) порой и погрузчиком или кран-балкой можно обойтись.

Основная забота состоит в громадных экономических затратах на приобретение таких шин. Ведь стоит одна шина многие сотни, переходящие в тысячи так образно по-русски звучащих “у.е.” Только реализуемый пробег бывает, к сожалению, не столь впечатлительным.

Известно, что ресурс шины определяется износом протектора или каким-либо ее разрушением. У шин строительной техники стоимость протектора, той резины, которая истирается, составляет немногим более 5% от общей стоимости шины. Каркас шины по долговечности по исходным заводским характеристикам способен “пережить” 2 – 3 протектора.

В мировой практике многие модели шин восстанавливают наложением нового протектора неоднократно. Наш же разговор, несмотря на актуальность вопроса, к сожалению пока не об этом. Эта проблема в буквальном смысле выходит за рамки автотранспортного предприятия. Восстановлением протектора занимаются специализированные ремонтные предприятия. Территориально с учетом наших графических просторов добраться к ним бывает не просто. Но основной тормоз – это несоответствие стоимости восстановления с получаемым качеством.
Крупногабаритные шины в большей степени подвержены другой напасти – различным видам разрушения каркаса. Основные причины, близкие по своей сути – это качество вождения и дорожные условия. На тяжелых карьерных дорогах преждевременное разрушение шин иногда достигает 90% и более.

При таком обвале утильных шин о восстановлении протектора можно вроде бы не думать – нет так называемого ремфонда. Но относительно самих повреждений шин – разговор особый. Ведь не менее 30% возникающих механических повреждений покрышек, как в зоне протектора, так и в зоне боковины можно восстанавливать. И делать это можно в “рамках” АТП: в своем вулканизационном отделении, своим персоналом. Поэтому дальнейшее наше рассмотрение технологических возможностей ремонта шин, по которым даже в тех автопредприятиях, где знакомы с такими технологиями, дела дальше констатации факта о разрыве очередной шины и выдаче вместо нее новой – не идут.

Дело мастера боится

Современные технологии ремонта повреждений покрышек в основном сводятся к следующим операциям:

  1. Отбор шины для восстановления (определение общего состояния каркаса для решения вопросов по технической возможности и экономической целесообразности ремонта).
  2. Обработка поврежденного места.
  3. Восстановление целостности и герметичности поврежденного места (заполнение повреждения ремонтными составами, вулканизация).Для крупногабаритных шин применяется горячая вулканизация. Для прочих шин также есть технологии ремонта с использованием самовулканизируемых (при “комнатных” температурах) материалов.
  4. Восстановление прочностных характеристик поврежденного места наложением изнутри покрышки самовулканизируемого пластыря, армированного, как правило, металлокордом.

Приведенная последовательность ремонта едина для технологий разных разработчиков (фирм). Основные различия в составе и качестве материалов, их стоимости, в температурных и временных режимах. В качестве примера рассмотрим технологию немецкой фирмы STAHLGRUBER Otto Gruber GmbH & Со (в обиходе Rema TIP-TOP). Почему именно эта фирма? Во первых у нас в стране она присутствует уже не одно десятилетие. Ее технологии проверены у нас практикой и в частности на транспорте рудничных разрезов.

Лучше один раз увидеть

Для обострения восприятия надо всмотреться в рис. 1 Этот “обычный разрывчик” за 1-1,5 часа ручного труда (время вулканизации и самовулканизации не в счет) спокойно устраняет один человек. Второй “на подхвате” когда такую махину перемещать надо. Размер повреждения может быть до 250 мм, а по некоторым технологиям и более того. Лишь бы общее состояние каркаса было признано удовлетворительным .

Следующие операции показаны на примере разных шин, чтобы достичь большего представления о возможностях такого ремонта.

Для обработки краев разрыва (рис. 2) существует весьма разнообразная номенклатура приспособлений – под любой вид и размер повреждения.

Заполнение повреждения ремонтным материалом (рис. 3) имеет определенную специфику, но в большей степени требует аккуратности работ для предотвращения попадания грязи и частиц воздуха. В зоне протектора в зависимости от технических условий может применяться и однокомпонентный состав. Стоимость материалов и приспособлений столь незначительна, что не заслуживает отдельного рассмотрения.

Наиболее серьезно оборудование для вулканизации (рис. 4). Но по сравнению с шиной габариты термопресса “не давят”, а цена, с учетом того, что такие шины стоят несколько тысяч у.е., вполне подъемная – около 50 тыс. Для шин меньшего размера термопресс может стоить почти на порядок меньше.

Ремонтируемым считается все пространство покрышки (рис. 5) за исключением повреждения каркаса в зоне, прилегающей к бортовому кольцу. Характерный пример на рис 5 в. Даже если такое количество повреждений отремонтировано на одной шине, значит экономически это выгодно. И это уже наглядная информация, повод для начала практической реализации.

Заслуживают внимания рабочие надписи на ремонтируемых шинах (см. рис. 4 и 5). Какие исторические даты, какая география экзотических мест по освоению этих технологий. Жаль, что “1/6 земной суши” не особо охвачена.

Установка пластыря (рис. 6) – финишная операция по ликвидации повреждения. Стоимость пластыря в зависимости от размера повреждения примерно 10 – 30 у.е. Общая стоимость ремонта среднего повреждения покрышки составляет примерно 10% ее первоначальной стоимости. Качество восстановления такое, что отремонтированное место доживает до полного износа протектора, а по некоторым моделям шин остается возможность обновления протектора.

Вместо приговора

Почему масштабно не прививается у нас эта технология – пусть каждый ответит сам. Автор с позиции личного опыта выскажет субъективное мнение.

Ремонт шин конкретно на предприятии никому не нужен, нет индивидуальной финансовой заинтересованности. Куда проще заказать очередную партию шин, и возможно (по существующей практике) получить от продавца комиссионные проценты. Это хоть каждый день, и даже в нерабочее время. А шину, если не уберегли от повреждений, надо еще спасти для ремонта. Даже несколько дней ее эксплуатации с небольшим повреждением приводят к внутреннему разрушению каркаса и проблематичности ремонта. Кто должен регулярно отслеживать техническое состояние шин, снимать поврежденные, готовить “подменку”. Какая головная боль у администрации поддерживать такой производственный процесс.

Привлечение сторонних (приезжающих) ремонтников проблему решает частично. Ремфонд все равно кому-то надо подготавливать. А “залетные” специалисты выполняют в основном те работы, которые не требуют длительного ожидания процесса вулканизации. Оно и понятно – “волка ноги кормят”. Перечень сдерживающих факторов можно продолжить, но это уже будет сродни “кухонной” беседе.

Решать проблему надо поэтапно.

  1. Создать на предприятии ремонтный участок. Помещение должно использоваться только для ремонта и промежуточного складирования шин.
  2. Квалифицированно обучить персонал (зачастую обучение входит в стоимость приобретаемого оборудования). К другим видам работ персонал привлекаться не должен, даже если в конкретный момент нет ремфонда. Пусть занимается осмотром “действующих” колес, подготовкой “подменки”.
  3. Внедрить систему материальной заинтересованности. За каждое своевременно выявленное и снятое поврежденное колесо – поощрение. То же за качественный ремонт. Назначать и контролировать выполнение внутренних минимальных норм пробега шин по видам (типам) устраненных повреждений. Без этого ремучасток будет работать формально, должного качества не будет. Надо учитывать наш, как принято говорить, менталитет и “любовь” соблюдать должностные обязанности.

Последний пункт, наиболее ответственный по подготовке. Здесь нужна помощь специалистов, и не только программистов. По существу это система учета и премирования. Помните политцитату “Социализм – это учет”. Мы не признали ни одного, ни другого, а бельгийский, к примеру, фермер с социализмом не соприкасался, но компьютерную систему учета сделал так, что она фиксирует, сколько ежедневно каждая коровка воды выпила, комбикорма и витаминов получила. Может быть поэтому за те удои молока, за которые у нас ордена получали, там коров на “фураж” отправляют.

Экономить – значит дополнительно работать. Альтернатива этому применительно к шинам – прогулки на свежем воздухе по задворкам предприятий (см. обзорный рисунок в начале статьи).

Так что выбирайте правильный маршрут, господа руководители.

Современные технологии ремонта шин легковых автомобилей

Ремонт шин по методу «холодной вулканизации» производится в два этапа.

Первый этап — наружный косметический ремонт шины за счет вулканизации сырой резины.

Второй этап — «холодная вулканизация» внутренней поверхности шины. Производится повторная зачистка ремонтной поверхности внутри шины и устанавливается пластырь. Дальнейшая вулканизация пластыря протекает при температуре окружающей среды (20°С). Длительность вулканизации составляет 24. 72 ч.

К достоинствам метода можно отнести простоту и дешевизну оборудования (С-образный вулканизатор, рис. 7.12) и расходных материалов.

Рис. 7.12. С-образный вулканизатор

С-образные вулканизаторы позволяют производить ремонт несложных повреждений. Для ремонта сложных повреждений вулканизаторы этой конструкции необходимо комплектовать дополнительными профильными нагревательными элементами большей площади, способными обжимать ремонтный участок без деформации каркаса шины.

Многоэтапный ремонт шин легковых автомобилей позволяет отремонтировать как простые, так и сложные повреждения шин. Однако такой ремонт ведется в несколько этапов и требует строгого соблюдения технологи.

Первый этап — очистка шины от грязи и просушка.

Второй этап — выявление скрытых повреждений, измерение длины поврежденного участка (рис. 7.13) и проверка на наличие не- ремонтируемых повреждений. Размеры неремонтируемых повреждений приведены в табл. 7.1.

Третий этап — предварительная грубая обработка резины с использованием низкооборотной шлифовальной машинки (до 2500 мин -1 ). В качестве режущего инструмента лучше использовать фрезу. Применение абразива и большой частоты вращения инструмента приведет к оплавлению резины, что может явиться причиной отставания пластыря во время эксплуатации. Рваные края повреждения с наружной стороны шины надо срезать в виде воронки, полностью удаляя разлохмаченные нити текстильного корда. Зачистку места ремонта нужно делать под углом не менее 120° в боковой зоне шины и 90° на беговой дорожке (рис. 7.13, б). Поверхность вокруг воронки необходимо зачистить для косметического ремонта на 10 мм больше (рис. 7.13, в). Если ранее в повреждение попала вода, то шину необходимо просушить, иначе оставшаяся влага может привести к расслоению каркаса при нагревании шины во время эксплуатации.

Читайте также:  Замена бензинового фильтра

Рис. 7.13. Предварительная грубая обработка резины: а — формирование воронки; б — размеры воронки; в — зачистка места ремонта; / — воронка; 2 — зона косметической зачистки (10 мм)

Длина неремонтируемых повреждений

Перемонтируемая зона, мм

Перемонтируемая зона, мм

Радиальные шины (автомобили категории «В»)

Радиальные шины (автомобили категории «С» и «Д»)

При зачистке ремонтной поверхности нельзя оставлять необработанных щелей и полостей. В этих труднодоступных для сырой резины местах остается воздух и происходит разрыв пластыря и косметической резины. Для обработки узких повреждений и полостей внутри каркаса шины необходимо применять фрезы и головки малого диаметра (рис. 7.14).

Рис. 7.14. Фрезы и головки для обработки труднодоступных мест

Четвертый этап — замер габаритов повреждения. На протекторе замеряется диаметр воронки D, на боковой стороне — ширина W и длина// (см. рис. 7.13, б, в).

Пятый этап — выбор пластыря.

Пластырь выбирается по таблицам предельных повреждений с учетом размера и зоны повреждения (бок, плечо, беговая дорожка), а также индекса скорости. Окончательное решение в выборе пластыря зависит от условий эксплуатации шины и уточненных после полной зачистки размеров повреждения. В большинстве случаев бывает достаточно выбрать пластырь в три раза больше размеров повреждения.

Шестой этап — разметка места установки внутреннего пластыря.

При наклеивании необходимо обеспечить точное взаимное положение внутреннего пластыря и повреждения. Разметка производится при помощи мела. Через центр повреждения и центр пластыря проводятся мелом осевые линии. Прикладывая пластырь к месту повреждения, совмещают осевые линии шины и пластыря, обводят мелом зону механической зачистки (с каждой стороны больше пластыря на 10 мм).

Седьмой этап — обработка зоны повреждения буферным очистителем резины.

Если не делать обработку, то грязь забивает фрезу и разносится по чистой поверхности. Работы с применением буферного очистителя следует проводить в помещении с хорошей вентиляцией.

Восьмой этап — зачистка наружной и внутренней зон ремонта по мокрой поверхности, снимая грязную резину (рис. 7.15).

Зачистку наружной поверхности (рис. 7.15, а) осуществляют скребком, что позволяет получить требуемую микротекстуру поверхности.

Зачистку внутренней поверхности (рис. 7.15, б) осуществляют при помощи низкооборотной шлифовальной машинки (2500. 5000 мин -1 ) твердосплавной фрезой в виде полусферы.

После зачистки ремонтной поверхности фрезой рекомендуется дополнительно проводить шероховку специальной текстурной щеткой. Это придает поверхности необходимую степень шероховатости. После шероховки следует собрать пылесосом резиновую пыль внутри шины.

Рис. 7.15. Зачистка наружной (а) и внутренней (б) зон ремонта

Девятый этап — приклеивание пластыря к внутренней поверхности.

Внутреннюю поверхность промазать клеем 1—2 раза с промежуточной сушкой до исчезновения блеска на поверхности (до легкого залипания).

Режимы нанесения клея, время его просушки указываются на этикетке емкости с клеем. Одновременно с просушкой промазанного места готовят пластырь к установке.

Пластыри не имеют надреза на нижней защитной пленке. Это делается с целью улучшения сохранности и обеспечения стабильности свойств адгезива. Надрез нижней пленки производится непосредственно перед использованием пластыря. Снимать пленку следует, не касаясь химического слоя. Согнув пластырь посередине, нужно наложить его на центр повреждения, ориентируясь по осевым линиям. Стрелка на этикетке пластыря должна быть направлена к борту шины. Сначала приклеивается центральная часть пластыря, а затем концевые. Одновременно с приклеиванием из-под пластыря выдавливается воздух. В холодное время года перед установкой пластырь желательно прогреть до 40. 60°С для повышения эластичности и клейкости. Прогрев удобно делать обычным бытовым феном.

Десятый этап — прижим пластыря.

Пластырь прокатывается узким роликом (диаметром 3 мм) крест- накрест от центра к краям. Для более качественной прикатки зону ремонта с внешней стороны следует прижимать рукой.

Жесткие многослойные пластыри после прикатки роликом необходимо дополнительно простучать пневмомолотком. Желательно использовать пневмомолоток с регулировкой частоты ударов. Для лучшего вытеснения воздуха из-под пластыря простукивание следует делать от центра к краям. Простукивание молотком обеспечивает лучшее соединение пластыря с шиной и резко активизирует процесс вулканизации. В результате простукивания происходит интенсивное перемешивание клея с адгезивом и прочность связи пластыря с шиной сразу возрастает на 20% за счет присасывания пластыря к шине и вакуумирования поверхности под ним.

Одиннадцатый этап — установка пластыря с внешней стороны.

Место ремонта хорошо просушивается и наносится термоклей. В холодное время года ремонтную поверхность промазывают по теплой резине (нагрев места ремонта феном до 40. 60°С).

После высыхания термоклея заполняют воронку сырой резиной, нарезанной на полоски 5. 10 мм (рис. 7.16). Для повышения эластичности резину следует разогреть до 60°С непосредственно перед использованием. Заполнять повреждение надо как можно плотнее, выдавливая из-под резины весь воздух.

Зачищенную поверхность вокруг воронки заклеить полоской сырой резины для улучшения внешнего вида. Раскатать сырую резину узким роликом, создав бугорок 3 мм по центру повреждения.

Рис. 7.16. Заполнение воронки сырой резиной:

1 — слои сырой резины; 2 — фен; 3 — пластырь, установленный по внутренней стороне

Для наружного косметического ремонта следует применять только специальную резину, сохраняющую высокую эластичность при длительной эксплуатации. Применение некачественной резины ведет к ее отслоению и растрескиванию. При ремонте сквозных повреждений ремонт в зоне беговой дорожки нужно производить износостойкой резиной с твердостью по Шору 60. 65 ед., а для ремонта в боковой зоне рекомендуется использовать высокоэластичную резину с твердостью не более 50 ед. Для ускорения вулканизации толстого слоя сырой резины при ремонте грузовых шин можно использовать низкотемпературную сырую резину с температурой вулканизации 100. 110°С.

Место ремонта накрыть термостойкой пленкой, в которую упакован пластырь.

Двенадцатый этап — вулканизация наружного пластыря.

Вулканизацию наружного пластыря производят с помощью двухстоечного настольного вулканизатора.

Для обеспечения равномерного обжима всей ремонтной зоны внутрь шины вкладывают выравнивающий мешок с песком. Такие мешки легко изготовить из старых автомобильных камер, заполненных на 80% песком. Резиновые мешки за счет растяжения работают лучше и дольше тканевых. Они эластичны и лучше обжимают пластырь.

Для распределения давления на мешок с песком кладется металлическая пластина и шина устанавливается на лекало, повторяющее профиль наружной стороны. При зажимании вулканизатора центр давления должен приходиться на центр повреждения. Если повреждение находится в зонах, где пластырь обжать сложно (плечевая зона), то обжим надо производить через рычаг, передающий давление внутрь шины. В этом случае одним концом рычаг лежит на выравнивающем мешке, а другим — на регулируемой по высоте опоре. Через 1. 2 мин, когда сырая резина разогреется, вулканизатор необходимо дожать. При этом рычаг должен принять горизонтальное положение, чтобы не происходило стягивания пластыря в сторону. Умение правильно установить шину на вулканизатор и выбрать усилие зажима приходит с опытом, и от этой завершающей операции во многом будет зависеть товарный вид отремонтированной шины. Если вулканизатор пережать, то на поверхности шины в течение нескольких дней после ремонта могут оставаться следы от краев лекала, что само по себе не страшно. Хуже, если из-за недожима вулканизатора или нехватки сырой резины она получается пористой и непрочной.

Время, необходимое для вулканизации резины на вулканизаторе, разогретом до 150°С, выбирается из расчета 4 мин на 1 мм толщины резины. При установке на холодный вулканизатор время следует увеличивать на 20 мин, необходимые для разогрева до рабочей температуры. После вулканизации нужно дать пластырю остыть, затем можно сразу монтировать покрышку на диск. Накачивать отремонтированную шину до рабочего давления можно только после ее полного остывания и выдержки в течение 4 ч. В целях безопасности и контроля отремонтированную шину рекомендуется устанавливать на заднюю ось автомобиля с правой стороны отремонтированной стороной наружу.

Ремонтируем проколотую шину — тест 16 ремкомплектов и советы ЗР

Можно ли с помощью дорожной аптечки залечить проколотое колесо? Эксперты «За рулем» проверили в деле 16 наборов для ремонта бескамерных шин, а заодно продемонстрировали алгоритм операции по спасению пострадавшей покрышки. Инструкцию дополняют лайфхаки, которые пригодятся всем водителям.

В стародавние времена существовал ГОСТ 5170–73 «Аптечки для ремонта пневматических шин». Каких только компонентов не было в этих аптечках! И грибок, и терка с пластырем, и ролик… А теперь каждый производитель сам решает, что именно класть в свой набор.

Проверим, на что способны потомки тех дорожных аптечек. Подтолкнула к решительным действиям редакционная Гранта, одно из колес которой испустило дух. Вместо шиномонтажа мы посетили несколько магазинчиков, где приобрели 16 различных наборов для ремонта бескамерных шин. Разброс цен — семикратный, хотя принцип действия один и тот же. После обнаружения прокола нужно удалить виновника неприятности (саморез, гвоздь), после чего расширить отверстие и плотно вставить в него сложенный резиновый жгутик. Нюансы технологии и инструменты могут различаться, но в целом алгоритм ремонта именно такой.

Отремонтировав шину, которой на дороге встретился саморез, мы решили испытать на бедняжке все 16 ремкомплектов. Однако в итоге нанесли ей только 13 колющих ран, поскольку три комплекта забраковали сразу: жгутики в них откровенно плохие, мгновенно рвутся в руках.

Инструменты тоже различаются довольно сильно. Так, симпатичная рукоятка в наборе CityUp CA-793 умудрилась провернуться относительно жала при первой же попытке проникнуть внутрь шины.

Читайте также:  Выбираем коврик в багажник

Отметим, что в некоторых наборах никаких «ковырялок» не предусмотрено, а кое-где отсутствует клей. И названия инструментов почти у всех изготовителей разные – в пояснениях мы приводим именно «фирменный» вариант.

Шина с таким количеством отверстий в протекторной части прошла испытание пробегом на скоростях за сотню в течение пары недель, не потеряв ни капли драгоценного воздуха. Ради эксперимента мы даже не стали обрезать несколько хвостиков — и все удержались. С небольшим проколом в боковине также удалось справиться с помощью жгутика. Хотя надежность герметизации заметно ниже, чем в случае, когда жгут держится в толстом (даже у поношенной шины) протекторном слое.

Под занавес провели еще одно испытание — эдакое «бытовое»: проткнули боковину шины, как какой-нибудь хулиган ножом или отверткой. Мы уже не занимались сравнительными испытаниями, а просто боролись за живучесть. Кстати, такие же повреждения возникают, например, при жестких контактах шины с бордюром или острой кромкой ямы. Подобный временный ремонт априори сложнее: боковина тоньше протектора, а потому жгутику тяжелее удержаться в отверстии.

Примерная цена: 180 руб.

Комплектация: спиральное шило, инструмент для установки жгутов, полоски сырой резины (5 штук), ­
клей-активатор

Спиральное шило разрушает корд — при установке слышен треск разрыва­ющихся нитей. Однако отремонтированное колесо успешно ездит.

Примерная цена: 200 руб.

Комплектация: инструмент для зачистки и формирования отверстия, шило с ушкóм, армированные жгуты (5 штук), клей

Красивая ручка рашпиля тут же провернулась — набор можно снимать с испытаний. Ладно, взяли аналог «ковырялки» из другого набора… В итоге колесо отремонтировали, но советовать приобрести такую аптечку язык не поворачивается.

Примерная цена: 540 руб.

Комплектация: инструмент с витым наконечником, инструмент с ушкóм, клей-активатор для сырой резины, полоски сырой резины (8 штук), резак

Спиралевидное шило хорошее, рукоятки удобные. Отметим наличие резака в наборе — в других комплектах его нет. Аптечка понравилась, но дороговата.

Примерная цена: 330 руб.

Комплектация: инструмент с витым наконечником, инструмент с ушкóм, клей-активатор для сырой резины, жгутики сырой резины (3 штуки)

«Ковырялка» не понравилась: рвет корд. Но колесо всё же починили.

Примерная цена: 160 руб.

Комплектация: инструмент с витым наконечником, инструмент с ушкóм, клей-активатор для сырой резины, жгуты (5 штук)

У инструмента с отверстием вроде игольного ушкá слишком широкий паз. Тем не менее набор выдержал испытания.

Примерная цена: 130 руб.

Комплектация: инструмент для зачистки и формирования отверстия, шило с ушкóм для установки жгута, армированные жгуты (5 штук), клей

Недорогой набор с задачей справился успешно, продемонстрировав лучшее соотношение цены и качества.

Примерная цена: 100 руб.

Комплектация: рашпиль для зачистки и формирования отверстия, шило с ушкóм, армированные жгуты (5 штук), клей

Рукоятка сделана неряшливо.
Клей, по ощущениям, очень жидкий. Однако же — работает.

Примерная цена: 220 руб.

Комплектация: инструмент с ушкóм, клей-активатор для сырой резины, конические черные «затычки» (6 штук)

Ступенчатые «клинышки» порвались почти сразу. Незачет.

Примерная цена: 300 руб.

Комплектация: инструмент с ушкóм, полоски сырой резины (10 штук), клей-активатор

Набор провалился довольно быстро: слабенькие неармированные полоски сырой резины порвались при первой же попытке запихнуть их прилагаемым инструментом на рабочее место. Незачет!

Примерная цена: 720 руб.

Комплектация: манометр, рашпиль, инструмент с ушкóм, жгуты для ремонта (10 штук), клей, 4 колпачка, 4 золотника, универсальный ключ для прочистки резьбы вентиля, 10 заплаток для камеры

Самый дорогой, но и самый полный комплект в нашей подборке. С проколом комплект справился. Однако инструмент неудобный. Да и большинство содержимого понадобится далеко не всем.

Примерная цена: 180 руб.

Комплектация: рашпиль, инструмент-«игла», полосы для ремонта (3 штуки), клей

Клей жидкий, как вода. Но отремонтировать колесо удалось довольно быстро.

Примерная цена: 175 руб.

Комплектация: инструмент для зачистки и формирования отверстия, шило с ушкóм для жгутов, жгуты для ремонта (5 штук)

Клея в комплекте нет. Однако свою непосредственную функцию набор выполнил.

Примерная цена: 270 руб.

Комплектация: инструмент с ушкóм, длинные черные «самовулканизиру­ющиеся» жгуты (4 штуки)

Клей в наборе отсутствует. Жгуты на вид очень тонкие. Инструмента для подготовки отверстия в наборе нет — приходится действовать сразу «иглой». Однако герметизацию отверстия мы выполнили.

Примерная цена: 270 руб.

Комплектация: инструмент с ушкóм, клей-активатор для сырой резины, конические красные «затычки» (6 штук)

Красные «затычки» ступенчатой формы рвутся еще до установки в шину.
Незачет.

Примерная цена: 150 руб.

Комплектация: спиральный напильник, шило с ушкóм, жгуты (3 штуки), клей

Недорогой набор успешно справился с задачей.

Примерная цена: 240 руб.

Комплектация: инструмент с наконечником-напильником, инструмент с ушкóм, жгуты сырой резины (5 штук), клей-активатор

Жало у инструмента-«ковырялки» слишком тонкое. Но колесо отремонтировать удалось.

Из перечисленных комплектов мы выделяем Titan Т‑609 за 130 рублей — при доступной цене он снабжен набором инструментов, которые не вызвали у нас нареканий.

Отдельно отметим DoneDeal DD0320 за 540 рублей — единственный набор, в котором предусмотрен резак, чтобы обрезать торчащие из шины концы жгутов. Кабы не цена, быть бы ему чемпионом.

Самые общие рекомендации такие: жгутики должны быть толстыми и армированными, «ковырялка» — не слишком «зубастой», а клей все-таки необходим.

АЛГОРИТМ РЕМОНТА БЕСКАМЕРНОЙ ШИНЫ

Определяем место прокола. Если внешний осмотр не помогает, погружаем колесо в воду или, на худой конец, окатываем его водой, чтобы обнаружить пузырьки воздуха. Порой для этого нужно повысить давление до 2–3 бар. Обнаружив прокол, помечаем его. Пассатижами извлекаем виновника.

Берем инструмент [1] для зачистки и отверстия (в просторечье — «ковырялка»), устанавливаем его в место прокола и отпускаем ручку — по углу наклона пытаемся определить направление прокола.

Наносим на поверхность «ковырялки» слой клея (если он присутствует в ремкомплекте) и сначала вворачиваем его до упора в шину, после чего вытягиваем. Операцию нужно повторить два-три раза. При последнем проходе оставляем инструмент в утопленном положении.

Берем жгут и устанавливаем его в ушкó шила (еще его называют «иголкой»). Наносим на поверхность жгута клей.

Вынимаем инструмент для зачистки и формирования и быстро загоняем в отвер­стие шило со жгутом [2]. Концы жгута обязательно должны оставаться на поверхности.

Вытаскиваем шило — жгут должен остаться в отверстии.

Шина та же, вид изнутри [3]. Снято скрытой камерой…

Накачиваем колесо и проверяем герметичность при помощи воды или хотя бы на слух.

Обрезаем торчащие снаружи концы жгута заподлицо с поверхностью протектора шины [4].

Всё, можно ехать! [5]

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

  • Используйте только «классические» жгутики, армированные синтетическими нитями. Внешне они напоминают крученую веревку, пропитанную резиноподобным составом. Не используйте ни конические затычки, ни полоски без арматуры, иначе наплачетесь.
  • «Ковырялку» желательно выбирать с Т-образной рукояткой. В противном случае мозоли ­гарантированы.
  • Не рекомендуем использовать для ремонта острые, рашпильные прочистки. Они почти всегда рвут корд.
  • Перед началом ремонта колесо нужно подкачать хотя бы до 0,5–1,0 бар.
  • Если вы сомневаетесь в качестве своего ремонта, переставьте отремонтированное колесо назад.
  • Если прокол обнаружен во время движения, а провести немедленный ремонт невозможно, не спешите удалять торчащий из шины гвоздь или саморез. Пока он на месте, шина будет спускать не так быстро. Лучше время от времени подкачивать проколотое колесо до начала полноценного ремонта.
  • Помните, что при наличии в наборе клея установка жгутика становится проще, а шансы на долгий срок службы — выше.
  • Если набор долго валялся ­в багажнике и клей высох, вместо него можно воспользоваться бензином (но не дизтопливом).

Желаем всем, чтобы наши советы никогда не пригодились! Счастливого пути!

Современные технологии ремонта автомобильных шин

Заплаты для ремонта камер — это необходимое средство ремонта в индустрии шин. С помощью них Вы можете отремонтировать поврежденные камеры методом холодной вулканизации и Ваши шины будут служить на протяжении длительного срока. Заплаты необходимо устанавливать правильно для достижения оптимальных результатов.

Ремонт порезов

Пробой (порез) боковой поверхности шины может произойти по разным причинам. Самой распространенной причиной является повреждение, вызванное контактом боковины с диском колеса, при наезде на твердое препятствие на приспущенной шине с большой скоростью. Кроме того, характерные повреждения возникают при контакте покрышки с острыми предметами, такими как арматура или поребрик.

Ремонт боковых порезов (технология)

Заплаты для ремонта радиальных покрышек позволяют ремонтировать повреждения на боковой поверхности, в плечевой области и на беговой дорожке любых радиальных покрышек. Специальный корд, входящий в конструкцию заплаты, обеспечивает ей гибкость и термостойкость. Если заплаты установлены правильно, покрышки будут служить еще на протяжении длительного срока.

Ремонт вентиля на автомобильной камере методом холодной вулканизации

Заменяемые вентили TECH — первые заменяемые вентили в индустрии шин. Они дают новую жизнь поврежденным камерам. Отремонтированные таким образом камеры будут служить еще на протяжении долгого времени или многих тысяч километров. Но, как и любые высококачественные изделия, заменяемые вентили TECH необходимо правильно устанавливать для достижения оптимальных результатов. Только при правильной установке камера будет надежно служить до истечения своего срока эксплуатации.

Герметик борта шины

Герметик борта шины предназначен для нанесения на внутреннюю сторону борта покрышки при её монтаже на колесный диск. Герметик борта обеспечивает герметизацию области соприкосновения покрышки с колесным диском.

Ремонт бескамерных покрышек с помощью жгутов

Ремонт шин необходимо производить правильно для достижения максимальной безопасности и эффективности. Надежные материалы при неправильном применении могут оказаться неэффективными. При точном следовании этому руководству Вы можете ремонтировать проколы с достижением оптимальных результатов и ваши шины вернутся на дорогу качественно отремонтированными.

Читайте также:  Качественные дворники – как их выявить среди обыкновенных?

Балансировка колес. Дисбаланс шин и колес

Для того чтобы реально оценить величину дисбаланса необходимо точно отцентрировать колесо на валу балансировочного стенда: колесо должно располагаться строго перпендикулярно относительно вала и ось вращения колеса должна совпадать с осью вращения вала. Только при выполнении двух этих условий можно получить реальные значения дисбаланса. Для выполнения этих требований, при балансировке колеса, необходимо использовать специальные адаптеры.

Материалы для изготовления покрышек, сырая резина

Покрышки автомобилей изготавливаются из резины, металлической проволоки и ткани. Материалами для изготовления резины являются: натуральный каучук, синтетический каучук, регенерат. Регенерат это продукт переработки утилизированных резиновых изделий. Для удовлетворения требований предъявляемым к шинам (низкое теплообразование, высокая выносливость к переменным нагрузкам, атмосферная стойкость, эластичность, тепловая стойкость, газонепроницаемость), применяются специальные добавки: противостарители, вулканизаторы, ускорители, замедлители, пластификаторы, усилители (активные наполняющие вещества), мягчители, красители.

Ремонт колеса

Ремонт колеса в большинстве случаев ограничивается ремонтом покрышки или камеры (при ее наличии), но при сильном ударе о препятствие нередки случаи повреждения диска колеса. При наличии деформации стальных (или штампованных) дисков, их ремонтируют прокаткой на специальных прокатных станках, либо правят при помощи кувалды, что нередко встречается в дорожных условиях.

Ремонт грыжи

Вздутие на колесе или «грыжа» является одним из самых распространенных дефектов, возникающих на покрышке в период эксплуатации. Грыжа возникает при повреждении нитей корда, составляющего основу каркаса покрышки. Для устранения грыжи на колесе в настоящее время используются специальные кордовые пластыри, несущие в себе один или несколько слоев корда.

Материалы для шиномонтажа

В настоящее время на рынке существуют как Российские, так и зарубежные компании, предлагающие самые разнообразные материалы для шиноремонта и балансировки. Основными и наиболее известными компаниями являются: Российские Rossvik, Clipper, Термопресс, БХЗ, Американские TECH, Patch Rubber, XTRA-SEAL, Японская MARUNI, Немецкая TIP-TOP.

Ремонт дисков: технология и целесообразность

Ремонт дисков – одна из самых востребованных услуг, которые предлагают шиномонтажные мастерские. Повышенный спрос на данную услугу обусловлен прежде всего неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия, в контакте с которым часто и происходят повреждения колесного обода.

Регулировка колес

Развал – схождение колес является одной самых необходимых и востребованных процедур, которые следует выполнять по рекомендациям авто производителей с периодичностью раз в 30 – 40 тыс. км. Развал – это угол между плоскостью вращения колеса и перпендикуляром к оси в вертикальном направлении. Развал может быть положительным, отрицательным и нулевым. Положительным развалом является тот, при котором верхняя сторона колеса направлена наружу, отрицательным соответственно тот, при котором эта же сторона колеса направлена внутрь. Идеальным состоянием считается нулевой развал, при котором колеса стоят строго вертикально.

Справочные материалы по ремонту, типоразмерам и характеристикам автомобильных колес

Индекс грузоподъемности шины является одной из основных надписей, информирующей автомобилиста о предельной нагрузке, которую данная покрышка способна выдержать. Уровень грузоподъемности шины зависит от силовых возможностей ее каркаса, а именно от материала и количества обрезиненных слоев корда, имеющих радиальное расположение и направленных от борта к борту через область беговой дорожки. Надпись индекса выполняется крупным рельефным шрифтом и представляет собой двух или трехзначное число, находящееся, как правило, справа, сразу после основной надписи типоразмера шины.

Технология и особенности ремонта автомобильных шин

Пневматические шины на колесах автомобилей появились в 1895 году. Долгое время применялись покрышки с камерами. В конце XX века широкое распространение получили бескамерные шины, обладающие рядом преимуществ. В настоящее время, производители устанавливают именно такие покрышки на колеса выпускаемых ими автомобилей.

Современная автомобильная резина обладает высокой прочностью и рядом других положительных качеств, повышающих устойчивость и управляемость машины на дороге. Однако, в результате износа или прокола они приходят в негодность и тогда нужен ремонт шин.

Конструктивные особенности

Технология восстановления авторезины зависит от конструктивных особенностей шин. Они различаются по многим показателям, но основное отличие заключается в следующем:

  • шины, внутри которых размещается автомобильная резиновая камера;
  • шины без резиновой камеры внутри, эта конструкция одновременно покрышка и камера.

Кроме того, различают покрышки:

  • легковые,
  • грузовых машин,
  • тракторов и спецтехники.

Также покрышки делятся на:

  • радиальные и диагональные;
  • зимние, летние и всесезонные;
  • широкопрофильные и низкопрофильные;
  • дорожные, повышенной проходимости, универсальные и карьерные.

Восстановление шин

Ремонт в дороге

Если выход из строя авторезины не связан с повышенным износом покрышки, то повреждения шин на машинах в основном происходят из-за проколов и порезов. Реже, по причине заводского брака, возможно образование «грыжи» — вздутия в боковой части покрышки.

Чаще всего, ремонт автомобильных шин делается в специальных автомастерских, которые имеют общее название — «шиномонтаж».

Однако, бывают ситуации при которых ремонт возможен только своими руками. Особенно актуально это для водителей, совершающих длительные междугородние поездки.

Специалисты рекомендуют владельцам легковых автомобилей постоянно иметь в багажнике набор для ремонта бескамерных шин, в который помимо инструмента входят специальный клей и жгуты.

Такой комплект позволяет своими руками сделать на трассе быстрый ремонт бескамерных шин, за исключением сильного бокового пореза или ремонта грыжи на колесе. Кроме того, практика эксплуатации машин на дальних расстояниях говорит о том, что при междугородних поездках, особенно в безлюдной местности, хорошо иметь в запасе одну, а еще лучше две камеры нужного размера.

Бывают ситуации, когда комплект не спасает и нет другого варианта, кроме как своими руками перебортировать покрышки на колесах, устанавливая в них камеры.

Ремонт на шиномонтаже

Технология восстановления автомобильной резины от прокола или бокового пореза в условиях шиномонтажа давно отработана и может производиться разными способами, среди которых наиболее известны:

  • экспресс-ремонт;
  • одноэтапный метод с горячей вулканизацией пластыря;
  • двухэтапный — с холодной вулканизацией пластыря;
  • ремонт камер с горячей вулканизацией.

Не ремонтируется шина в случае, если:

  • она имеет сильные повреждения, выходящие за допустимые параметры;
  • виднеются нитки корда, а также они порваны или как-то по-иному деформированы;
  • на протекторе или боковой части есть трещины до корда;
  • есть заметное истирание сбоку до корда.

Своими руками можно осуществить ремонт покрышки, технология этого процесса также отработана.

Прокол или мелкий порез — ремонтируем самостоятельно

Для того чтобы сделать ремонт при проколе или боковом порезе размером не более 3 мм необходим специальный набор для ремонта бескамерных шин. Если такого комплекта под рукой не оказалось, то можно обойтись специальным клеем и жгутами.

  • Перед тем как приступить к ремонту бокового пореза шины или прокола надо стравить воздух из колеса.
  • Определить место и характер пореза или прокола и удалить из отверстия посторонний предмет.

  • Взять из комплекта шило для подготовки отверстия. Нанести на него клей из этого же комплекта.

  • Вращая по ходу часов, плавным движением ввести его в отверстие прокола.

  • В прокол или боковой порез шины инструмент должен входить с усилием. Вынимать его нужно также, вращая в том же направлении. Ввод и вывод повторить несколько раз, добиваясь, чтобы клей покрыл внутреннюю поверхность пореза или прокола.
  • До установки жгутов шило оставить в месте повреждения для того, чтобы клей был способен хорошо закрепить жгут.
  • Убрать со жгута защитную пленку на длину нужную для текущего ремонта бескамерной шины. Надеть конец без пленки во вводное шило, сделав короткий конец длиной в 20 мм. На шило и жгут в месте соединения нанести клей.

  • Вращая, вытащить из отверстия спиральное шило и не давая стенкам сомкнуться быстрым движением вставить в него жгут, смазанный клеем, не позволяя короткому концу провалиться в отверстие. Его край должен зафиксироваться на уровне протектора.

  • Рывком вводное шило выдернуть из ремонтируемого места и оценить герметичность отремонтированного повреждения. Для этого накачать шину. После проверки срезать длинный торчащий конец жгута, оставив два миллиметра над протектором.

Как иллюстрацию правильности установки жгута можно рассмотреть данную схему:

Крупный порез покрышки сбоку

Для ремонта боковых порезов шин обычно применяют расширенный комплект, который содержит разный инструмент, заплатки, клей и различную химию для обработки поврежденного места покрышки.

  • Если требуется срочное временное устранение повреждения, то ремонт боковых порезов больше шести миллиметров в аварийной ситуации можно сделать без заплатки с применением нескольких жгутов, на которые обильно наносится клей.
  • Для капитального ремонта колесо надо снимать и демонтировать авторезину. Края поврежденного участка обрезать кусачками, зачистить бормашиной и обработать специальным цементом.

  • Сырую резину нарезать на тонкие полоски и растянуть. Затем уложить ее внутрь бокового пореза шины.

  • Следующим шагом делается вулканизация.

  • После вулканизации делается разметка под установку заплатки, это место зачищается, обезжиривается и смазывается цементом из ремкомплекта.

  • После подсыхания цемента накладывается армированная заплатка, на которую нанесен клей. Края заплатки обрабатываются герметиком.

  • Заплатка прижимается тисками на 1–2 часа.

Ремонт с помощью герметика

Заклеить прокол бескамерки или сделать ремонт боковых порезов шин можно с помощью аэрозольного герметика. Для этого надо поднять колесо на домкрат и накачать в ниппель герметик из баллончика.

Несколько раз прокрутить колесо, чтобы вещество растеклось по внутренности шины. Убрать домкрат и проехать метров триста. После этого проверить герметичность поврежденной бескамерки.

Рекомендуем к просмотру видео по теме:

Ссылка на основную публикацию