Особенности международных железнодорожных перевозок - Moto40.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Особенности международных железнодорожных перевозок

Особенности международных железнодорожных перевозок

В состав железнодорожного транспорта входят предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты, подвижной состав железнодорожного транспорта, железнодорожные пути сообщения, а также промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, учебные заведения, технические школы, детские дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, предприятия промышленного железнодорожного транспорта и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые обеспечивают его деятельность и развитие (ст.22 Закона Украины “транспорт”).

Для железнодорожного транспорта характерны большая дальность и высокая скорость перевозок. Выступая как надежный партнер, удовлетворяет потребности отправителей грузов, обеспечивает высокую эффективность перевозок. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в обеспечении поступлений от экспорта услуг – 11-16% от общего объема транспортных услуг, от импорта – соответственно 43-47% [72].

К достоинствам железнодорожного транспорта относятся [82]:

– высокую эффективность при перевозках на расстояние более 200 км;

– относительную дешевизну и меньшее загрязнение окружающей среды по сравнению с автомобильным транспортом;

возможность перевозки широкой номенклатуры различных грузов;

– независимость от климатических условий;

– возможность доставки грузов предприятия с использованием подъездных путей.

Заключения договора международной перевозки грузов оформляется составлением железнодорожной грузовой накладной на железной дороге отправления. Этот документ определяет сроки доставки груза, устанавливает провозные платежи на дорогах стран отправления и назначения по ставкам внутренних тарифов, а во время следования по дорогам транзита по транзитным тарифам, удостоверяющий принятие груза к перевозке. Товар передается грузополучателю, который представляет документ, удостоверяющий его личность.

Регламентация перевозок осуществляется с использованием Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) или Соглашения о международное пассажирское сообщение (УМПС). Каждая из этих сделок применяется конкретно к какой-систем и определяет, например, форму железнодорожной накладной.

Единственными правилами к договору о международной железнодорожной перевозке грузов установлено: положения в отношении упаковки и обозначения груза, порядок предоставления груза для перевозки и порядок его проверки железной дорогой, содержание накладной на груз, которую отправитель должен предоставить для перевозки каждого вида багажа, а также определены обстоятельства, при которых железная дорога должна определять массу груза или количество мест и фактическую собственную массу вагона.

в Соответствии с УМВД перевозки в международном железнодорожном грузовом извещении не допускаются: предметы, перевозка которых запрещена хотя бы одной из стран, железные дороги которой должны были бы участвовать в перевозке; предметы, составляющих монополию почтового ведомства хотя бы одной из стран, железные дороги которой должны были бы участвовать в перевозке; огнестрельные и боевые припасы, взрывчатые вещества и т.д.

Особенности международных автомобильных перевозок

В состав автомобильного транспорта входят предприятия автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты, авторемонтные и шиноремонтные предприятия, подвижной состав автомобильного транспорта, транспортно-экспедиционные предприятия, а также автовокзалы и автостанции, учебные заведения, ремонтно-строительные организации и социально-бытовые учреждения, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу автомобильного транспорта (ст.30 Закона Украины “Об автомобильном транспорте”).

Автомобильный транспорт более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. К характерных признаков, положительных качеств автомобильного транспорта относится высокий уровень маневренности, подвижности, высокая скорость движения. Доставка груза осуществляется от склада грузоотправителя до склада грузополучателя без промежуточных перегрузок. [72]

Международные автомобильные перевозки характеризуются следующими чертами [82]:

– возможность обеспечить быструю и в полной сохранности доставку грузов в пункты назначения;

– доставка грузов до получателя без перегрузки;

– большая мобильность перевозок;

– высокая эффективность при перевозках грузов на небольшое расстояние;

– ритмичность перевозки грузов;

– зависимость от дорожной сети;

– сложность управления грузом, который находится очень далеко от управляющего.

Наиболее активно автомобильный транспорт используется для перевозки грузов в/из стран Восточной и Западной Европы, СНГ и Турции, а также в качестве составляющей смешанных перевозок.

Международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляются:

а) автомобильным транспортом общего пользования в соответствии с договором перевозки;

б) ведомственным и индивидуальным автомобильным транспортом для собственных нужд их владельцев;

в) перевозчиками – нерезидентами Украины.

Организация международных перевозок автомобильным транспортом осуществляется при выполнении следующих условий:

– регистрации транспортных средств;

– осуществление допуска (лицензирования) к выполнению международных перевозок;

– обеспечение сертификации транспортных средств;

– получение разрешения на осуществление международных перевозок;

– выполнение таможенных процедур;

– страхование ответственности перевозчика;

– соблюдение условий труда и отдыха экипажей транспортных средств;

– визовая поддержка работы водителю.

Перевозки, предусмотренные в правительственных соглашениях о международном автомобильном сообщении, могут выполняться только теми перевозчиками, которые согласно внутреннему законодательству своей страны допущены к осуществлению международных перевозок. Автотранспортные средства, осуществляющие международные перевозки, должны иметь национальный и регистрационный опознавательный знаки. Перевозка грузов осуществляется по документам, форма которых должна соответствовать общепринятым международным образцам. При выполнении международных перевозок резиденты Украины должны иметь права зарубежных стран, по территории которых будет осуществляться перевозка; лицензионную карточку на транспортное средство; свидетельство о регистрации транспортного средства; сертификат соответствия по безопасности движения, экологической безопасности и энергосбережения требованиям стран, по территории которых будет осуществляться перевозка; разрешение по согласованию условий и режимов перевозки в случае превышения весовых или габаритных ограничений (в случае перевозки грузов) и список пассажиров при регулярных и маятниковых их перевозках.

Конструкция и техническое состояние транспортных средств, которые используются при выполнении международных перевозок, должны соответствовать требованиям законодательства Украины и иностранного государства, разрешение на проезд по территории которой получил владелец транспортного средства.

В транспортном средстве, предназначенном для международных перевозок опасных грузов, кроме документов, подтверждающих их соответствие общим требованиям, должны быть документы о допущении к перевозкам таких грузов, которые выдаются в порядке, установленном уполномоченным органом.

В транспортном средстве, предназначенном для международных перевозок скоропортящихся грузов, дополнительно должны быть документы о допущении к перевозкам таких грузов.

На территории Украины должны выполняться требования установки и использования на транспортных средствах, предназначенных для международных перевозок, контрольных приборов (тахографов) регистрации режимов труда и отдыха водителей, предусмотренные законодательством стран, на территории которых выполняются перевозки.

Договор перевозки груза автотранспортом подтверждается накладной на перевозку груза, который удостоверяет принятие груза перевозчиком, но не считается товарораспорядительным документом.

Осуществление автомобильных перевозок оплачивается по тарифу из расчета за перевозку одной тонны груза в зависимости от расстояния. Предусмотрены также надбавки, скидки и штрафы в соответствии с установленной платы (тарифа).

Особенности международных воздушных перевозок

В состав авиационного транспорта входят предприятия воздушного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты, аэрофотосъемки, сельскохозяйственные работы, а также аэропорты, аэродромы, аэроклубы, транспортные средства, системы управления воздушным движением, учебные заведения, ремонтные заводы гражданской авиации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу авиационного транспорта (ст.32 Закона Украины “Об автомобильном транспорте”).

Как и перевозка морем, международные воздушные перевозки могут осуществляться двумя способами: путем фрахтования вместимости всего воздушного судна или заключения договора (если речь идет не о всей вместимость судна, а о ее отдельную часть) на перевозку грузов.

Авиаперевозки характеризуются следующими чертами [82]:

– обеспечение высокой скорости доставки и сохранности груза в пути;

– возможность перевозки груза в труднодоступные районы;

– высокие расходы по доставке;

– согласование маршрутов международных перевозок авиакомпаниями разных стран.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения можно разделить на регулярные и нерегулярные.

Регулярные полеты выполняются в соответствии с соглашениями о воздушном сообщении между государствами заранее опубликованному расписанию, в котором указывается тип самолета, маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, частота движения. Изменение этих условий может быть осуществлена только при взаимном согласии государств, между которыми налажена система авиационных перевозок.

Нерегулярные авиационные перевозки выполняются на основании специальных разрешений на разовые полеты и классифицируются на дополнительные, специальные и чартерные. Дополнительные рейсы – рейсы, которые выполняют по тех авиалиниях, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнено при условии, что коммерческая перевозка не может быть осуществлено регулярными рейсами.

Специальные рейсы выполняются по специальному заданию как по маршруту регулярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специальных рейсов выдается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы выполняются согласно специального контракта между перевозчиком и заказчиком.

Согласно Конвенции о международную гражданскую авиацию каждое воздушное судно, которое принимает участие в международной навигации, обеспечивается удостоверением о годности к полетам. Удостоверение выдано или ему предоставлено силу страной, в которой такое судно зарегистрировано. Пилот и другие члены экипажа такого судна также обеспечиваются удостоверениями о квалификации и свідоцтвами. их также выданы или им предоставлено силу страной, в которой такое судно зарегистрировано. Конвенцией урегулирован еще порядок ведения бортовых журналов, использование фотографической аппаратуры, ограничения в отношении грузов и др.

в Соответствии с нормами Варшавской конвенции договор перевозки оформляется составлением проездного билета для пассажиров, багажные квитанции – для багажа, авианакладной – для груза. Плата за провоз груза авиатранспортом зависит от веса груза, вида товара, количества единиц груза (например, количества контейнеров).

Международные железнодорожные перевозки

Железнодорожный транспорт продолжает играть важную роль в континентальных меж­дународных перевозках. Особенно этому способствует весомый вклад железных дорог в организацию транспортной цепи смешанных перевозок и наличие разветвлённой сети ком­муникаций в Европе, Центральной и Южной Африке, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Североамериканском континенте. Кроме того, существуют перспективные планы международного сообщества дальнейшего развития и совершенствования железных дорог (Критское соглашение о транспортных коридорах и др.), которые позволяют сделать вывод если не о дальнейшем усилении роли железнодорожного транспорта в международных пе­ревозках, то как минимум о сохранении лидирующих позиций в будущем.

Преимущества железнодорожного транспорта:

1. Относительно низкая себестоимость перевозок. Большинство железных дорог мира в послед­нее время проводят политику снижения тарифов, что делает этот вид перевозок привлекательным для многих клиентов.

Читайте также:  Плановое техобслуживание и ремонт автомобилей

2. Быстрая доставка грузов на большие расстояния. Это используется в перспективных проектах по организации контейнерных перевозок (системы «Фрейтлайнер», «Восточный Ветер» и т.д.).

3. Возможность доставки «до двери» за счёт строительства подъездных путей предпри­ятий, железнодорожных веток к морским портам. Кроме того, большая сеть подъездных путей уже существует и в ряде случаев возможно применение технологической схемы «от двери до двери»

4. Возможность перевозок грузов в контейнерах и насыпью (наливом).

5. Независимость от климатических условий.

6. Большая грузоподъёмность. Железнодорожный транспорт удобен для регулярной доставки боль­шого количества грузов, так как его грузоподъемность намного выше, чем автомобильного Большое разви­тие в последнее время получили перевозки маршрутными поездами.

Недостатки железнодорожных перевозок:

1. Низкая скорость доставки.

2. Высокий показатель перевалки грузов.

3. Высокая вероятность несохранности груза.

В сфере правового регулирования международных железнодорожных перевозках действуют различные меж­дународные соглашения. В европейских сообщениях применяются Соглашение о международном грузовом сообщении, которым пользуются страны-участники Организации со­дружества железных дорог (ОСЖД), и Конвенция о международных перевозках по желез­ным дорогам 1980 года (COTIF).

Практическая необходимость выработки единых правовых норм для международных железнодорожных перевозок привела к принятию в 1893 г. (благодаря действиям двух швейцарских адвокатов), первой международной Конвенции по железнодорожным грузовым перевозкам (CIM). Периодические пересмотры этих правовых норм в соответствии с новыми условиями международных перевозок постоянно повышают их уровень. В мае 1980 года были заново переработаны и пересмотрены положения конвенции, которая в каче­стве Единых правовых предписаний для договора о международной перевозке грузов по железным дорогам стала являться приложением к Конвенции о международных перевозках по железным дорогам (COTIF)[4].

COTIF является основой Межгосударственной организации по международным перевозкам (OTIF), цель которой – создание правового порядка перевозки пассажиров, багажа и грузов в прямых сообщениях между странами-участниками. Этот порядок касается главным образом железнодорожных перевозок, но он также может рас­пространяться и на прямые международные перевозки автомобильным и водным (внешним и внутренним) транспортом. Такая возможность соответствует потребностям в смешанных перевозках, объёмы кото­рых возрастают. Международные перевозки попадают в сферу действия COTIF исключительно на тех лини­ях, которые занесены странами-участниками в списки линий CIM. Эти списки публикуются центральной службой OTIF. В каждом списке сначала указываются железнодорожные линии, а затем – автомобильные и водные линии, которые подчиняются тому же правовому положению. Если автомобильные и водные линии связывают два и более государства-члена COTIF, то они могут быть внесены в списки только с взаимного согласия заинтересованных государств.

COTIF представляет собой компромиссное решение между нормативными актами отдельных государств-членов конвенции. COTIF обеспечивает беспрерывную перевозку грузов на основе единого перевозочного документа (накладной CIM), несмотря на определённые различия в законодательствах стран-участниц.

С 1 мая 1985 года Конвенция COTIF действует на территории следующих государств: Австрия, Албания, Алжир, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирак, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Ливан, Лихтенштейн, Люксембург, Марокко, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Тунис, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Югославия. Ведутся переговоры о вступлении в COTIF Индии и Пакистана.

Железные дороги обязаны производить перевозку грузов, если отправитель соблюдает правила КОТИФ; грузы, нуждающиеся в упаковке, предъявляются в упакованном виде; перевозимый груз должен иметь соответствующую маркировку, а транспортная доку­ментация – необходимые реквизиты и т.д. Особые правила установ­лены для перевозок опасных грузов.

Общие сроки доставки грузов составляют: для грузов большой скорости – 400 км, для грузов малой скорости – 300 км в сутки. Железным дорогам предоставлено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки.

Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) разработано Организаци­ей сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и действует с 1 ноября 1951 года. На 1 января 1998 года СМГС действует на территории следующих стран: Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эсто­ния.

В соответствии с указанными соглашениями, товар может перевозиться на основании прямых накладных транзитом через различные страны, вплоть до места назначения. Стоимость пе­ревозки на всем её протяжении оплачивается сразу, то есть к моменту отправления груза. Поэтому, приём груза к перевозке по железной дороге одной страны на основании прямой накладной равнозначен заключению соглашения о перевозке не только с железнодорожной администрацией в стране отправки груза, но и также со всеми железнодорожными админи­страциями всех стран по маршруту следования.

Перевозка грузов между странами-участницами попадает под действие СМГС, причем его положения являются обязательными как для железных дорог, так и для отправителей и получателей.

Однако, СМГС не применяется к перевозкам: если станции отправления и назначения находятся в одной и той же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом в поездах страны отправления; между станциями двух стран транзитом по территории третьей страны в поездах страны отправления или назначения; между станциями, расположенными в двух соседних странах, в том случае, когда эти перевозки на всем пути следования груза производятся в поездах одной железной дороги по ее внутренним правилам.

Если груз следует через страны, осуществляющие железнодо­рожные перевозки по правилам СМГС, в страны, осуществляющие перевозки по соглашению КОТИФ, в этом случае перевозка грузов международного сообщения переоформляется на входных пограничных станциях стран-участниц соответствующих соглашений[5].

В соответствии со ст. 6 СМГС основным документом, подтверждающим заключение договора, является накладная (на практике она называется СМГС-накладная). Железнодорожная накладная оформляется отправителем или от его имени экспедитором при использовании формуляров, выданных администрацией железной дороги.

СМГС-накладная состоит из листов: 1) оригинал накладной; 2) дорожная ведомость; 3) дубликат накладной (возвращается грузоотправителю после заключения договора перевозки; 4) лист выдачи груза; 5) лист уведомления о прибытии груза (для грузополучателя). После наложения календарного штемпеля станции отправления возвращается отправителю и является удостоверением принятия груза к перевозке и даты его принятия.

В ней со­держатся сведения об имени и адресе грузоотправителя, грузополучателя, названии стан­ции назначения, наименовании груза, данные о его массе, указание вида отправления, мар­шрута движения, тарифа за перевозку, объявленная ценность груза, другие данные. Накладная выписывается на имя грузополучателя и следует с грузом. У грузоотправителя остается дубликат. Ставя штемпель на накладной и дубликате, пере­возчик скрепляет заключение договора перевозки.

Железнодорожная накладная является именным документом. Передача его, а также прав на него невозможна. Это свойство данного документа необходимо учитывать при выборе условий платежа. Покупатель получает право собственности на товар после его прибытия на станцию назначения независимо от формы оплаты

По правилам СМГС (в отличие от соглашения КОТИФ) предел имущественной ответственности железной дороги не установлен: при несохранности груза вред возмещается в пределах его действи­тельной стоимости.

Ответственность железной дороги наступает, если ущерб грузу был причинен в период времени между принятием его к перевозке и выдачей на станции назначения. В случае переотправки груза в страны, не являющиеся участниками СМГС, железная дорога несет ответственность до момента оформления перевозки по другим правилам[6].

В соответствии со статьёй 25 СМГС, железная дорога определяет размер компенсации согласно цене, указанной в счёте иностранного поставщика или выписке из этого счёта, за­веренной в порядке, установленном в стране предъявления претензии. Если это сделать не­возможно, стоимость полностью или частично утраченного груза устанавливается государ­ственной экспертизой.

В случае утраты или порчи груза, перевозимого с объявленной цен­ностью, железная дорога выплачивает компенсацию, размер которой соответствует сумме объявленной ценности или доле объявленной ценности, соответствующей утраченной час­ти груза. Несохранность груза должна быть подтверждена коммерческим актом. При полной или частичной утрате домашних вещей, перевозимых без объявления ценности, железная дорога выплачивает компенсацию из расчёта 6 швейцарских франков за килограмм массы брутто утраченного груза.

При просрочке в доставке груза железная до­рога уплачивает штраф в определенном проценте от провозной пла­ты.

СМГС установлен претензионный порядок заявления требований к железной дороге. В СМГС сроки заявления претензий и исков объединены и составляют: 2 месяца – по требованиям, вытекающим из просрочки в доставке, и 9 месяцев – по всем остальным требованиям.

Железная дорога обязана рассмотреть претензию перевозчика в 180-дневный срок. На это время течение срока исковой давности приостанавливается. Право на предъявление иска в суд у владельца груза возникает только тогда, когда железная дорога отклонила претензию либо не дала ответ в установленный срок.

Право заявлять претензию принадлежит получателю и отправителю. Если указанным правом воспользовался отправитель, то он должен заявлять претензию железной дороге отправления, а если получатель – железной дороге назначения.

Иск предъявляется тем лицом, которое имеет право заявить претензию только после ее заявления и в случае пропуска железной дорогой срока на ответ или отказа от удовлетворения полностью или частично. Иск предъявляется только той дороге, которой была заявлена претензия, в соответствующем суде по месту нахождения этой дороги.

В СМГС наряду с унифицированными ма­териально-правовыми нормами предусмотрены унифицирован­ные коллизионные правила, предписывающие применение закона дороги отправления груза, закона дороги следования груза, закона дороги назначения груза.

В сфере международных железнодорожных перевозок в Беларуси действуют Закон от 6 января 1999 года “О железнодорожном транспорте”, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2.08.1999 N 1196 (ред. от 3 сентября 2007 г.) “Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования”. УЖД применяется, как правило, к внутриреспубликанским перевозкам. К международным перевозкам он может применяться в тех случаях, когда СМГС прямо отсылает к национальному законодательству либо когда какой-либо вопрос им не урегулирован.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Организация международных железнодорожных перевозок

экономические науки

  • Сиразетдинова Альбина Фирдинатовна , бакалавр, студент
  • Государственный университет управления
  • ИННОВАЦИИ
  • НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ЛОГИСТИКА
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
  • ПЕРСПЕКТИВЫ
  • ПРОБЛЕМЫ

Похожие материалы

Железнодорожные перевозки — простой способ транспортировки почти любых грузов [1,2].У Ж/д транспорта есть преимущества по отношению к другим видам транспорта [3,4].Такие перевозки достаточно недорого стоят и имеют высокую безопасность. Также железнодорожный транспорт имеет большую дальность и высокую скорость перевозок [1,12,13,14].Более того, железнодорожный транспорт помогает людям на протяжении сотни лет. За это время была создана инфраструктура коммуникаций, налажена сеть сообщения железных дорог, проведено оснащение железнодорожных станций погрузочно-разгрузочными пунктами [3,7,14].

Читайте также:  Как произвести ремонт тормозного переднего суппорта

Международная железнодорожная перевозка — это перевозка между государствами по законам международной железнодорожной конвенции [2,4,5]. Такие перевозки можно разбить на несколько этапов и оформить несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции — по закону государства места отправления, после пересечения границы — по национальному праву соответствующего государства [3,4,7,8,9].

Что касается правового регулирования международных ж/д перевозок, то оно осуществляется при помощи Соглашения о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) и Международной конвенции по перевозке грузов по железным дорогам (МГК).

В этих Бернских конвенциях состоят 33 страны Европы, Азии и Северной Африки [8]. Общие правила, которые устанавливает МГК, распространяются на перевозки в пределах железнодорожных линий, список которых записан в соглашении. КОТИФ определяет размеры ответственности на случай утери или повреждения груза. Ставки провозных платежей определяются в пределах международных и национальных тарифов.

Есть еще две конвенции, которые заключены между странами социалистической Европы и Азии: Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС).

СМПС создает регламент по заключениям договоров перевозки, установлениям прав и обязанностей участников договора, а также претензиям при невыполнении условий договора [8,9].

СМГС распространяется на перевозки, в которых отправитель груза устанавливает договорные отношения с участником СМГ.

Особенность организации международных железнодорожных сообщений заключается в том, что при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога нескольких государства. При перевозке пересечение границы связано с передачей пассажиров и грузов железным дорогам других стран. Это требует учета параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, создание нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран Передача осуществляется двумя способами: с транспортом или без транспорта [9]. В зависимости от того, каким способом передают объекты на приграничных станциях, осуществляется пересадка пассажиров, перегрузка грузов, или перестановка колесных пар вагонов, что требует затрат времени. Эти процедуры сложны и требуют взаимодействия железных дорог, регламентации организационно-технических вопросов. Способ передачи пассажиров и грузов вместе с транспортом заключается в переходе вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дорогой другого государства. Такой способ является более оптимальным. Реализация этого способа связана с необходимостью согласования ряда вопросов, без решения которых невозможно осуществить передачу груза или пассажиров[3,7,8,9,13].

На сегодняшний день в международных железнодорожных перевозках активно развиваются RFID технологии [10]. RFID технологии — автоматизированные системы, использующие в работе метод автоматической идентификации объектов посредством радиоволн (Radio Frequency Identification, RFID) [6,15]. RFID технология — одно из самых развивающихся направлений в области автоматической идентификации объектов [3]. В международной логистике RFID-оборудование является эффективным инструментом для создания систем слежения за грузовыми, пассажирскими вагонами и локомотивами. RFID помогает обнаружить положения вагонов, определить направления движения поезда[6,10,11,15].

Области использования RFID, связанные с железнодорожным транспортом:

  • Автоматическая регистрация крупногабаритных грузов и контейнеров, находящихся в зоне контроля.
  • Автоматическая регистрация подвижного состава в зоне контроля.
  • Учет материально-технических средств.
  • Определение направления движения состава или отдельного локомотива.

Применение RFID-технологии решает следующие задачи:

  • Своевременная диагностика износа колесных пар состава.
  • Определение местоположение и соблюдение графика движения подвижного состава и грузов в реальном времени.
  • Отслеживание железнодорожных активов крупных промышленных предприятий.
  • Отслеживание загрузки транспортной единицы [10,11].

Таким образом, как показывает обзор и оценка рынка грузоперевозок [16], анализ деятельности национальных и международных логистических систем железнодорожного транспорта сейчас есть определенные проблемы, в том числе и в сервисной логистике [18], которые требуют скорейшего решения в нашей стране с использованием наметившихся перспектив их более эффективного функционирования в России [17].

Список литературы

  1. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.
  2. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
  3. Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20-28.
  4. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  5. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  6. Воронов В.И., Кривоносов Н.А. Савостьянок Г.Н., Кожанова В.В Инновационные технологии в логистике. Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции» № 4, 2015– стр.2-4
  7. http://www.studfiles.ru/preview/6189628/page:5/
  8. http://www.muzel.ru/article/traderoute/tran/megdunarodnye_geleznodorognye_perevozki.htm
  9. http://studme.org/1507121129839/pravo/mezhdunarodnye_perevozki_zheleznodorozhnym_transportom
  10. http://www.isbc-rfid.ru/applications/trains/
  11. http://www.idexpert.ru/reviews/4318/
  12. Сетина Е.И. Анализ необходимости логистического обеспечения безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в России. Научно-издательский центр Аэтерна. Сборник “Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем”, г. Нижний Новгород 2016, С. 175-178.
  13. Гончарова Т. В. Исследование особенностей логистических систем железнодорожного транспорта [Текст]/ Т.В. Гончарова// Международный научный журнал «Инновационная наука» №11-1/2016 – 241с.ИН-16-11 -часть 1 со стр. 46 до стр. 48 http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-11-1.pdf
  14. Гончарова Т. В. Анализ положений стратегии научно-технического развития холдинга ОАО «РЖД» [Текст]/ Т.В. Гончарова// Международный научный журнал «Инновационная наука» №11-1/2016 – 241с. ИН-16-11 -часть 1 С.44-46 http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-11-1.pdf
  15. Сиразетдинова А.Ф Анализ комплекса услуг складской логистики в России[Текст]/А.Ф Сиразетдинова //Международная Научно-Исследовательская Федерация «Общественная наука», “Тенденции развития науки и образования», Сборник научных трудов по материалам XIX международной̆ научной̆ конференции (Самара,31 октября 2016 г.) -Самара: Ljournal, 2016. – ЧАСТЬ 1, стр.28-3 с. http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2016/05/lj31.10..
  16. Иванов Д.В. Обзор рынка грузоперевозок на примере ОАО «РЖД». Молодой ученый. 2015. № 1 (81). С. 525-528.
  17. Исаичева Т.Г. Исследование и анализ основных проблем железнодорожного транспорта РФ с целью выявления способов их решения. NovaInfo. Ru. 2015. Т. 2. № 33. С. 85-88.
  18. Крутелева Ю.С. Системный анализ в логистике железнодорожных перевозок. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 5-2. С. 175-178.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Международные железнодорожные перевозки: понятие, разновидности, правовое регулирование

Железнодорожные международные перевозки – это перевозки груза и пассажиров между несколькими государствами на условиях, которые регламентируются международной железнодорожной конвенцией.

Железнодорожные перевозки в случае, если отсутствует международное транспортное соглашение носят национально-правовой характер. Данные перевозки должны быть оформлены посредством нескольких договоров: следования до пограничных станций – в соответствии с законами государства, из которого состав отправляется, а после пересечения границы – в соответствии с национальным законодательством иностранных государств.

Применение законодательства при железнодорожных перевозках

Общепризнанным положением является то, что в случае наличия железнодорожной конвенции, применять железнодорожное законодательство можно только в случае отсылок к нему в конвенции или по вопросам, которые не урегулированы в конвенции. Особенностью коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения является то, что совмещаются действия нескольких коллизионных начал. Распространенным явлением также можно назвать трансформацию общих коллизионных привязок в специальные (законы дорог отправления, следования, транзита, назначения). Правовым регулированием предполагается, что возможна автономия воли в случае выбора применимого права и юрисдикции.

Существует множество разновидностей международных железнодорожных перевозок:

  1. прямые международные сообщения;
  2. непрямые или ломаные сообщения;
  3. соседские перевозки;
  4. транзит;
  5. сквозные перевозки;
  6. бесперегрузочные и перегрузочные международные перевозки;
  7. перевозки грузов с переотправкой.

Конвенции о железнодорожных перевозках

Заключение многосторонних международных соглашений относительно железнодорожных перевозок может быть осуществлено только на региональном уровне. В Европейских странах на сегодняшний день действуют Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках грузов от 1890 (СИМ) и о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа от 1923 года (СИВ). Для развития Бернской конвенции 1890 года подписали конвенцию о международной торговле от 1914 года. Данная транспортная конвенция разработана в качестве свода основных правил перевозки для железных дорог Европы.

Конвенции были неоднократно пересмотрены: 1966 году приняли Дополнительное соглашение к СИВ, а в 1970 году – к СИМ. В 1980 году созвали специальную конференцию по пересмотру Бернских конвенций, которая была завершена принятием КОТИФ – Соглашения о международных железнодорожных перевозках (1980), которое содержало объединенный текст СИМ и СИВ. Как Приложение к КОТИФ разработали Международную пассажирскую конвенцию (Приложение А – Единые правила МПК) и Международную грузовую конвенцию (Приложение В – Единые правила МГК). К МГК также приняли специальное дополнение – Правила международного грузового сообщения. В рамках КОТИФ также создали Бернскую организацию международного железнодорожного транспорта.

Основной целью КОТИФ является возможность создания единой правовой системы, которые может быть применима как к перевозкам багажа, так и пассажиров и грузов в прямом международном сообщении; данная система правовых норм может быть применена для международных перевозок смешанного сообщения, в которых используется железнодорожный, речной или морской транспорт. Нормы МПК и МГК носят диспозитивный характер – присутствует возможность изменять условия перевозок при помощи отдельного двустороннего соглашения и нормы национального закона. В КОТИФ существует большое количество специальных коллизионных привязок (закон дороги отправления, следования и назначения груза).

Также предусматривается возможность автономии воли сторон. Общая коллизионная норма – lex fori, т.е. применение национального права страны, в которой управомоченное лицо осуществляет свое требование, включая положения и его коллизионного права (допускается обратная отсылка и отсылка к праву третьих стран).

В приложение к КОТИФ также разработали проект Единых правил договоров о том, как может быть использована инфраструктура железных дорог. Инфраструктура может быть определена в качестве железных путей и устройств, которые с ними неразрывно связаны, необходимые для обеспечения безопасности во время осуществления перевозок по железнодорожным сообщениям. В проекте определили основные условия данных договоров; большая часть правил в данных договорах уделяется тому, какая взаимная ответственность существует между участниками – железными дорогами и организациями, которые эксплуатируют инфраструктуру. Предусматривается установление исковой давности в 3 года.

Читайте также:  Электрические стеклоподъемники: разновидности и особенности конструкции

В КОТИФ принимают участие не только страны Европы, но также и некоторые государства Азии и Африки.

СМГС и СМПС

Помимо КОТИФ Российская Федерация принимает участие в большом количестве многосторонних международных региональных соглашениям, которые касаются международных жд перевозок: Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) (1951) (действуют в редакции 1992 и 1997 гг.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сфера действия СМГС и СМПС – бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.

В СМГС и СМПС содержатся императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Не являются действительными все международные соглашения, которые отступают от правил, указанных в СМГС и СМПС. Виды специальных коллизионных привязок: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии. Устанавливается запрет на выбор применимого права и других коллизионных привязок. Применять национальные законы можно исключительно в вопросах, которые не урегулированы соглашениями. Среди участников СМГС и СМПС действительно соглашение о международном прямом и смешанном железнодорожном сообщении.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Организация международных железнодорожных сообщений

Особенности организации международных железнодорожных сообщений. Международные железнодорожные перевозки характеризуются впечатляющими масштабами перемещения пассажиров и грузов на значительные расстояния, особенностями деятельности транспорта, передачей перевозочных средств во временное пользование перевозчикам иностранных государств. Они имеют ряд особенностей, которые касаются как организации международных железнодорожных сообщений, так и процедуры осуществления перевозок, а также системы международных источников, которые их регулируют.

Специфика организации международных железнодорожных сообщений заключается в следующем. Во-первых, при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран.

Во-вторых, в таких перевозках пересечение границы связано с передачей пассажиров, а также грузов иностранным железным дорогам. Процесс передачи может осуществляться двумя способами:

  • а) вместе с транспортом (вагонами и иными перевозочными приспособлениями);
  • б) без транспорта.

В зависимости от способа передачи объектов международной железнодорожной перевозки на приграничных станциях осуществляется либо пересадка пассажиров или перегрузка грузов, либо перестановка колесных пар вагонов. Обе процедуры достаточно сложны и требуют четкого взаимодействия железных дорог, нормативной регламентации комплекса организационно-технических вопросов.

В-третьих, применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров и грузов вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дорогой другого государства. Реализация этого способа связана с необходимостью регламентации ряда чрезвычайно важных вопросов, без решения которых невозможно осуществление передачи. Это вопросы, касающиеся порядка и условий передачи вагонов, их рационального использования, своевременного возврата в сохранности.

Анализ основных особенностей организации международных железнодорожных сообщений показывает, что эти особенности тесно переплетаются с установленным порядком осуществления перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Это проявляется, в частности, в системе взаимосвязанных нормативных положений о порядке пересечения перевозчиком границ и передачи пассажиров, а также грузов на пограничных станциях железным дорогам иностранных государств.

В рамках организационных моментов пересечения границы на первое место выходит определение железнодорожных линий, используемых для международных перевозок, а также вопросы контроля компетентных органов порядка пересечения границы и наличия необходимых документов.

Относительно порядка осуществления международной перевозки грузов следует отметить, что помимо обязанности их передачи на границе железной дороге иностранного государства и применения при этом одного из двух способов такой передачи большое значение имеет вопрос организации перевозки отдельных видов грузов. Речь идет о перевозках железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками и повагонными отправками. Для каждого вида перевозки установлен свой правовой режим. Проявляется это в определенных ограничениях перевозки отдельных видов грузов, в разных сроках их доставки, в неодинаковых ставках провозных платежей.

Что касается ограничений перевозки, то не могут, например, перевозиться мелкими отправками опасные грузы, взрывчатые вещества, животные и некоторые другие грузы.

Перевозки мелкими и повагонными отправками осуществляются в разных скоростных режимах. Для них установлены разные сроки доставки грузов.

По-разному решается вопрос о выполнении погрузочных работ. Погрузка груза, перевозимого мелкими отправками, как правило, возлагается на перевозчика, а повагонными – на отправителя.

И, наконец, устанавливаются разные провозные платежи. Ставки при перевозках мелкими отправками более высокие по сравнению со ставками при перевозках повагонными отправками.

Нормативные источники, регулирующие международные железнодорожные перевозки. Свои особенности имеет нормативно-правовая база, регулирующая международные железнодорожные перевозки, а также организацию международных железнодорожных сообщений.

Действующие нормативные источники классифицируются на три группы. К первой относятся источники, регулирующие вопросы организации международных железнодорожных сообщений и осуществления перевозок в странах Западной Европы. Она представлена главным образом Бернской правовой системой, формирование которой началось с принятия конвенций о железнодорожных перевозках грузов, пассажиров и багажа, а также отдельных соглашений.

Первая из них – Бернская конвенция о международных перевозках грузов (МГК) – была принята девятью европейскими странами в 1890 г. Она неоднократно подвергалась изменениям и дополнениям. Был подготовлен и принят вариант в редакции от 7 февраля 1970 г., который вступил в силу 1 января 1975 г.

Международная нормативная регламентация перевозки пассажиров железнодорожным транспортом нашла отражение в принятой в 1923 г. в Берне Конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа – МПК. Как и Конвенция МГК, она неоднократно изменялась и дополнялась. Наиболее существенной переработке Конвенция МПК была подвергнута в конце 60-х годов XX в. После обсуждения она была принята в редакции от 07.02.1970, а вступила в силу 1 января 1975 г.

В мае 1980 г. на Бернской конференции по пересмотру МГК и МПК эти конвенции были подвергнуты очередным существенным изменениям, результатом которых стало принятие Конвенции о международных железнодорожных перевозках (COTIF), русская транскрипция – КОТИФ. Она вступила в силу 1 мая 1985 г. Но и после этого работа над совершенствованием регулирования международных перевозок железнодорожным транспортом продолжалась. Ее результатом стало принятие в 1999 г. специального протокола (Протокола об изменениях от 03.06.1999), которым в КОТИФ внесены изменения, дополнения и уточнения.

Структурно Конвенция состоит из основного текста и приложений, значение которых трудно переоценить. Так, Приложение А “Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа (ЦИВ)” и Приложение В “Единые правовые предписания к договору о международной перевозке грузов (ЦИМ)” содержат нормы, регулирующие договоры перевозки в международном сообщении пассажиров и грузов соответственно.

Участниками КОТИФ являются все страны Западной Европы, страны Ближнего и Среднего Востока. Последние применяют процедуры КОТИФ с некоторыми изъятиями. Кроме того, к объединенному Соглашению присоединились Индия, Пакистан, а также страны Северной Африки.

В 2009 г. к КОТИФ присоединилась Российская Федерация. В принятом в связи с этим Федеральном законе от 17.07.2009 № 152-ФЗ указано, что Российская Федерация присоединяется к Конвенции с некоторыми оговорками и специальным заявлением. Оговорки являются весьма существенными. Например, одна из них гласит, что Российская Федерация оставляет за собой право не применять ряд приложений к КОТИФ, в том числе Приложение А “Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа (ЦИВ)”.

Что касается заявления, то оно заключается в следующем: Российская Федерация будет применять Приложение В “Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (НИМ)” к перевозкам, осуществляемым на части железнодорожной инфраструктуры от причала паромного комплекса Балтийск до припортовой железнодорожной станции Балтийск, а также от причала паромного комплекса Усть-Луга до припортовой железнодорожной станции Лужская.

Вторую группу источников, регулирующих организацию международных железнодорожных сообщений и осуществление перевозок железнодорожным транспортом, составляют соглашения, участниками которых являются бывшие социалистические страны. Это, в частности, СМГС и СМПС. Оба соглашения подготовлены в рамках действовавшего ранее Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

СМГС было разработано 1 ноября 1951 г. Его участниками являются страны СНГ, Прибалтики, Албания, Польша, Китай, КНДР, Монголия, Вьетнам, Болгария, Иран – всего 22 страны. В этот международный документ неоднократно вносились изменения и дополнения. Последние изменения внесены 1 апреля 2001 г.

СМПС было принято 6 декабря 1950 г., последние изменения внесены 30 мая 1999 г.

Содержание соглашений дополняется и конкретизируется служебными инструкциями, тарифами, правилами, в которых регулируются порядок передачи грузов железной дороги одной страны железной дороге другой, перегрузки и досылки грузов, определены виды тары и упаковки, даются формы документов, составляемых при перевозке.

Источники первой и второй групп относятся к разным правовым системам. В них закреплены различные условия организации и осуществления перевозок пассажиров и грузов. Однако между странами, в которых действуют разные системы источников права, осуществляется активный обмен товарами. Процедура, установленная Международным транспортным тарифом (МТТ) для участников перевозки, применяющих разные правовые системы регулирования международных железнодорожных перевозок, заключается в переоформлении транспортной накладной, составленной на базе одной правовой системы, с учетом требований другой. В самом транспортном документе указывается, что при пересечении границы страны, применяющей другую правовую систему, он переоформляется в соответствии с ее правилами.

К третьей группе источников, регулирующих организацию международных железнодорожных сообщений и осуществление перевозок железнодорожным транспортом, относятся двусторонние соглашения, инструкции и правила, которые обладают различной юридической силой. Соглашения обычно заключаются между правительствами государств или транспортными ведомствами, либо заинтересованными железными дорогами.

Для этой группы источников характерно установление порядка взаимодействия приграничных железных дорог, режима работы пограничных станций, регулирование процедуры передачи и приемки грузов, закрепление порядка пользования вагонами и другими транспортными средствами, а также осуществления взаимных расчетов между железными дорогами. По характеру регулируемых источниками этой группы вопросов их можно подразделить на четыре подгруппы.

Ссылка на основную публикацию